Основная статья: Экономика России
2024
10 крупнейших российских портов по обороту контейнеров
28 января 2025 года Морцентр-ТЭК представил рейтинг крупнейших российских портов по контейнерообороту за 2024 год, где лидирующую позицию занял порт Владивосток с объемом 1,645 млн TEU, увеличив показатель на 8,3%.
Как передает «Интерфакс», второе место занял Большой порт Санкт-Петербург с показателем 1,374 млн TEU, что на 31,3% больше показателя 2023 года. На третьем месте расположился Новороссийск с оборотом 1,066 млн TEU, продемонстрировав рост на 6,5%.
Четвертую позицию занял порт Восточный в Приморском крае с объемом 547 тыс. TEU, несмотря на снижение показателя на 14,4%. На пятом месте — порт Калининград, увеличивший перевалку на 49,2% до 252,7 тыс. TEU.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Шестое место в рейтинге занял порт Находка со 150 тыс. TEU, увеличив показатель в 2,4 раза. На седьмой позиции — порт Корсаков с оборотом 143,6 тыс. TEU, показав незначительное снижение на 0,2%.
Общий контейнерооборот морских портов России в 2024 году достиг 5,591 млн TEU, что на 12,7% превышает показатель 2023 года, — сообщили в Морцентре-ТЭК. |
Восьмое место занял Петропавловск-Камчатский, обработавший 108,9 тыс. TEU, сократив объем на 2,6%. Девятую позицию занял порт Магадан с оборотом 80,9 тыс. TEU и ростом на 3,3%. Замыкает десятку порт Дудинка с показателем 64,2 тыс. TEU и приростом 0,5%.
В экспортном направлении было перегружено 1,958 млн TEU с ростом на 13,5%, в импорте — 2,349 млн TEU с увеличением на 15,2%, в транзите — 34,4 тыс. TEU со снижением на 69,6%, в каботаже — 1,249 млн TEU с приростом 15,3%.
По морским бассейнам контейнерооборот распределился следующим образом: Дальневосточный — 2,687 млн TEU с ростом на 4,6%, Балтийский — 1,635 млн TEU с увеличением на 34,5%, Азово-Черноморский — 1,066 млн TEU с приростом 6,5%, Арктический — 193,8 тыс. TEU с ростом на 17,7%, Каспийский — 8,7 тыс. TEU со снижением на 13,1%.
Количество груженых контейнеров выросло на 13,1%, достигнув 4,157 млн TEU, число порожних увеличилось на 11,5% до 1,434 млн TEU. В структуре перевозок доля экспортных операций составила 35%, импортных — 42%, каботажных — 22,3%, транзитных — 0,6%.[1]
В Калининградской области заработал новый порт за ₽7,4 млрд
Морской терминал в Пионерском Калининградской области, строительство которого обошлось в ₽7,4 млрд, приступил к регулярному приему судов на линии Усть-Луга — Пионерский 23 декабря 2024 года. Подробнее здесь
Построенный за ₽90 млрд терминал Lugaport в Ленобласти начал принимать самые тяжелые морские суда
В начале октября 2024 года универсальный терминал Lugaport в Ленинградской области, строительство которого обошлось в ₽90 млрд, принял первое судно класса Post Panamax с осадкой 14,5 м. Подробнее здесь
«Адамант» продал 50% оператора морского порта «Витино»
В середине сентября 2024 года стало известно о том, что комбинированный закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Кварк» стал совладельцем ООО «Норд Стар», которое является оператором морского порта «Витино». В рамках сделки часть своей доли продал совладелец и вице-президент холдинговой компании «Адамант» Владимир Голубев. Подробнее здесь
На Дальнем Востоке за 51,8 млрд рублей запустили специализированный порт с собственной железнодорожной инфраструктурой
В начале сентября 2024 года на Дальнем Востоке был запущен новый специализированный порт с собственной железнодорожной инфраструктурой. Проект, реализованный резидентом Свободного порта Владивосток — компанией «Морской порт «Суходол»», стал важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры региона. Строительство порта направлено на обеспечение доступа к морским путям для малых и средних угледобывающих предприятий. Общая стоимость проекта составила ₽51,8 млрд. Подробнее здесь
Председатель совета директоров ГК «Дело» купил порт Корсакова на Сахалине
Российский бизнесмен и председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев в апреле 2024 года сообщил о покупке порта Корсакова на Сахалине. Финансовые условия сделки не раскрываются. Подробнее здесь.
