Содержание |
Основная статья: Африка
Население
Основная статья: Население Африки
Миграция
2021: Чистый отток населения за 4 года
Лишний вес
Смертность
2018: Число смертей в ДТП
2016: Число смертей от опиоидов
Экономика
Членство в ЭКОВАС
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS (ЭКОВАС)) - это региональная организация, созданная в 1975 году с целью укрепления экономического сотрудничества между странами Западной Африки.
ВВП $740 на человека
Инфляция
2022: Инфляция в ноябре - 13,3%
Валюта
В августе 2019 г в Гамбии были выпущены в оборот новые денежные банкноты.
Вместо портретов Яйя Джамме, бывшего президента страны, на деньгах изображены птицы.
Смена купюр стала одним из следствий работы комисии по расследованию нарушений прав человека, вызванных политикой Джамме.
Внешняя торговля
2023: 54% поставок пшеницы приходятся на Россию и Украину
Рынок алкоголя
Минимальный возраст для приобретения алкогольных напитков
Туризм
2019: Насколько Гамбия зависима от туризма: % отрасли в ВВП
Исследования и разработки
2020: Расходы на исследования и разработки - $4 млн
Сельское хозяйство
2019: Низкий уровень использования пестицидов в сельском хозяйстве
Потребление
Мясо
2023: Потребление рыбы выше потребления мяса
Зерновые культуры
2019: Средний уровень потребления риса: 84 кг на человека в год
Овощи
2018: Потребление овощей - 20 кг на душу населения
Энергетика
Электрификация
2020: Потребление энергии на душу населения
Образование
Процент умеющих читать
Здравоохранение
Декретный отпуск
Преступность
2024: Женское обрезание практикуют 7 из 9 этнических групп страны как часть женской инициации
«Женское обрезание» практикуют 7 из 9 этнических групп страны, при этом мандинка, диола и хауса, составляющие 52% населения, практикуют её «мягкую» форму (т.н. тип 2) – частичное или полное удаление клитора и малых половых губ без иссечения больших у девочек 10-15 лет, сонинке (9%) – «легкую» клитородектомию на новорожденных (до 1 недели), а фульбе (18%) – наиболее тяжелую (тип 3) – «зашивание» вагины у девочек и женщин в возрасте от 1 недели до 18 лет.
В целом обрезание рассматривается как часть женской инициации (nyaka), во время которой, в т.ч. через песни и музыку, девочки усваивают ключевые для их социализации гендерные нормы. Считается, что иссечение клитора высвобождает сидящую там опасную и неконтролируемую жизненную силу, мешающую социализации и стабильному воспроизводству социального порядка, тем самым «очищает» ребенка и освобождает ее разум. Поэтому необрезанная девочка лишается потенциального социального капитала, в частности, ценности как невесты.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
Толерантность к практике постепенно снижается, не в последнюю очередь благодаря росту осведомленности о ее краткосрочных и долгосрочных негативных последствиях для психосексуального и физического благополучия женщины. По опросам, из переживших практику за ее продолжение высказались 44% женщин. Поэтому такие ассоциации, как GAMCOTRAP, добивались искоренения обрезания при сохранении nyaka.
Довольно часто защита обрезания сводится к осуждению «западного лицемерия» или «вмешательства» через многочисленные НКО. Но лучше всего о ее сущности высказался известный имам Абдули Фатти: поскольку женщины испытывают более продолжительный и интенсивный оргазм, чем мужчины, то желания и удовольствие мужчин и женщин требуется «сбалансировать». Ведь мужчины, по его мнению, едва ли успевают удовлетворять сексуальные аппетиты своих жен, что только побуждает женщин к блуду. Аналогичные аргументы, сводящиеся к контролю над женской сексуальностью, приводили и другие защитники практики в соседних странах.
