Государственный музей-заповедник Царское Село

Компания

Государственный музей-заповедник Царское Село

Содержание

Персоны (1)

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Угляница Максим АндреевичСанкт-ПетербургНачальник отдела КО и ИТ

Цифровой паспорт (1 проект)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

СМ. ТАКЖЕ (14)

Основная статья: История России

Александровский дворец

Основная статья: Александровский дворец в Царском Селе

Царскосельский лицей

Основная статья: Царскосельский лицей

Екатерининский парк и дворец

План помещений Екатерининского дворца

Восстановление утрат и реставрация

2020

Во Фрейлинском садике под землёй нашли металлический предмет, возможно, статую Ниобеи

Во Фрейлинском садике Екатерининского парка петербургские учёные нашли большой металлический предмет, который может быть статуей Ниобеи. Геофизические исследования в музее-заповеднике его сотрудники инициировали именно ради поисков этой статуи: она была утеряна во время Великой Отечественной войны. См. ниже 1945 г.

Раскопки в музее-заповеднике начнут, как только будут получены необходимые документы.

Ребёнок сбросил с пьедестала бронзовый «бюст умирающего гиганта» на галерее

22 июля 2020 года, в Екатерининском парке на Камероновой галерее малолетний посетитель сбросил с пьедестала бронзовый «бюст умирающего гиганта» XVIII века. Голова юноши с грохотом затылком упала на мраморный пол, бюст получил серьезные повреждения.

Бюст умирающего гиганта был создан в Академии художеств Петербурга в 1794 году мастером Эдмом Гастклу. Это отливка с античного оригинала.

Сотрудники музея-заповедника составили акт, в котом зафиксировали сколы и трещины, а также особо опасную горизонтальную трещину по окружности головы.

Во время падения пострадал не только бюст, но и колонна самой галереи. Родителям мальчика предстоит возместить затраты на реставрацию.

Осенью 2019-го, на Камероновой галерее бюст "Юноши Алкивиада" опрокинул с постамента школьник, который посещал музей вместе с одноклассниками.

Бюсты на Камероновой галерее часто привлекают тех, кто любит «потереть» бронзовых героев на удачу. Особенно страдали Гомер, Сократ и Ломоносов.

2003: Окончание восстановления Янтарной комнаты

Интерьеры Янтарной комнаты в Екатерининском дворце восстановили российские реставраторы к 300-летию Санкт-Петербурга. Воссоздание Янтарной комнаты длилось 23 года. Её открыли 31 мая 2003 года. Специалистам пришлось заново создавать убранство по сохранившимся историческим изображениям.

Посещавший старую, оригинальную Янтарную комнату, основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты, барон Эдуард фон Фальц-Фейн высказал мнение, что восстановленная Янтарная комната смотрится намного лучше и роскошнее, чем прежняя.

  • Для восстановления Янтарной комнаты использовали камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.

  • Площадь Янтарной комнаты в Екатерининском дворце составляет около 100 квадратных метров, высота - 7,8 м.

  • Облицовка 3-х стен янтарем ‑ 86 м2.

  • На 3 стены ушло 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.

  • Самый массивный самородок весом в 1 килограмм был куплен у коллекционера за 1 тысячу долларов США.

  • Потрачено средств: 11,35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ".

Янтарная комната в Пушкине - единственный музейный зал в мире, полностью оформленный этим минералом. Никто больше не захотел повторить подобное — творение оказалось слишком дорогим, хрупким, невыносливым и капризным.

2000: Возвращение из Германии подлинной мозаики "Обоняние и осязание"

Немецкий офицер - участник грабежа Янтарной комнаты в Царском Селе в 1941 г (см.ниже), незаконно увёз в качестве сувенира мозаику "Обоняние и осязание".

Немец передал её на временное хранение некоему нотариусу, который попытался её продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, а его самого судили. Право владения мозаикой признали за его дочерью.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.1 т

Владелица отказалась от претензий на картину и передала все права на «Обоняние и осязание» городу Бремену, который, в свою очередь, передал мозаику музею-заповеднику "Царское Село".

