2024/09/11 16:08:47

Электромобили (рынок Китая)


Содержание

Основные статьи:

2024

В Китае начали падать продажи бензина из-за электромобилей

В середине декабря 2024 года китайская нефтеперерабатывающая компания Sinopec сообщила о том, что спрос на бензин в КНР начал падать. Причина — быстрое распространение электрифицированных транспортных средств. Подробнее здесь.

В Китае начали продавать гигантские пауэрбанки для электромобилей. ФОТО

В конце октября 2024 года китайский автомобильный гигант Wuling представил две мобильные зарядные станции для электромобилей. Одна из них представляет собой пауэрбанк размером с тележку для мороженого, другая намного больше, но способна передвигаться и работать полностью автономно. Такие четырехколесные пауэрбанки позволят расширить сети зарядных станций в случае резкого спроса и обеспечить поддержку водителям, оказавшимся в затруднительном положении. Подробнее здесь.

Рост продаж Tesla на фоне субсидирования электромобилей в Китае

Поставки Tesla в Китай в третьем квартале 2024 г достигли рекордного уровня, чему способствовала политика субсидирования электромобилей в стране.

Электромобили впервые в истории обогнали по продажам обычные авто в Китае

В августе 2024 года электромобили (включая гибридные модели) по объему продаж в Китае впервые в истории обогнали машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Об этом говорится в отчете Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), обнародованном в начале сентября 2024-го.

Спрос на электрифицированные транспортные средства в КНР быстро растет. По оценкам, в августе 2024 года продажи таких автомобилей подскочили на 43,2% в годовом исчислении, достигнув 1,03 млн единиц. Их доля составила 53,9% от общенациональных поставок. Таким образом, на машины с ДВС пришлось 46,1%: их объем реализации год к году уменьшился на 28%, оказавшись на отметке 870 тыс. штук.

Продажи гибридных электромобилей в Китае в августе 2024-го выросли на 96,9% в годовом исчислении — до 444 тыс. единиц, что составило 43,2% от общего объема продаж электрифицированных машин. При этом в целом продажи автомобилей всех типов в КНР в августе 2024 года уменьшились на 1% по сравнению с тем же месяцем 2023-го — до 1,91 млн единиц.

Китай использует различные инструменты для стимулирования производства и продаж электромобилей. Это утвержденные на национальном уровне скидки для покупателей, освобождение от 10% налога с продаж, государственное финансирование инфраструктуры (в первую очередь зарядных станций), программы НИОКР и государственные закупки электромобилей. Вместе с тем десятки китайских автопроизводителей стремятся предложить электромобили с увеличенным запасом хода, быстрой зарядкой, интеллектуальными приложениями и другими передовыми решениями.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос

Китай также является крупнейшим в мире рынком электромобилей: в первой половине 2024 года продажи полностью электрических и гибридных моделей в КНР составили 65% от общемирового объема.[1]

BYD доминирует на китайском рынке, продажи Tesla падают

Покупатели автомобилей в Китае избегают Tesla, поскольку конкурирующие производители наводняют крупнейший в мире автомобильный рынок более совершенными моделями электромобилей.

Падение продаж Tesla в Китае во II квартале на 19%

За 15 лет потрачено $230,9 млрд на развитие отрасли электромобилей

С 2009-го по 2023 год китайские власти потратили на формирование и развитие национальной отрасли электромобилей $230,9 млрд. Такие данные содержатся в отчете американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), с которым TAdviser ознакомился в середине августа 2024 года.

Говорится, что Китай использует различные инструменты для стимулирования производства и продаж электрифицированных транспортных средств. Это утвержденные на национальном уровне скидки для покупателей, освобождение от 10% налога с продаж, государственное финансирование инфраструктуры (в первую очередь зарядных станций), программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и государственные закупки электромобилей. В 2023 году в рамках господдержки 87,4% расходов пришлось на освобождение от налога с продаж, а еще 9,4% составили проекты НИОКР.

Китай за 15 лет потратил $230,9 млрд на развитие отрасли электромобилей

В целом, в течение 2009–2023 годов власти КНР потратили на НИОКР, связанные с электромобилями, около $25 млрд. На налоговое освобождение за этот период было израсходовано $117,7 млрд. На государственные закупки электрических автомобилей направлено $18 млрд. Скидки для покупателей обошлись правительству в $65,7 млрд. Государственное финансирование инфраструктуры оценивается в $4,5 млрд.

