2024/11/28 17:40:59

Соки и нектары (рынок России)


Содержание

2023: Сокращение производства ананасового сока в России на 6,1% до 8,3 млн банок

Производство ананасового сока в России в 2023 году достигло 8,3 млн банок, что на 6,1% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании TK Solutions, которые были опубликованы в ноябре 2024 года.

Южный федеральный округ лидирует по производству ананасового сока (86,2% производства за период с 2017 по 2023 гг.), на втором месте – Приволжский ФО (12% производства).

2022

Снижение продаж соков и нектаров на 8% до 2,2 млрд литров

В 2022 году в России было продано 2,2 млрд литров соков и нектаров, что на 8,1% меньше, чем годом ранее. Такие данные аналитики BusinesStat обнародовали в декабре 2023 года.

Падение рынка соков исследователи связали с повышением цен. Средняя цена соков и нектаров наиболее высокая среди всех видов безалкогольных напитков, при этом она продолжает ежегодно расти, отмечают в BusinesStat.

По словам аналитиков, соки и нектары не являются продукцией первой необходимости, поэтому потребители легче отказываются от их покупки. В условии снижения денежных доходов россиян соки в потребительской корзине заменялись на нектары, а нектары, в свою очередь, на более дешевые напитки – газированную воду, квасы и сокосодержащие напитки. Сыграло свою роль и снижение активности со стороны двух крупнейших производителей безалкогольных напитков в России.

В 2022 году группа PepsiCo, которой принадлежат бренды соков «Любимый», «J7», «Фруктовый Сад» и Я», а также Coca-Cola – владелец брендов «Добрый», «Моя Семья» и Rich, резко снизили свою маркетинговую активность из-за неопределенности на рынке и санкций. Негативно на продажах соков и нектаров в 2022 году отразились и проблемы с приобретением и доставкой концентратов для производства, упаковки и красителей.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 13.6 т

По прогнозам специалистов, в 2023 году российский рынок соков вернется к росту. Производители адаптируются к новым условиям, решатся проблемы с упаковкой и красителями, будут налажены новые маршруты доставки импортных концентратов. Положительно скажется и введение с июля 2023 г. акциза на сладкие прохладительные напитки в размере 7 рублей на литр продукции. Соки и нектары не попадают под действие акциза, благодаря чему разрыв в цене между ними и подакцизными напитками, в число которых входят газированные напитки, сократится, а часть покупателей газировки переориентируется на соки и нектары[1]

Снижение продаж концентратов на 0,8% до 236 тыс. тонн

В 2022 году в России было продано 236 тыс. тонн соковых концентратов, что на 0,8% меньше, чем годом ранее. Объем рынка начал снижаться после нескольких лет роста. Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinessStat, обнародованные в августе 2023 года.

По словам исследователей, уменьшение продаж концентратов стало следствием снижения покупательской способности населения из-за кризиса и, соответственно, потребления готовых соков и нектаров. Кроме того, уход с российского рынка таких гигантов, как Coca-Cola и PepsiCo, помимо газированных напитков, производящих также соки и нектары и являющихся покупателями соковых концентратов, также негативно сказался на продажах.

Дополнительным негативным фактором для рынка в 2022 году стали западные санкции. Введение торговых ограничений в отношении России привело к затруднению доступа отечественных компаний к зарубежному сырью, технологиям, оборудованию, финансам и рынкам, что негативно сказалось на объемах выпуска соковых концентратов внутри страны. Санкции также повлияли на курс рубля, инфляцию, инвестиционную активность в России, что ухудшило экономическую ситуацию в стране и привело к сокращению спроса на промышленные соковые концентраты.

Как отмечается в исследовании BusinessStat, в период 2018-2021 гг. продажи промышленных соковых концентратов в России ежегодно росли и увеличились за период на 16,8%: с 204 до 238 тыс т. Положительное влияния на рынок в эти годы оказало оживление спроса на готовую соковую продукцию на фоне восстановления покупательской способности населения после кризиса 2014-2016 гг. Также благоприятным фактором в эти годы послужило расширение продуктовой линейки соковых концентратов, появление новых вкусов и производителей, добавляют аналитики.[2]

См. также

Примечания