29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты, созданной в Царском Селе.

Вместе с флорентийской мозаикой возвратили и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты до войны.

В результате реставраторы получили 2 одинаковые мозаичные картины «Обоняние и осязание». Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая - подлинная вернулась из Германии.

1994: В Янтарной комнате установлены первые янтарные панели нижнего яруса

К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. В 1996 году мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение».

1981: Начало работ по воссозданию Янтарной комнаты

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского.

Воссоздание Янтарной комнаты проводилось Александром Александровичем Журавлёвым, членом Мирового совета янтаря Союза художников России.

Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Для этих целей была основана "Царскосельская янтарная мастерская".

Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря.

В 1984 г в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

Разграбление фашистами

1945: После освобождения от оккупантов скульптура Ниобеи с младшей дочерью не обнаружена

При эвакуации музейных ценностей в 1941 году скульптуру Ниобея с младшей дочерью закопали. Работы по захоронению скульптуры завершили в сентябре 1941-го, за две недели до оккупации города фашистами.

Фото 1940 г

В конце мая 1945-го взвод бойцов 351-й саперной роты Отдельного городского батальона местной противовоздушной обороны произвёл работы по обнаружению, раскопкам и установке скульптуры на свои места, продолжая искать ненайденные статуи. Дело в том, что в экспликации плана отмечено 40 мест захоронения скульптуры; при работах в мае 1945-го удалось разыскать и вернуть на место 37 статуй. Скульптуры Ниобеи с младшей дочерью среди них не было.

1944

Камеронова галерея, 1943-1944 гг
Вид Камероновой галереи после ухода немецко-фашистских войск, 1944 г

1941

Вывоз Янтарной комнаты фашистами в Кёнигсберг. Мозаика "Осязание и обоняние" пропала при транспортировке

В конце 1930-х годов в Советском Союзе побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, который руководил внешними связями берлинских музеев.

К началу Великой Отечественной войны у немецких экспертов был готов тайный список культурных ценностей из музеев СССР для вывоза в Германию.

Заместитель директора по научной работе Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ираида Куртовна Ботт рассказывает:

Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен. И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два "военных искусствоведа", задачей которых был контроль за вывозом. Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года.

Похищением Янтарной комнаты руководил офицер, граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах.

Единственная известная цветная фотография «Янтарной комнаты» до 1941 года.

Позднее, для полноты впечатления, немцы потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера. Одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — "Осязание и обоняние" пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кёнигсберг.

Эвакуация янтарной коллекции в Новосибирск

На протяжении XVIII-XIX веков "Янтарная комната" пополнялась множеством редких изделий из янтаря, став своего рода музеем в музее — хранилищем драгоценной коллекции.

Почти все предметы из янтарной коллекции Екатерининского дворца были эвакуированы в 1941 году в Новосибирск и после войны вернулись в музей.

Музей

1940

Первая Антикамера Екатерининского дворца, 1940 г

1937: Ресторан на Камероновой галерее

В 1930-х годах на Камероновой галерее находился ресторан. Фото 1937 года

Площадка для церемоний и детских проектов

1912

Бронзовые вазы находились на Пандусе до 1941 года и бесследно исчезли во время немецкой оккупации. Фото 1912 г
Царское село, 1912 год

1911

Зеркальная площадка Зубовского флигеля, фото 1911 г

1878

Вид на пандус Камероновой галереи с Рамповой аллеи в Екатерининском парке. Фотоателье «Шерер, Набгольц и К», 1870-е
Фасад Екатерининского дворца в 1870-х гг. Фото И.К.Бианки

1859

Луиджи Премацци, Вид части Камероновой галереи и Агатовых комнат, 1859 г
Луиджи Премацци. Яшмовый кабинет Агатовых комнат, 1859 г

1856

Неизвестный литограф. Вид на Чесменскую колонну в Царском селе. Около 1850-х гг. Издательский дом Дациаро, литография цветная 5,1 х 6,5 см