В материалах CSIS говорится, что на протяжении многих лет китайские автомобильные компании сильно отставали от мировых лидеров в Европе, Восточной Азии и Северной Америке. Однако затем Китай резко сократил разрыв в производстве машин в целом и сделал рывок вперед в сегменте электромобилей. Значительный прогресс продемонстрировали такие компании из КНР, как BYD, Geely, Great Wall, Nio, Li Auto и XPeng. При этом переход от двигателей внутреннего сгорания к электромоторам радикально снизил технологический порог, что позволило выйти на рынок электромобилей компаниям из ИТ-сферы.[2]

2023

Общее число продаж электромобилей в Китае достигло 18 млн штук

По данным BloombergNEF, с начала 2017 по конец 2023 года в Китае было продано более 18 миллионов электромобилей, что составляет почти половину от общего числа продаж в мире и в четыре раза больше, чем в США.

К 2026 году, по прогнозам исследовательской группы, более 50% всех новых пассажирских автомобилей в Китае будут электрическими, в то время как в США этот показатель составит чуть более четверти.

Сеть ЭЗС в Китае больше, чем во всём остальном мире

Китай выпускает более 50% электромобилей в мире

BYD и Tesla лидируют по продажам в I квартале

BYD и Tesla лидируют на рынке электромобилей Китая в 1 кв 2023 г

2022

Доля электромобилей и гибридов в продажах новых авто в Китае за год выросла вдвое и достигла 30%

В начале сентября 2023 года Sinopec, крупнейшая нефтяная компания Китая, заявила, что пик внутреннего потребления бензина миновал, а в дальнейшем спрос на данный вид топлива пойдет на спад.

Китайские покупатели новых автомобилей все чаще выбирают так называемые «транспортные средства на новой энергии» (NEV), то есть, электромобили и гибриды. На долю таких моделей в 2023-м приходится 37,8% в общем объеме продаж пассажирских машин в КНР. Для сравнения: в 2022 году показатель равнялся 30%, в 2021-м — 15,5%, а в 2020 году — только 5,4%.

Пик внутреннего потребления бензина в Китае миновал, а в дальнейшем спрос на данный вид топлива пойдет на спад

В 2022 году по уровню внедрения электромобилей лидировали скандинавские страны, такие как Норвегия (87,8%), Исландия (56,1%) и Швеция (56,1%). Вместе с тем Китай продает примерно в 10 раз больше электромобилей, чем все эти три государства вместе взятые. Причем в КНР остается огромный потенциал для роста сегмента NEV: по состоянию на 2022 год менее 5% автомобилей на китайских дорогах были оснащены электрическими или гибридными силовыми установками.

Sinopec наблюдает падение спроса на бензин, а рост продаж этого топлива не предвидится. Прогнозировалось, что пик потребления нефти наступит в 2025 году. Но на конференции в Чжэнчжоу в августе 2023-го было объявлено, что автомобили на новой энергии спровоцируют сокращение продаж нефтепродуктов в Китае на 15 млн тонн в 2023 году. Sinopec ожидает, что отгрузки топлива продолжат снижаться в 2024-м и в последующие годы.

По данным Международного энергетического агентства, Китай обеспечил более 70% роста мирового рынка нефти в 2023 году. Глобальные продажи нефтепродуктов достигли рекордно высокого уровня — около 102,2 млн баррелей в сутки. Но бензин для легковых автомобилей составляет лишь небольшую долю от указанного объема. Таким образом, не ясно, как бум электромобилей в КНР повлияет на потребление бензина в мировом масштабе.[3]

125 публичных ЭЗС на 1000 электромобилей

Данные за 2022 г.

Продажи электромобилей и гибридов увеличились вдвое

В 2022 году продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов в Китае удвоились, несмотря на то, что весь авторынок был достаточно вялым из-за ограничений, введенных на фоне новых вспышек коронавируса COVID-19.