В марте 2024 г депутаты Гамбии встали на путь защиты культурного суверенитета и национальных ценностей. Национальная ассамблея проголосовала за законопроект, снимающий запрет на проведение калечащих операций на женских половых органах («женское обрезание»). Несмотря на то что окончательное решение было отложено на три месяца, Гамбия первой в мире может декриминализовать практику, международно признанную нарушением прав человека.
Действующее законодательство предусматривает за нее штрафы и тюремное заключение сроком до трех лет, а в случае смерти жертвы – пожизненный срок. Тем не менее процедуру прошли до 73% женщин и девочек в возрасте от 15 до 49 лет, причем 65% – в возрасте до 5 лет, а из-за проблем с правоприменением дела практически никогда не доходят до суда.
Как это обычно бывает, судьбу женщин решали мужчины – в парламенте, где из 58 депутатов только пять женщин, в пользу декриминализации калечащей процедуры высказались 42 из 47 присутствовавших там депутатов несмотря на все возражения правозащитников и жертв, а также акции протеста у легислатуры в Банжуле.
Сама дискуссия развернулась после того, как в 2023 г. трое женщин были осуждены и оштрафованы за проведение этой калечащей операции, писал Zangaro Today. Их штрафы оплатил имам Абдули Фатти, который вскоре возглавил кампанию за отмену закона.
Выступивший с законодательной инициативой депутат Альмами Гибба обосновал её «защитой религиозных прав» и «культурных норм и традиций». Верховный исламский совет Гамбии в своей фетве тоже расценивает обрезание «одной из добродетелей ислама», а его запрет — покушением на свободу вероисповедания. Однако из-за отсутствия прямых указаний в Коране единого мнения среди исламских правоведов не сформировано, да и в арабо-мусульманском мире практика распространена далеко не повсеместно.
Парадоксально, что женское обрезание было объявлено преступлением в правление президента Яйя Джамме в 2015 г., проводившего активную политику исламизации страны, а Фатти, служивший тогда имамом мечети при правительстве, промолчал по поводу решения подконтрольного президенту парламента.
Тюрьмы
2021: 66,7% заключённых - иностранцы
2019: Минимальный возраст заключения детей в тюрьму
2018: Число заключенных на 100 тыс. граждан
История
2020
В марте 2020 г в Гамбии который месяц было неспокойно. Свергнутый в 2017 г. диктатор Яйя Джамме хочет вернуться на родину. Новые власти считают его преступником, международное сообщество - тираном, пострадавшие от его режима - насильником и убийцей, а некоторые граждане - чуть ли не святым. Сменивший же Джамме в 2017 г. лондонский охранник Адама Барроу, несмотря на обещание покинуть пост спустя три года, уходить отказался, бросил на недовольных полицию и вывел сторонников на улицы. Исход столкновения трех политических сил непредсказуем, и только эпидемия коронавируса COVID-19 временно заморозила жаркие политические баталии.
2019: Расследование преступлений Джамме
В июле 2019 г. в Гамбии рассказали про ранее неизвестные преступления Яйя Джамме. Подробнее здесь.
2017: Яйя Джамме оставляет пост президента страны
В преддверии выборов 2016 года ряд членов оппозиции были приговорены к трем годам тюремного заключения за организацию демократических акций протеста. В публичном обращении Яйя Джамме назвал членов оппозиции «оппортунистами, которых поддерживает Запад».
Выборы состоялись 1 декабря 2016 года, Джамме проиграл. Он не согласился с результатом, подал петицию в Верховный суд Гамбии, чтобы оспорить результат. ЭКОВАС предупредил 23 декабря, что вмешается, если Джамме не подаст в отставку.
В январе 2017 года президент Гамбии Яйя Джамме был вынужден покинуть свой пост после того, как ЭКОВАС начал военную операцию, чтобы отстранить его от власти.