1855

Неизвестный литограф. Вид на Камеронову галлерею в Царском селе, около 1850-х гг. Издательский дом Дациаро, литография цветная 4,8 х 5,7 см

1853: Завершена Азиатская (Восточная, или Турецкая) комната Александра Николаевича

Азиатская (Восточная, или Турецкая) комната была создана в 1851–1853 гг. на половине наследника цесаревича Александра Николаевича в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. Интерьер комнаты запечатлен в произведении из коллекции ГМЗ «Царское Село», известной нам как акварель Ф. Штейнмюллера, а также его подробное описание дано в путеводителе по Царскому Селу, составленному С. Н. Вильчковским в начале ХХ в., когда убранство комнаты еще сохранялось в том виде, в каком оно было при Александре II.

«Все стены ея и амбразуры двух окон покрыты коллекцией восточного оружия; вдоль стен идут низкие диваны; в середине комнаты небольшой восточный фонтан; полы покрыты персидскими коврами; двери богато орнаментированы в восточном вкусе; в амбразуре второго окна вделан скрытый в стене, небольшой письменный стол. Коллекция оружия принадлежала Императору Александру II и составляла как бы продолжение того собрания, что хранилось в Царскосельском арсенале. Кроме оружия, здесь имеется и множество других восточных предметов, как-то: бокалов, подносов, чаш, зеркал, курительниц и тому подобн. Всего здесь собрано около 450 вещей».

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села, середина XIX в., бумага, акварель, 25,6 х 32,5 см

Предвоенное 1935 г. описание интерьера составлено А. М. Кучумовым в его брошюре «Комнаты Александра II»: «Восточный характер убранства дополняют персидские ковры, турецкие оттоманки с бархатными подушками, расшитыми золотом и шелками, турецкие кофейные столики, инкрустированные перламутром, и восточный фонтан в центре комнаты. Стены, обитые малиновым штофом, турецкими вышивками и персидскими коврами, заполнены коллекцией оружия, в значительной части доставленного с Кавказа, из Турции, Персии, Египта и Средней Азии. Многие экземпляры оружия обращают внимание ценнейшей художественной отделкой из серебра, золота, кораллов и камней, а также исключительной по тонкости чеканкой и гравировкой. Сабли, кинжалы и булавы (командные жезлы) с такой отделкой висят на задней стене, в центре которой помещается костюм египетского полководца Ибрагим-паши с полным вооружением из серебра албанской работы.

На левой стене сирийский костюм и персидские доспехи-кольчуги; на правой – конская упряжь, замечательная отделкой из серебра и сердолика с седлом, отделанным резной костью, и чепраком лебяжьего пуха. Упряжь эта подарена Хивинским ханом Николаю I в 1850 году».

1850

К.А.Ухтомский. Зеркальная площадка Зубовского флигеля, 1850 г. На заднем плане Камеронова галерея
Литография издательства Дациаро. Колоннада в Царском селе, 1850
Парадный фасад Екатерининского дворца. Василий Садовников, акварель, 1850 г

1847

Камеронова галерея и грот на берегу Царскосельского пруда, А.А.Беземанн, 1847 г

1845

Садовников, Василий Семенович (1800-1879). Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. 1840-е гг, бумага акварель, 24,8 х 37,7 см

1830

Карл Иванович Кольман (1786 — 1847). Камеронова галерея, 1830

1826: На Пандусе устанавливают чугунные жертвенники

НА 1826 году на Пандусе на места статуй, вывезенных в 1799 году в Павловск, поставили чугунные жертвенники с чашами для цветов, отлитые на Петербургском казенном чугунолитейном заводе по рисункам архитектора В. П. Стасова.

1822

Мартынов Андрей Ефимович (1768-1826). Екатерининский дворец в Царском Селе, 1821-1822 гг, бумага литография 28 х 43,5 см
Неизвестный гравер. Ворота 'Любезным моим сослуживцам' в Царском Селе, 1822 бумага литография

1821

Мартынов Андрей Ефимович (1768-1826). Вид на Камеронову галерею в Екатерининском парке Царского Села, 1821 г., бумага, литография 19,5 х 29 см

1820

Лангер Валериан Платонович (1802-после 1865). Вид на озеро с Чесменской колонной в парке Царского Села, 1820 г., бумага, литография 10,5 х 16 см

1818

Андрей Мартынов. Вид в сторону Камероновой галереи. Лист 16 из альбома "Виды Петербурга и окрестностей". Конец 1810-х. ГИМ
Андрей Ефимович Мартынов. Царское Село. Вид пейзажного парка с Чесменской колонной. Лист 15 из альбома "Виды Петербурга и окрестностей". Конец 1810-х. ГИМ
Андрей Ефимович Мартынов. Царское Село. Садовая набережная и Каскад. Лист 14 из альбома "Виды Петербурга и окрестностей". Конец 1810-х. ГИМ. В глубине виден центральный купол пятиглавого Софийского (Вознесенского) собора в бывшем уездном городе София

1811

Открытие Императорского Царскосельского Лицея

Основная статья: Царскосельский лицей

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского Лицея – учебного заведения для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной». Этот день для всех выпускников Лицея навсегда стал праздником лицейского братства.

Пандус передвинут для совмещения с новой Рамповой аллеей

В 1811 году Пандус был передвинут в связи с устройством в 1810 году на месте скатов Катальной горы Рамповой аллеи, пересекающей парк от Екатерининского дворца почти до Орловских ворот. Чтобы совместить направление Пандуса с аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от дворца.

1810: Устройство фонтана инженером Бетанкуром со скульптурой Павла Соколова "Девушка с кувшином"

Перед инженером Августином Бетанкуром была поставлена задача в Екатерининском парке Царского Села «у террасы, где проведена ключевая вода, отделать место сие в хорошем вкусе» — декорировать это пространство.

Биограф Бетанкура профессор Владимир Павлов писал, что русский скульптор академик Императорской Академии художеств Павел Соколов обратился к испанскому инженеру с предложением составить проект будущего фонтана с его скульптурой "Девушка с кувшином" ("Молочница"). По утверждению Павлова, Бетанкуру принадлежат водоснабжение и водоотведение, установка пьедестала и каменного спуска к основанию, а также выбор места для установки скульптуры.

Изначально скульптура была выполнена из алебастра и только в 1816 или 1817 г была заменена на бронзовую.

Людмила Доронина в своей двухтомной истории русской скульптуры писала, что Бетанкур был восхищён скульптурой Павла Соколова. Специально для испанского инженера (и по его просьбе) скульптор изваял мраморную копию.

Первоначально архитектурная композиция фонтана, созданная Бетанкуром, дополнялась гротом, который был ликвидирован в середине XIX века.

1799: По указу Павла I бронзовые статуи с пандуса перевозят в Павловск

В 1799 году по указу императора Павла I бронзовые статуи муз — Эвтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры, стоявшие Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим сторонам пандуса, перевезли в Павловск, где установили на круглой плошадке в Старой Сильвии (так возникла площадка Муз).

1798: Пять из шести скульптур Ниобид перевезены из Фрейлинского садика в Павловский парк

После смерти Екатерины II архитектор Винченцо Бренна получил разрешение взять из Царского Села всё, что сочтёт нужным для украшения Михайловского замка, Павловска и Гатчины. В 1798 году четыре скульптуры Ниобид из Фрейлинского садика перевезли в Павловский парк и установили в Старой Сильвии.

Во Фрейлинском садике осталась только Ниобея с младшей дочерью.

Учителев Павел Лаврентьевич, работал 1790-е-1800-е. Вид Ионической галереи в Царском Селе, конец XVIII в. бумага кисть, тушь, акварель 58,2 х 71 см
Учителев Павел Лаврентьевич, работал 1790-е-1800-е. Вид Агатового павильона и Ионической галереи в Царском Селе, конец XVIII в., бумага кисть, тушь, акварель 73 х 59 см
Неизвестный художник. Изображение части парка, пандуса со скульптурами, части Зубовского корпуса и Камероновой галереи в Царском Селе, конец XVIII в. бумага карандаш 33 х 50 см

Античный проект Екатерины II

1796: Рождение будущего императора Николая I

25 июня 1796 в Екатерининском дворце Царского Села родился будущий император России Николай I.

1794: Завершение строительства Пандуса

Сооружение Пандуса завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. В. Неелова — постоянного помощника Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах и простоявшие до середины XIX века.

В.П. Петров. Пандус возле Камероновой галереи, 1794

1793

Бюст Брута убран с галереи после казни короля Франции

21 января 1793 года, после получения известий о казне французского короля, Екатерина II окончательно отвергла идею всеобщего братства, произнеся слова «Равенство — чудовище». Бюст Брута был изгнан с Камероновой галереи.

Майр, Иоганн Христоф (1764-1812). Вид Камероновой галереи в Царском Селе, 1793 г., бумага акватинта, отпечаток сангиной 52 х 69 см
Майр, Иоганн Христоф (?). 1764-1812. Вид парка в Царском Селе (с Кагульским обелиском), 1790-е бумага акватинта 43,5 х 61,7 см

В парке работает английский художник Джозеф Хирн

Основная статья: Хирн Джозеф (Joseph Hearn)

Джозеф Хирн. Панорама Английского сада в Царском Селе. Начало 1790-х. Из собрания великого князя Дмитрия Павловича, ГИМ

Композиция рисунка Джозефа Хирна включает четыре сооружения в юго-западной части Екатерининского парка. В глубине за разросшимися деревьями виднеется Башня-руина архитектора Ю.М.Фельтена (1771). В центре, на берегу, - Турецкий киоск архитектора И.В.Неёлова. Этот деревянный павильон возвели в 1779-1781 гг по случаю дипломатической поездки князя Н.В.Репнина в Константинополь, и до наших дней он не сохранился. Вдали, справа от него, при выезде на дорогу в Гатчину - Гатчинские или Орловские ворота, установленные в 1777-1782 гг (проект А. Ринальди) по распоряжению Екатерины II в ознаменование успешных мероприятий по борьбе с эпидемией чумы в Москве, которыми в 1771 г. руководил граф Г.Г.Орлов.

На первом плане справа - павильон "Концертный зал" Кваренги. Им же спроектирован ведущий на искусственный остров изящный мостик, изготовленный на Сестрорецких оружейных заводах в 1783-1784 гг.

Описание скульптуры академика Келера

В 1793 г. петербургский академик Келер, описывая царскосельское собрание скульптур, отметил и бюст Ахилла и голову Юноны. Обе скульптуры были куплены И.И.Шуваловым в Риме.

Президент Академии художеств И. И. Шувалов, удалившийся за границу после восшествия на престол Екатерины II, провел в Италии 10 лет (1763—1773 гг.). Его выезд из России был не совсем добровольным, как сообщает немецкий путешественник И. Бернулли, «он получил совет отправиться в путешествие».

Шувалову удается приобрести несколько античных подлинников. Пожалуй, самым ценным его приобретением был фрагмент статуи типа «Ареса Боргезе», который, судя по документам папской канцелярии, был выслан из Италии в Россию 25/III—1771 г. В записи разрешения на вывоз, хранящемся в Римском государственном архиве, скульптура обозначена как «голова Ахилла, античная».

Бюст Ахилла

Г.Тишбайн пишет, что Ахилл «был найден в 6 милях от Рима, у дороги, ведущей в Чивита Веккиа двумя крестьянами, куплен у них Андрео Маттеи за 5 цехинов, а после этого перешел в руки генерала Шувалова. Любопытно, что за то время, которое «шуваловский Ахилл» находился в Риме (видимо, пока он реставрировался скульптором Б. Кавачеппи и превращался в эффектный бюст древнего героя), он стал довольно широко известен. Им восторгался живописец А. Р. Менгс, а резчик Н. Марчант воспроизвел шуваловский бюст на одной из своих чрезвычайно модных гемм.