В 2022 году в КНР продано 5,67 млн электромобилей и подключаемых гибридов , сообщила Китайская ассоциация легковых автомобилей (CPCA). Подъем спроса на такие модели обусловлены тем, что государственные субсидии и высокие цены на нефть заставили покупателей перейти от моделей с двигателями внутреннего сгорания. Было продано более 4 млн полностью электрических автомобилей, что в пять раз больше, чем было продано в США в 2021 году. Таким образом, Китай стал крупнейшим рынком электромобилей.

Розничные продажи "новых энергетических транспортных средств", в категорию которых входят электрические и гибридные автомобили, значительно превысили продажи традиционных автомобилей, продажи которых в 2022 году сократились на 13%. В целом, розничные продажи легковых автомобилей выросли на 1,9% с 2021 года до 20,5 млн, согласно данным CPCA. Это меньше, чем рост более чем на 4% в 2021 году.

Продажи китайских электромобилей удвоились за 2022 год

С 2019 года китайский автомобильный рынок переживает спад после длительного периода стремительного роста, который привлек многих ведущих мировых автопроизводителей. Иностранным совместным предприятиям особенно трудно удержать свою долю рынка в Китае, поскольку все больше отечественных брендов успешно осваивают бурно развивающийся рынок электромобилей, а общие продажи стагнируют.

Общий объем продаж моделей BYD, включающий полностью электрические автомобили и подключаемые гибриды, увеличился более чем в три раза по сравнению с 2021 годом и составил 1,86 млн. автомобилей. Geely Automobile Holdings Ltd. продала более 262 тыс электромобилей в 2022 году, из которых около 72 тыс пришлось на Zeekr, ее премиальный бренд электромобилей, запущенный в конце 2021 года.

Tesla поставила более 710 тыс электромобилей со своего завода в Шанхае в 2022 году. В декабре она продала в Китае около 42 тыс автомобилей, что меньше, чем в ноябре, несмотря на то, что компания начала предлагать скидки. Для того чтобы повысить продажи, компания объявила о снижении цен и скидках, поставив свои Model 3 и Model Y в конкуренцию с другими электромобилями среднего ценового диапазона от отечественных конкурентов, таких как BYD, которую поддерживает Уоррен Баффет.

В июне 2022 года на китайском автомобильном рынке наблюдался взрывной рост, но к концу года он сошел на нет, что стало признаком того, что экономика страны ощущает последствия года политики "нулевого ковида". Аппетит на новые автомобили начал ослабевать в сентябре, а к ноябрю он сократился более чем на 9% по сравнению с 2021 годом.

В декабре 2022 года продажи автомобилей в Китае оживились, увеличившись на 3% по сравнению с 2021 годом и достигнув 2,17 млн единиц, так как потребители воспользовались последними неделями снижения налогов на автомобили и субсидиями на новые энергетические автомобили до истечения срока их действия в конце года.[4]

Число станций для зарядки электромобилей в Китае удвоилось за год

К концу июня 2022 года в Китае было установлено 3,918 млн зарядных станций, что на 101,2% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Об этом свидетельствуют данные Китайского альянса по развитию инфраструктуры зарядки электромобилей (EVCIPA), обнародованные в июле 2022 года.

За первые шесть месяцев 2022 года в стране было построено около 1,301 млн зарядных станций (+388,2% по сравнению с 2021 годом), включая 381 тыс. общественных (+228,4% по сравнению с 2021 годом) и 920 тыс. частных (+511,3% по сравнению с 2021 годом). В июне 2022 года в Китае было установлено около 108 тыс. общественных зарядных станций, что на 65,5% больше, чем в этом же месяце 2021 года.

Число станций для зарядки электромобилей в Китае удвоилось за год

По состоянию на июнь 2022 года, количество общественных зарядных станций в Китае достигло 1,528 млн. единиц, включая 665 тыс. станций постоянного тока, 863 тыс. станций переменного тока и 472 комплексные зарядные станции постоянного и переменного тока, сообщила EVCIPA после обобщения данных, предоставленных членами альянса.

По данным EVCIPA, по состоянию на май 2022 года, с начала 2022 года в Китае в среднем строится около 45 тыс. общественных зарядных станций каждый месяц. На пять крупнейших провинций Китая приходится 38 373 новых зарядных устройств для электромобилей, при этом лидирующие позиции занимает Гуандун, где в 2022 году будет установлено 17 164 новых зарядных устройств. Города Пекин и Шанхай увеличили количество новых зарядных станций для электромобилей на 13 291.

