2021/08/23 16:52:47

Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России

23 августа 2021 года правительство РФ утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта. Статья посвящена ее реализации.

2021: Утверждение концепции

23 августа 2021 года правительство РФ утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспортах. В документе сформулированы первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе – развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры.

Также в концепции подчеркивается необходимость совершенствования регуляторной среды. В частности, планируется разработать порядок проектирования парковочных пространств для электротранспорта, актуализировать ряд технических регламентов и документов в сфере стандартизации.

Реализация концепции рассчитана на два этапа (фото - РИА Новости/Кирилл Каллиников)

По итогам первого этапа до 2024 года должна быть подготовлена база для массового производства электромобилей. По итогам второго – 2025–2030 годы – их выпуск должен достичь 10% от общего объёма производства транспортных средств в стране. Всего же, как ожидается, в процессе формирования новой отрасли будет создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Согласно документу, к 2024 году в стране планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них, из которых не менее 2,9 тыс. штук – быстрые зарядные станции. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы

А среди ключевых целевых показателей реализации второго этапа концепции: запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей; запуск в эксплуатацию не менее 72 тыс. штук зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. штук - быстрые зарядные станции; запуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок.

Для создания разветвлённой сети зарядных устройств осенью 2021 года правительство должно определить перечень территорий, на которых начнётся формирование такой инфраструктуры. Также будут приняты правила предоставления субсидий на открытие станций.

Важнейшее направление работы – поддержка производства электромобилей и стимулирование спроса на них. Такие транспортные средства, например, будут включены в программы льготного кредитования и лизинга, а со следующего года планируется запустить эксперимент по свободному проезду электромобилей по платным дорогам.

Также планируется проработать вопрос о возможности установления с 2024 года минимальной доли отечественных электротранспортных средств, а также зарядных станций для них в целях их использования для государственных и муниципальных нужд и для нужд отдельных видов юридических лиц.

Кроме того, производителям электротранспорта и аккумуляторов будут доступны субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов, а также специальные инвестиционные контракты (СПИК). На аналогичную поддержку смогут рассчитывать и производители водородных топливных элементов. Полный перечень мероприятий, направленных на развитие этой подотрасли, должен быть представлен в течение трёх месяцев.

Особая роль в концепции отводится развитию сопутствующих сквозных технологий. Сформируется перечень сквозных технологий, включающий новые производственные технологии, в том числе платформенные ИТ-решения, новые и портативные источники энергии, нейротехнологии и ИИ - системы управления автомобилем и помощи водителю, биотехнические системы, компоненты для умного автомобиля и др.

Одним из факторов, с которыми связаны планы по развитию отрасли электротранспорта в России, является снижение в мире спроса на углеводороды, следует из опубликованного документа. Целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех стран мира, включая РФ, говорится в концепции.

«
Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, РФ не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии – транспорт – стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива. И важнейшей причиной изменений в этом процессе стало увеличение производства электромобилей, растущего на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса, - отмечают авторы концепции. - В настоящее время РФ необходимо определить свою роль на интенсивно формируемом глобальном рынке, а также сформировать внутреннюю политику по отношению к глобальным автомобильным концернам и национальным производителям в сегменте электротранспортных средств, определить зоны защиты и зоны перспективной кооперации.
»

Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго и Минтрансу совместно с заинтересованными ФОИВами предстоит разработать перечень мероприятий по развитию автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах и инфраструктуры для него в течение 3 месяцев со дня опубликования распоряжения правительства об утверждении концепции. А Минобрнауки в тот же срок должно разработать перечень мероприятий по проведению фундаментальных научных исследований в области технологий электрического автомобильного транспорта.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии: