Содержание |
Биография
1713: Переезд в Россию. Работа в Петергофе и Кронштадте
В 1714 г немецкий архитектор Шлютер скончался в Петербурге всего через год после прибытия в Россию. Его место занял приехавший с ним помощник Иоганн Фридрих Браунштейн.
В 1714—1716 годах Браунштейн отвечал за всё строительство в Петергофе.
В 1716—1719 годах работал в Петергофе под руководством французского архитектора Ж.-Б.-А. Леблона.
Браунштейн оказал большое влияние на градостроение Кронштадта, где выстроил Итальянский дворец. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Гравюра И.Браунштейна раскрывает грандиозный ансамбль предполагаемого Кронштадтского порта. Центральной осью ансамбля является Перовский канал, далеко выступающий в воды окружённой молом гавани. По сторонам канала предполагалось устроить две симметричные внутренние прямоугольные гавани, а на самом острове над каналом возвести огромную многоярусную барочную башню-маяк, напоминающую триумфальную арку, и корабли проходили бы вглубь острова под её опорами.
Проект маяка был выполнен архитекторами Иоганном Браунштейном и итальянцем Николой Микетти, который с 1718 г работал в Петербурге и с 1719 года был главным придворным архитектором, контролирующим все строительные работы в Петербурге и его пригородах.
Фундамент будущей башни заложили в 1722 году, но после смерти Петра I строительство было приостановлено.
Браунштейн также работал в Ораниенбауме (Большой Меншиковский дворец), Стрельне, Царском Селе (дворец Екатерины I).
1717: Начало строительства каменных палат Екатерины I в Сарском селе
Историк архитектуры Анатолий Петров в книге «Пушкин. Дворцы и парки» называет дату строительства первых каменных палат – 1717 год. Исследователь пишет: «В литературе о Царском Селе принята другая дата начала строительства – 1718 год. Первым, кто привел ее, был Илья Яковкин. <…> Она, казалось бы, подтверждается документально текстом распоряжения от 29 апреля 1719 года, о посылке в Сарскую мызу `к строению палат государыни царицы` каменщиков, которые `у того строения были в прошлом 1718 году`. Однако нам удалось обнаружить запись о доставке провианта каменщикам, находившемся в Сарском селе `у палатного строения и у тески камня с прошлого 717 году`. <…> Этот документ служит бесспорным доказательством того, что постройка палат началась не позже 1717 года».
Проектировал каменные палаты архитектор Иоганн Браунштейн. О том, как выглядели каменные палаты Екатерины Алексеевны можно судить по реконструкции восточного фасада и на основании поэтажных планов, выполненных Николаем Лансере по деревянной модели, до 1941 года находившейся в собрании музея. Планы и фасад опубликованы в книге Александра Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».
«В первом этаже нового каменного дворца был вестибюль, освещенный двумя фонарями, направо от него передняя, за ней угловая палата, рядом с ней спальня с кроватью под балдахином, следом за ней уборная. Слева от сеней – спальня, уборная и вскоре перенесенная из дворца баня.
Во втором этаже – парадные покои. В центре – зал со стенами, украшенными гобеленами на фоне французских суконных обоев, с красными шторами на окнах, на стенах картины и зеркала.
Слева и справа – парадные палаты, за ними – две угловые комнаты. К угловым палатам примыкали спальни – слева царская парадная с балдахином, справа – царевен. К опочивальням примыкали уборные и наугольные комнаты, стены которых были расписаны по холсту под мрамор», – даёт описание внутреннего убранства каменных палат архитектор Александр Кедринский в книге «Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710–1760».
После смерти Леблона Браунштейн продолжил работы по его проектам, но в начале 1720-х годов вновь оказался на втором плане, позади итальянского архитектора Николо Микетти. Попытка Браунштейна в 1722 году отстранить Микетти провалилась.
В глазах современников успехи Браунштейна омрачались его интригами и уже в 1725 году он был удалён из Петергофа.
1728: Отставка и отъезд в Германию
В правление Петра II получил отставку в Канцелярии от строений, был уволен с российской службы 16 января 1728 года, а в феврале 1728 года уехал в Германию.
Работы в России
- Участие в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду (1714);
- Верхние палаты в Петергофе (небольшое здание, из которого развился Большой Петергофский дворец);
- Средняя часть Монплезира (павильон, где помещается парадный зал), главный строитель Монплезира (1714—1723);
- Планы Нижнего парка и Верхнего сада;
- Устройство Большого грота с каскадами, который развился в Большой каскад Петергофа;
- Начальное устройство впоследствии переделанных фонтанов «Пирамида», каскада Драконов («Шахматная гора») и Марлинского каскада («Золотая гора»);
- Большая оранжерея в Нижнем парке (1722—1725, совместно с М. Г. Земцовым);
- Дворец Марли (1720—1723);
- Павильон Эрмитаж (1721—1724);
- Сад Венеры и сад Бахуса с фонтаном «Тритон» в западной части Нижнего парка Петергофа;
- Дворец Екатерины I в Саарской мызе (1717), легший в основу Большого Екатерининского дворца Царского Села.