Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2023/08/17 16:55:17

Чат-боты в медицине


Содержание

[Свернуть]

Основная статья: Чат-боты (Chat-bot) Виртуальные собеседники

Медицинские чат-боты представляют собой программное обеспечение, которое использует искусственный интеллект для выполнения задач пациентов. В частности, сервисы позволяют записаться на приём к врачу, найти клиники поблизости и получить доступ к информации о лекарствах. Кроме того, медицинские чаты-боты могут использоваться для проверки симптомов заболевания и других задач по оказанию медпомощи.

2025: Нейросеть от ученых Сеченовского Университета и "Нейромеда" сдала аттестационный экзамен для ординаторов

Чат-бот Neuromed AI на базе генеративного ИИ, разработанный учеными Сеченовского Университета и специалистами технологического стартапа «Нейромед», прошел государственную итоговую аттестацию, завершающую процесс обучения ординаторов по направлениям кардиологии и онкологии. Об этом университет сообщил 18 февраля 2025 года. Подробнее здесь.

2024

Российский ИИ-ассистент сдал врачебный экзамен на 92%

Российская команда разработчиков создала искусственный интеллект для врачей. Как в конце декабря 2024 года разработчики продукта рассказали медтех-порталу Zdrav.Expert, "Медицинский Ассистент ИИ" сдал врачебный экзамен на 92% и уже активно помогает практикующим врачам экономить до 70% времени при работе с медицинской документацией. Подробнее здесь.

Россиянам поможет заботиться о здоровье AI помощник на базе GigaChat

12 декабря 2024 года представлен AI-помощник, который поможет россиянам заботиться о здоровье. Технологию разработали учёные Института AIRI и компания СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбера) на базе нейросетевой модели Сбера GigaChat. Подробнее здесь.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала чат-бот «Индекс этичности систем искусственного интеллекта в медицине». Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику. Об этом НИУ ВШЭ сообщила 13 ноября 2024 года. Подробнее здесь.

Чат-боты в здравоохранении: как защитить интересы пользователей

Благодаря активному развитию технологий в сфере искусственного интеллекта, насущным стал вопрос об этических принципах искусственного интеллекта (ИИ), особенно для чат-ботов в сфере здравоохранения.

На законодательном уровне отношения, связанные с этическими аспектами технологий ИИ, в настоящее время слабо урегулированы. С одной стороны, существует огромный пласт разрозненных и не систематизированных правовых норм, положения которых в той или иной степени затрагивают эту сферу, а следовательно, должны неукоснительно соблюдаться. С другой стороны, разработан Кодекс этики искусственного интеллекта, который поддержан крупнейшими игроками рынка ИИ в России, но, к сожалению, носит лишь рекомендательный характер.На страже безопасности: как компании с закрытым контуром выбрать систему КЭДО

В то же время, сфера здравоохранения является особой "территорией", и риск негативного влияния ИИ на жизнь и здоровье человека в ней выше. Как отследить и не нарушить границы допустимого, читайте в статье.

2023: В Минздраве РФ сообщили о внедрении голосовых помощников медиков в 29 регионах

В 29 российских регионах используются голосовые помощники в здравоохранении. Об этом замглавы Минздрава РФ Павел Пугачев сообщил 17 августа 2023 года.

По его словам, речь идет о применении специальных роботизированных систем для приема и обработки звонков граждан, а также для напоминаний, например, о визите к врачу.

В 29 российских регионах используются голосовые помощники в здравоохранении

Пугачев привел в пример опыт Белгородской области. По его словам, раньше в регионе было 67 телефонных номеров регистратур поликлиник и фиксировалось более 3 тыс. жалоб на невозможность дозвониться. Теперь для записи на прием к врачу и вызова специалиста на дом используется единый телефонный номер.

«
При этом одновременно обрабатывается 400 линий, 100% всех входящих звонков принимает робот, из которых 60% обращений успешно получают услугу без перевода разговора на оператора. Нет ни одной жалобы на невозможность дозвониться. Применение роботизированной системы обработки телефонных звонков существенно повысило удовлетворенность населения по обращениям для записи на прием к врачу, - добавил заместитель министра здравоохранения России.
»

По данным Just AI, к началу 2023 года на рынке разговорного ИИ в России работали более 100 компаний, многие из них растут на 200-400% в год. При этом о жесткой конкуренции между ними речи не идет, так как большинство голосовых сервисов имеют узкую специализацию и заточены под конкретных заказчиков, отмечают исследователи.

По прогнозам Just AI, рынок разговорного ИИ сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году составит в объеме $561 млн. Причем если к 2023 году ключевым заказчиком речевых интеллектуальных решений является госсектор, то через пять лет, по прогнозам Just AI, половину всего российского рынка займет сегмент специализированных продуктов для бизнеса.[1]

2020: «Герофарм» представила систему диагностики речи «Спектрограмма»

30 октября 2020 года стало известно, что фармацевтическая компания «Герофарм» представила систему диагностики «Спектрограмма», помогающую выявлять нарушения речи у детей от 2 до 6 лет. Все, что нужно сделать родителям — открыть чат-бот и попросить ребенка сказать несколько фраз. Подробнее здесь.