В опубликованном в марте 2022 года отчете Института развивающихся рынков Корнельского университета говорится, что общемировые продажи электромобилей вырастут с 4% от общего объема продаж автомобилей в 2020 году до 70% к 2040 году, при этом ведущим рынком станет Китай.[5]

Китай крепко контролирует цепочку поставок 80% элементов питания для авто

России, странам ЕС и США будет трудно преодолеть контроль Китая над цепочкой поставок электромобилей, писало агентство Bloomberg. Мировые автопроизводители в той или иной степени зависят от китайских партнеров. Производители аккумуляторов этой страны поставляют около 80% элементов питания по всему миру, опираясь на цепочку добычи и обработки, которая все чаще оказывается в руках этой страны.

Позиции стран в добыче ключевых элементов, их переработке и выпуске электромобилей на июль 2022 г

Китайцы протестировали городской автопилот для серийного электромобиля

9 июля 2022 года стало известно о том, что китайский производитель электромобилей XPeng показал испытания бета-версии продвинутой системы помощи водителю City NGP, способной автономно ездить в городских условиях. Автопилот тестировали на серийном электромобиле XPeng P5. Подробнее здесь.

BYD прекратила выпуск автомобилей без электромоторов

В начале апреля 2022 года крупнейший производитель электромобилей в Китае BYD с февраля 2022 года прекратил выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и теперь производит только электрические и гибридные автомобили. Подробнее здесь.

2021

Китай - лидер по экспорту электромобилей

В 2021 году Китай увеличил экспорт электромобилей на 260% в годовом исчислении до почти 500 тыс. единиц. Такие данные предоставили аналитики Nikkei в своем докладе в середине марта 2022 года. Китай стал крупнейшей страной-производителем электромобилей (EV) в мире, обогнав Германию и США, которые вошли в тройку лидеров.

Данные Главного таможенного управления Китая (GAC) показывают, что объем экспорта электрических пассажирских автомобилей из государства без учета коммерческих автомобилей, таких как электробусы, достиг более 499 500 единиц в 2021 году. Между тем, по данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA) и Японской организации внешней торговли (JETRO), в 2021 году Германия экспортировала около 230 тыс. электромобилей, США 110 тыс. единиц, а в Японии 27 400 единиц.

В 2021 году Китай увеличил экспорт электромобилей на 260% в годовом исчислении

Из почти 500 тыс. единиц китайского экспорта электромобилей в 2021 году 230 тыс. единиц было отправлено в Европу, поставки в Океанию достигли 18 тыс. единиц, 6 187 единиц в Японию, и 8 160 единиц в США. Из общего объема экспорта около 100 тыс. - 200 тыс. единиц было отправлено с заводов Tesla в Шанхае, где в основном производятся Model 3 и Model Y.

Китай может стать мировой фабрикой электронной промышленности благодаря зрелости своей цепочки поставок важнейших компонентов. В Китае уже сформированы стандарты производства батарей, используемых в электромобилях (EV), сырья для анодных материалов батарей и сборки EV, что позволяет соответствующим затратам составлять лишь половину от затрат в других местах.

Китай также является ключевым рынком потребления электромобилей. Autocar Japan со ссылкой на данные Jayto Dynamics отмечает, что в 2021 году мировые продажи EV составят около 4,2 млн единиц, и почти половина из них придется на Китай. Часть продаж EV в Китае приходится на миниатюрные EV, такие как Wuling Hongguang Mini, цена которых не превышает $5 тыс. В китайском сегменте электромобилей высокого класса доминируют автомобили Tesla, NIO и XPeng, в то время как в сегменте среднего класса большое внимание уделяется компаниям BYD и Great Wall Motor.

Благодаря субсидиям китайского правительства, продажи электромобилей и подключаемых гибридных электромобилей (PHEV) растут. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2021 году продажи электрофицированных автомобилей в стране достигли 3,52 млн единиц, из которых 3,33 млн единиц являются пассажирские и около 80% объема приходится на EV.[6]

Электромобиль впервые стал самой продаваемой машиной в Китае

В августе 2021 года впервые в истории электрокар стал самым продаваемым автомобилем на китайском рынке. Речь идет о модели Wuling Hongguang Mini EV. Статистика была опубликована в сентябре 2021-го.