Позже атрибутирован как Голова Ареса. Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.

Кажется, утвердившимся за ним наименованием «Ахилл» шуваловский бюст обязан именно Менгсу. И. Бернулли, посетивший Россию в 1777 г., отмечает во дворце Шувалова в Петербурге «прекрасную мужскую голову в шлеме, которую высоко ценил Менгс и считал Ахиллом». Как одну из прекраснейших древних скульптур Гёте помещает в своем веймарском доме слепок «шуваловского Ахилла» напротив слепка Аполлона Бельведерского.

Позже из петербургского дворца Шувалова (ныне ул. Ракова, д. 25) скульптура переместилась в Царское Село и находилась в Гроте у царскосельского пруда, а скульптору Шубину было поручено изваять ее мраморное повторение. Бронзовая отливка Ахилла украшала колоннаду Камероновой галереи.

В 1850 г. бюст поступает в собрание Эрмитажа.

Голова Юноны

В марте 1771 г. И. И. Шувалов вместе с Ахиллом высылает из Рима в Петербург ещё одну скульптуру классической эпохи, которая в разрешении на вывоз обозначена как «античный бюст Фаустины».

Голова богини. Мрамор. Римская работа начала I в. по греческому оригиналу 420-х гг. до н. э.

Как «колоссальная голова Юноны» она отмечена И. Бернулли во дворце Шувалова в 1777 г.

Позже скульптура переместилась в Таврический дворец, откуда и поступила в собрание Эрмитажа в 1850 г.

1792: Установка в Гроте и на коллонаде бюстов Чарльза Фокса за речь против вторжения Британии в Россию

«Привезено мною сего года (1792) апреля 10 числа из Санкт-Петербургской Академии художеств бюстов бронзовой и другой из белого мрамора под названием Фокс, которые мною и поставлены – бронзовой бюст на коллонаде (Камеронова галерея), а мраморный в Утреннем зале (Парковый павильон Грот). Архитектор Илья Неелов, майя 1 дня 1792».

Весной 1791 года отношения между Россией и Англией в очередной раз сильно обострились. Причиной этого были успехи русских войск во второй турецкой войне. Англичане желали, чтобы шведский король снова напал на Россию, но после недавних сокрушительных поражений он не стал нарушать Верельский мир. Тогда Англия вооружила большие морские силы для отправки в Балтийское море. Снаряжены были 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и столько же мелких судов[1].

Уильям Питт Младший, самый молодой премьер-министр в истории Британии, готовился выступить в парламенте с объяснениями необходимости такого шага. В числе ораторов, горячо выступивших против очередной агрессии, был Чарльз Джеймс Фокс (1749-1806), известный политический деятель, друг принца Уэльского (впоследствии короля Георга IV). В результате было принято решение послать в Россию посланников для выдвижения условий соглашения.

После произнесенной Фоксом в английском парламенте пламенной речи с возражением против планов атаковать Россию, императрица Екатерина II была в восхищении от оратора. Скульптурный портрет Чарльза Фокса в античной тоге в 1790 г. выполнил в мраморе скульптор Джозеф Ноллекенс (Joseph Nollekens, 1737-1823). В 1791 г. произведение экспонировалось в Королевской Академии Художеств.

Канцлер Российской империи граф Безбородко приобрел мраморный бюст Фокса у скульптора по личному распоряжению императрицы, а для Камероновой галереи в Царском Селе бюст был отлит из бронзы.

Этот эпизод имел в Англии отклик в виде достаточной злой карикатуры под названием «Возвышение патриота», на которой императрица Екатерина II водружает бюст Фокса, а философы Цицерон и Демосфен в ужасе убегают с пьедесталов из своих ниш.

Позже, когда Фокс выступил в поддержку Польши и выразил симпатии французским революционерам, Екатерина II разочаровалась в своём защитнике. Посетившему Петербург в 1793 году англичанину сообщили, что она "набросила бы на когда-то заказанный бюст Фокса покрывало, если бы это не выглядело подражанием французам, она даже продала бы бюст, но и это не имело смысла, поскольку за него не удалось бы выручить и тридцати рублей"[2].