2018: Расходы на медицинских чат-ботов достигли $116,9 млн

Мировые расходы на чат-ботов, используемых в здравоохранении, по итогам 2018 года достигли $116,9 млн, подсчитали в исследовательской компании ResearchAndMarkets. Данные обнародованы в конце февраля 2020-го.

Аналитики не раскрыли динамику в сравнении с 2017 годом, но заявили, что рынок растёт. Его объём, как ожидается, увеличится до $345,3 млн к 2026 году, а среднегодовые темпы роста рынка будут измеряться 14,5%.

С развитием технологий и накоплением объёмов медицинских данных, появилась возможность реализовать более умные опросники. Они подстраиваются под ситуацию, меняя «линию поведения» в зависимости от ответов пользователей.

По словам экспертов, спрос на медицинских чат-ботов увеличивается по мере того, как клиники стремятся к экономии. Кроме того, рост рынка стимулируют внедрение умных устройств, растущее проникновение интернета, увеличение времени ожидания пациентов и отсутствие эффективных средств управления данными пациентов в разных странах мира. Ещё один драйвер заключается в том, что медучреждения и пользователи становятся всё более осведомленными о преимуществах медицинских чат-ботов.

При этом системы только совершенствуются, формулируя всё более персонализированные вопросы на основании информации, которую сообщает ей пациент. Чат-боты даже помогают ставить диагнозы на основе задаваемых вопросов — в частности, связанных с локализацией источника боли (например, «возникают ли болевые ощущения позади глазного яблока при движении глаз»).

Главным препятствием на пути развития рынка чат-ботов считаются проблемы с конфиденциальностью данных.[2]

Новые технологии в здравоохранении



Оценки рынка

2024: Объем мирового рынка мобильной медицины за год вырос до $36,68 млрд

В 2024 году расходы на глобальном рынке мобильной медицины (mHealth) составили $36,68 млрд. Около 30% от этой суммы пришлось на североамериканский регион. Такие показатели отражены в обзоре Fortune Business Insights, с которым TAdviser ознакомился в середине апреля 2025 года.

Под mHealth аналитики подразумевают медицинское обслуживание (мониторинг, профилактика заболеваний, диагностика и пр.) с использованием мобильных устройств и беспроводных технологий передачи данных, в том числе сотовой связи. Пациенты могут использовать различные носимые гаджеты и сенсоры для отслеживания собственных данных о состоянии здоровья. Сопутствующие мобильные приложения позволяют анализировать собранную информацию, получать напоминания, рекомендации и пр. Инструменты mHealth широко применяются для мониторинга различных заболеваний, включая сердечнососудистые недуги, диабет, бессонницу и пр. Платформы mHealth также помогают организовать эффективное взаимодействие между пациентами и врачами. При этом поставщики медицинских услуг могут сократить расходы, связанные с традиционным очным приемом посетителей.

В исследовании сказано, что пандемия COVID-19 оказала положительное влияние на отрасль. Люди по всему миру стали уделять повышенное внимание своему здоровью, что привело к увеличению спроса на носимые устройства, позволяющие оценивать состояние организма. Кроме того, на фоне самоизоляции граждан и карантинных ограничений активно развивались цифровые медицинские платформы. Повышению спроса на решения mHealth также способствуют растущая распространенность хронических заболеваний и старение населения. Сердечные недуги, диабет, гипертония и многие другие патологии требуют постоянного отслеживания состояния пациента или регулярных осмотров в медучреждениях. Инструменты mHealth упрощают процесс, предлагая функции дистанционного мониторинга.

Важную роль в развитии отрасли играют технологические достижения, включая внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения, а также появление более совершенных датчиков и носимых устройств. Алгоритмы ИИ способны с высокой скоростью анализировать огромные массивы информации о состоянии здоровья, отслеживая опасные отклонения показателей и генерируя рекомендации. Вместе с тем носимые гаджеты обрастают дополнительными функциями, предлагая расширенные возможности по контролю параметров жизнедеятельности организма.

Авторы исследования сегментируют рынок на решения для управления заболеваниями/лечением, отслеживания показателей здоровья и пр. Второй из этих секторов обеспечил львиную долю выручки в 2024 году, тогда как на первый пришлось 27,8%. В географическом плане лидирует Северная Америка с затратами в размере $11,21 млрд, что соответствует 30,6% от общемировых расходов. Расширению сферы mHealth здесь способствуют развитая инфраструктура связи и высокие темпы внедрения передовых цифровых технологий. В глобальном масштабе значимыми игроками названы:

В 2025 году расходы в секторе мобильной медицины во всем мире, как ожидается, поднимутся до $40,65 млрд. Аналитики Fortune Business Insights полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) на рассматриваемом рынке составит 11,8%. В результате, к 2032 году затраты, по оценкам, могут увеличиться примерно до $88,7 млрд.[3]

Смотрите также (мессенджеры)


Мессенджеры

Чатботы


Системы мгновенных сообщений с пользователями сайта


Локальные