По итогам последнего летнего месяца 2021 года в КНР было продано 1,5 млн экземпляров Wuling Hongguang Mini EV, что на 175% больше, чем годом ранее. Следом расположились седаны Nissan Sylphy и Volkswagen Lavida, а четвертое место занял электромобиль Tesla Model 3.

Рейтинг самых продаваемых электрокаров в КНР

Ключевым фактором высокой популярности Wuling Hongguang Mini EV стала низкая цена, которая начинается с $4500. Очевидно, что за такие деньги машина не будет иметь продвинутые технические характеристики: максимальная скорость ограничения 100 км/ч, мощность электромотора Wuling Hongguang Mini EV составляет всего 27 л.с., а запас хода — 120-170 км. Впрочем, для коротких городских поездок в загруженных городах этих показателей вполне хватает. При наличии четырех посадочных мест багажника практически нет, однако если задний ряд сложить, то багажное отделение имеет объем 741 литр.

Китай стремится достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060-м. В рамках этой цели с 2009 года правительство КНР предлагает покупателям электромобилей субсидии и освобождает их от налогов, а также активно строит зарядные станции для такого автотранспорта.

Большая часть продаж электромобилей приходится на крупные китайские города с населением от 5 млн человек. Это происходит в основном из-за более высоких льгот там. При этом еще более высокий спрос на электрокары наблюдается в небольших населенных пунктах, где люди совершают короткие поездки. Во многом из-за региональных автомобилистов недорогая модель Hongguang Mini EV вырвалась в лидеры.[7]

Власти Китая будут закрывать производителей электромобилей, которые не выполняют KPI

В начале сентября 2021 года правительство Китая сообщило о намерении объединить небольших производителей электромобилей в стране. За десятилетний период развития этой отрасли в КНР появилось приблизительно 300 предприятий и некоторые из них едва ли жизнеспособны.

«
В будущем производители электромобилей должны становиться крупнее и мощнее. Сейчас на рынке слишком много производителей электрокаров, эти компании в основном мелкие и разрозненные. Потенциал рынка должен быть максимально реализован, мы будем поощрять слияние и реструктуризацию предприятий в электромобильном секторе, чтобы укрепить его, - отметил министр промышленности и информационных технологий Китая.
»

Власти Китая планирует закрывать производителей электромобилей, которые не выполняют KPI

По состоянию на сентябрь 2021 года китайский рынок электромобилей является крупнейшим в мире, на нем присутствует около 300 производителей. Быстрый рост китайского рынка электромобилей был вызван государственными субсидиями, которые побуждали потребителей переходить на более экологически чистые автомобили. Согласно данным Министерства промышленности и информационных технологий, общие субсидии центрального правительства на закупку экологичных транспортных средств составили $5,1 млрд за пять лет до 2020 года.

Теперь, однако, правительство Китая намерено сократить количество производителей, так как не все выполняют KPI. Средний коэффициент использования производственных мощностей для автопроизводителей в Китае в 2020 году составил около 53%, согласно расчетам, предоставленным властями провинции Цзянсу в Национальную комиссию по развитию и реформам в 2021 году.

По сообщению Bloomberg, регулирующие органы КНР рассматривают возможность установления минимального уровня использования производственных мощностей для отрасли, а провинции, которые не соблюдают его, не смогут утверждать новые проекты до тех пор, пока не появятся избыточные мощности.[8]

СП SAIC-GM-Wuling лидирует на рынке электромобилей Китая с моделью за $4500

С июля 2020 года китайский автопроизводитель SGMV (SAIC-GM-Wuling Automobile) доминирует на крупнейшем в мире рынке электромобилей.

Почти каждый месяц он опережает более крупных игроков и даже Tesla со своим крошечным, "голым" электромобилем Hongguang Mini, цена которого начинается всего от 4500 долларов. "На данный момент это самый продаваемый электромобиль в одержимом электромобилями Китае".

BMW планирует построить 360 тыс. пунктов зарядки электромобилей в Китае

В начале июня 2021 года BMW Group сообщила, что планирует построить 360 000 пунктов зарядки электромобилей в Китае до конца года. Об этом заявил генеральный директор BMW в Китае Йохен Голлер (Jochen Goller) в четверг на саммите по устойчивому развитию Китая, проходящем в Пекине.