На строительство морских портов в России до 2030 года заложено 400 млрд рублей
На строительство морских портов в России до 2030 года заложено 400 млрд рублей в рамках федеральной программы «Транспорт». Об этом в конце февраля 2024 года рассказал замгендиректора по капитальному строительству ФГУП «Росморпорт» Владимир Аборнев. По его словам, около 100 млрд рублей из общей суммы должно поступить из федеральные бюджета и 300 млрд рублей — от частных инвесторов.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные, которые Аборнев привел на конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» в конце февраля 2024 года, до 2030-го планируется построить около 220 млн тонн портовых мощностей и выполнить дноуглубительные работы на 35 млн кубометров. Причем ежегодный объем стандартных дноуглубительных работ в рамках деятельности «Росморпорта» составляет порядка 15 млн кубических метров, отметил замглавы предприятия.
В рамках реализации нацпроекта «Транспорт» планируется выполнить несколько инициатив в сфере портов. Среди них — масштабная модернизация портов Усть-Луга, Владивосток, Восточный и Находка с появлением новых грузовых терминалов, строительство морского терминала «Порт Эльга», возведение угольных терминалов в порту Ванино. На юге России намечено создание современных причалов в порту Новороссийск и расширение портов Каспия.
Кроме того, ранее Правительство РФ выделило 27,5 млрд рублей на расширение порта Певек, расположенного в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Там планируется развернуть грузовые причалы, гидротехнические сооружения, включая акваторию, подходной канал и дамбу. Предполагается, что созданная инфраструктура обеспечит установку дополнительных плавучих атомных энергоблоков, что даст возможность вывести на проектную мощность Баимское месторождение и отгружать на терминале до 2 млн т добываемых там металлов.[2]
В Мурманске построят морской порт за 20 млрд рублей
В середине февраля 2024 года стало известно о проекте универсального морского порта в Мурманске. Он будет создан до 2028 года, а инвестиции в строительство составят 20 млрд рублей. Об этом рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации АО «Мурманский морской рыбный порт» (ММРП) Андрей Бородин. Подробнее здесь.
2023
Рекордный грузооборот морских портов - 900 млн тонн
Директор департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев оценил грузооборот морских портов страны по итогам 2023 года в 900 млн тонн, что, по его словам, стало абсолютным рекордом за всю историю СССР и России.
Контейнерооборот портов России за год вырос на 15%
Контейнерный грузооборот морских терминалов в портах России за 2023 года достиг 4,72 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 15,5% больше, чем годом ранее. Такие данные по всему рынку в январе 2024 года привел его крупнейший участник - компания Global Ports. Подробнее здесь.
Путин подписал закон о приватизации заброшенных речных портов за рубль
В конце ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон о приватизации заброшенных речных портов по стартовой цене в один рубль. Приобрести такие объекты речной инфраструктуры можно будет только при выполнении обязательного условия - их нельзя будет перепрофилировать и использовать не по назначению.
Согласно закону, договор купли-продажи объекта должен устанавливать срок его приведения в порядок в пределах пяти лет. В случае невыполнения данного условия договор с новым собственником будет расторгнут без возмещения затрат. Критерии отнесения портов к невостребованным объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются правительством РФ.
В пояснительной записке отмечается, что отсутствие бюджетного финансирования на содержание причальных сооружений , а также «отсутствие у эксплуатирующих организаций правовой основы для использования собственных средств на их ремонт» уже привели к запрету на эксплуатацию причалов в московском Западном порту, а также в Тюменском, Якутском и Ульяновском портах. Ряд портов прекратили деятельность (Московский Западный, Волгоградский, Нижегородский, Чебоксарский, Костромской, Уфимский, Кинешемский и ряд более мелких).