2015: Джамме проводит исламизацию страны
В 2015 г Джамме провозгласил Гамбию "исламским государством" и запустил мощную исламизацию страны. Выходец из нетитульного народа отчаянно желал понравиться мусульманам-мандинка, а после переворота от него отвернулся Запад, поэтому Джамме обратился к странам Залива. Сомнамбулический "черный ислам" марабутов потеснили агрессивные ближневосточные проповедники. Джамме понастроил мечетей, украсил улицы цитатами из Корана, окружил себя воспитанниками ваххабитов Эр-Рияда, сделав одного из них - имама Фатти - своим личным духовным наставником. А заодно женился на дочери марокканского проповедника - "чистой" (то есть арабской крови, по мнению гамбийцев) мусульманке. По пятницам же по национальному ТВ из года в год крутили проповеди с сильным антиамериканским уклоном, подозрительно напоминавшие копии с бен Ладена.
Внизу же, среди городской молодежи, начал набирать силу местный филиал запрещенного в ряде стран "Джамаата Таблиг", на улицах замелькали женщины в парандже и мужчины в коротких штанах и с отбитыми в молитвах лбами. Что интересно, на митингах за возвращение Яйя Джамме довольно много молодежи и особенно - женщин, одетых вполне по-светски или традиционно, хотя их скороговорную речь на языке мандинка раз за разом взрывают триггерные для белого человека арабские ритуальные восклицания типа "машалла". Неслучайно, кстати, mashalas стало здесь прозвищем юных неофитов "Джамаата Таблиг" и всех молодых радикалов.
К 2020 г в стране давно назрела потребность в новой конституции, однако животрепещущий вопрос, включать или не включать в нее положение о светском характере государства, вызывал ожесточенные дебаты. А вот что делать с расплодившейся реформистской молодежью, отторгнутой общинным миром, старейшинами и марабутами и взращенной на радикальных проповедях, не знает никто.
1994: 29-летний лейтенант Яйя Джамме захватывает власть
22 июля 1994 года группа солдат во главе с 29-летним лейтенантом Яйя Джамме штурмом взяла президентский дворец.
Президент Джавара был выслан из страны (на американском военном корабле его доставили в Сенегал), позже он уехал жить в Лондон. В 2002 году вернулся на родину, согласившись никогда не заниматься политической деятельностью.
В августе 2019 г в возрасте 95 лет Дауда Кайраба Джавара скончался.
Пообещав "новую эру свободы, прогресса и демократии", в конце концов Яйя Джамме развел в своей крошечной сонной стране эталонный маразм с набором всех хрестоматийных клише - от люксового автопарка до эскадронов смерти.
1970: Джавара - первый президент Гамбии
Дауда Кайраба Джавара занимал пост первого президента Гамбии с 1970 по 1994 год.
На последних выборах в 1992 году он получил 56% голосов.
1914
1651: Колония Курляндии на острове в устье реки Гамбия
Курляндия образовалась в 1561 году. При герцоге Якобе Кеттлере государство процветало. Он создал довольно крупный торговый флот в Европе.
После двух неудачных попыток колонизировать остров Тобаго у берегов Южной Америки, Кеттлер переключился на другую часть света, и в 1651 году была создана первая курляндская колония в Африке, на острове Джеймс в реке Гамбия.
Курляндцы зашли в устье реки на 30-пушечном корабле «Кит». Они купили у местного правителя остров Святого Андрея (тогда он назывался именно так), а у других вождей – земли по берегам реки.
На острове был построен форт «Якоб», а также – склады, бараки для рабов, тюрьма, лютеранская церковь, жилые дома и 13 факторий по голландскому образцу.
К 1655 году население курляндской колонии составляло 150–200 военных, защищавших форт, и несколько десятков купцов, которые вели торговлю с местными племенами и управляли факториями.
Во время Северной войны (1655—1660) герцогство пришло в упадок. На протяжении этого периода колония с торговыми кораблями и факториями была захвачена голландскими колонистами. Они окружили форт «Якоб» и вынудили курляндского губернатора сдаться.