Компания также сообщила, что китайские заводы BMW планируют к концу 2021 года добиться снижения выбросов углерода в рамках программы, которая должна сократить выбросы в производственной цепочке на 80% к 2030 году. Кроме того, BMW планирует выпустить в Китае 12 полностью электрических моделей к 2023 году. Аналитики отмечают, что в этом нет ничего удивительного - Китай считается крупнейшим в мире рынком электромобилей. Ожидается, что уже к 2025 году пятая часть всех продаваемых в Китае автомобилей будут электрическими.

BMW строит в Китае сотни тысяч зарядных станций для электромобилей
«
Как многонациональная компания с крупным рынком сбыта в Китае, BMW полностью поддерживает переход страны к низкоуглеродной экономике и ставит экологичность во главу угла нашей собственной стратегии, - отметил Йохен Голлер в своем заявлении.
»

Президент Китая Си Цзиньпин поставил целью сделать китайское производство углеродно-нейтральным к 2060 году, и руководство BMW с радостью пошло ему навстречу, намереваясь превратить страну в электростанцию по производству электромобилей. Согласно китайскому плану разработки автомобилей на новых источниках энергии, к 2025 году доля электромобилей может вырасти до 20% от общего объема продаж новых автомобилей, тогда как в 2021 году эта цифра составляет лишь 5%. BMW намерена воспользоваться этим и планирует выпустить 12 полностью электрических моделей BMW и Mini в Китае к 2023 году, охватив все основные сегменты рынка. Совместное предприятие BMW с Great Wall Motor Co. должно начать производство в 2023 году.[9]

Запрет на управление электромобилями Tesla чиновникам и военным в КНР

В середине марта 2021 года Китай запретил использование электромобилей Tesla некоторым государственным и военным служащим. При этом руководство страны сослалось на соображения национальной безопасности.

Функции автоматического вождения Tesla, такие как «Навигация на автопилоте», полагаются на камеры больше, чем на системы конкурентов. Генеральный директор Tesla Илон Маск назвал лидары слишком дорогими и ненужными для автономных систем.

Однако правительство Китая встревожил тот факт, что датчики электромобилей Tesla фиксируют окружающую обстановку, время и место использования автомобиля, а также отслеживают личную информацию водителя, то есть могут стать источником утечек и использоваться для слежки за сотрудниками ключевых госучреждений Китая. Китай крайне обеспокоен тем, электромобили могут отправлять в США собранные данные.

Чиновникам и военным в КНР запретили ездить на электромобилях Tesla

По информации издания The Wall Street Journal, сотрудникам оборонных ведомств и госкомпаний КНР было предписано перестать ездить на работу на автомобилях Tesla. Также им было запрещено заезжать на этих автомобилях в жилые комплексы, где проживают их семьи.

При этом, согласно анализу JL Warren Capital, китайский рынок начинает играть все более важную роль для Tesla. Именно Китай в 2020 году помог компании достичь рекордного объема поставок по всему миру — более 500 тысяч автомобилей. Самым продаваемым электрокаром в Китае по итогам 2020-го стала модель Model 3 (более 138 тысяч машин). Tesla Model 3 и Model Y заняли примерно 13% рынка электромобилей в Китае за первые два месяца 2021 года.

В то же время Tesla сталкивается с растущей конкуренцией в Китае, даже когда речь идет о таких функциях, как автопилот. Xpeng (XPEV) стал первым китайским автопроизводителем, который использует оборудование Nvidia для разработки расширенного ПО для помощи водителю, и его система считается самой эффективной в стране, опережая аналогичные продукты от Nio и Tesla.[10]

2020: Европа обошла Китай и стала крупнейшим рынком электромобилей

В начале февраля 2021 года стало известно, что в 2020 году Европа обогнала Китай и стала крупнейшим в мире рынком электромобилей. Согласно отчету аналитика Маттиаса Шмидта (Matthias Schmidt), на ключевых европейских рынках было зарегистрировано 1,33 млн новых электромобилей, а в Китае - 1,25 млн. Подробнее здесь.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии:



Примечания