Опрошенные «Ведомостями» юристы отметили отсутствие в законе критериев «степени нарушения инвестиционных обязательств и возмещения затрат со стороны государства при расторжении таких договоров». Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева говорит, что при неисполнении инвестобязательств (если оно будет признано существенным) в договоре купли-продажи такой договор может быть расторгнут на основании ст. 450 Гражданского кодекса. А при нецелевом использовании речного порта объект недвижимости может быть изъят государством, может быть наложен и административный штраф, добавила она.[3]
2022
Российские морские порты восстановили грузооборот до допандемийного уровня
Грузооборот российских морских портов в 2022 году восстановили на том уровне, который был в 2019 году до пандемии коронавируса COVID-19 в объеме 840 млн тонн. Информацией об этом поделился Росморречфлот в начале января 2023 года.
В части строительства инфраструктуры в неблагоприятных внешнеэкономических санкционных условиях удалось не допустить заморозки проектов развития и продолжить реализацию сооружения всех ключевых инфраструктурных объектов,— сообщает ведомство. |
Прирост производственных мощностей морских портов РФ по итогам 2022 года составил 36,64 млн тонн, что стало возможным благодаря успешной реализации:
- Строительства специализированного угольного терминала «Порт Вера» в районе мыса Открытый (Приморский край) мощностью 4,55 млн тон;
- Строительства инфраструктуры морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае мощностью 5,43 млн тонн;
Строительства морского терминала в районе КС «Портовая» в морском порту Высоцк мощностью 1,66 млн тонн;
- Ввода в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов в морском порту Тамань мощностью 25 млн тонн.
Помимо этого, в агентстве подчеркнули, что специалистам удалось обеспечить переориентацию грузопотоков из Северо-Западного бассейна в восточном направлении. Речь идет о перевалке контейнерных грузов в портах Дальнего Востока за 11 месяцев 2022 года, которые выросли на 8,3%.
В соответствии с действующими планами обновления обслуживающего флота, к концу 2022 года было построено и передано бассейновым администрациям 16 судов, в том числе, 4 обстановочных теплохода проекта 3052; 6 промерных судов проекта 3330; 2 несамоходных земснаряда проекта № 4395 и 4 промерных судна проекта RDB 66.62.[4]
Резкое сокращение перевалки в портах России после начала конфликта на Украине
Грузооборот портов в России в 2022 году:
- Санкт-Петербург — 38,8 млн тонн (-37,5% к 2021)
- Новороссийск — 147,4 млн тонн (+3,3%)
- Владивосток — 32,2 млн тонн (+8,9%)
Контейнероборот по бассейнам:
- Балтийский — 1 млн TEU (-56%)
- Азово-Черноморский — 765,19 тыс TEU (-9%)
- Дальневосточный — 2,3 млн TEU (+8,2%)
По итогам января-ноября 2022 года экспортная перевалка в портах России сократилась на 25,5%, до 1,53 млн TEU, импортная — на 30,2%, до 1,5 млн TEU, транзитная — на 33%, до 124,89 тыс. TEU.
Контейнерооборот российских морских портов за полный 2022 год сократился на 23%.
2021: Новороссийск и Усть-Луга в 5-ке крупнейших портов Европы
Из топ-5 крупнейших по объёму грузооборота портов Европы два находятся в России: это Новороссийск (третье место, почти 143 миллиона тонн груза) и Усть-Луга (пятое место, 109 миллионов тонн).
Примечания
- ↑ Контейнерооборот в российских портах в 2024 году вырос на 12,7%
- ↑ Росморпорт оценил инвестиции в портовые проекты до 2030 года в 400 млрд рублей
- ↑ Заброшенные речные порты будут выставлять на аукцион по стартовой цене в рубль
- ↑ Восстановление объема грузооборота морских портов РФ на допандемийном уровне, ритмичная реализация проектов развития и строительства флота – важный результат 2022 года