На 2021 год мраморный бюст Чарльза Фокса находится в собрании Государственного Эрмитажа, бронзовый бюст на Камероновой галерее, ГМЗ «Царское Село».

1791: Бюсты Геркулеса, Аполлона и Гераклита

В 1791 году на галерее появляются бюсты героя силы Геркулеса и победителя тьмы Аполлона, носителей света – философов, ораторов, поэтов и писателей.

Бюст Аполлона

Среди них в числе первых был Гераклит, одобрявший единоличную форму правления и считавший невежество одним из главных пороков. Екатерина в полной мере испытала на деле и не могла не разделять мнение этого философа, что толпу составляют люди, которым лень расстаться с невежеством, легковерием и устремиться на путь мудрости.

1790

Установка бюста Ахилла на галерее во время атаки шведов на Петербург

Летом 1790 года, когда в Санкт-Петербурге и Царском Селе слышна была «ужасная канонада» шведов, грозивших захватом русской столицы, а в России «сеяла заразу французскую» книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», на галерее появился бюст Ахилла (так считали в то время; лишь позднее он был атрибутирован как Арес) — любимого героя Александра Македонского, с которым Екатерина II чувствовала внутреннее родство.

Александр — «завоеватель мира» — отличался безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием. Смелость, решительность, честолюбие определяли и характер русской императрицы. Определенный императрицей в этом году, как пишут современники, в прямые наследники внук также, в честь кумира, носил имя Александра.

Подробнее о скульптуре см. 1793 год выше.

Установка скульптурной группы Ниобид во Фрейлинском садике

Царскоселькие бронзовые статуи Ниобеи и Ниобид (детей этой героини древнегреческой мифологии) – отливки с античных оригиналов, формы с которых были сняты по заказу Ивана Шувалова в Риме и доставлены в Академию художеств в 1769 году.

Оригиналы греческого ваятеля Скопаса были найденны в Риме в 1583 году и с 1775 года находятся в Галерее Уффици во Флоренции.

В Санкт-Петербурге скульптуры были отлиты мастером Василием Можаловым под руководством профессора Фёдора Гордеева в 1787 году.

Первоначально скульптурная группа была установлена в Камероновой галерее, а в 1790-м её перенесли во Фрейлинский садик. Расстановкой руководил архитектор Юрий Фельтен. Первоначально предполагалось разместить статуи в соответствии с расположением группы «Гибель Ниобид» на вилле Медичи в Риме. Однако в связи с тем, что количественный состав композиции существенно разнился (было отлито только пять Ниобид), компоновку изменили.

Согласно древнегреческой мифологии, Ниобида потеряла всех своих детей после того, как похвасталась ими перед возлюбленной Зевса Лето, которая родила только двоих. Всех потомков Ниобеи убили, а сама она от горя превратилась в камень.

1787: Скульптуры из коллекции Лайда Брауна установлены в Гроте, пирамиде и постройках парка

Джон Лайд Браун (Lyde Browne), коммерсант лондонского Сити, сделал успешную карьеру финансиста, став в 1768 году директором Британского банка. Член Лондонского общества антикваров, получивший у современников прозвище «виртуозо» (знаток изящного). В течение 30 лет английский банкир приобретал скульптуры у антикваров и археологов Италии, у владельцев итальянских палаццо.

Голова Афины. Древний Рим. I век. Высота 67 см

Скульптуры из собрания Лайд Брауна были куплены в 1784 году при посредничестве петербургского купца Стендера. Екатерина II заплатила за большую часть коллекции британца 23 000 фунтов. Его агент в Петербурге разорился и до Брауна из этой суммы дошли только 10 000 фунтов.

Наиболее ценная часть собрания — скульптурные портреты, включающие, наряду с римскими, один ранний греческий портрет. С этой коллекцией попали в Россию и произведения скульпторов итальянского Ренессанса «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и группа «Мёртвый мальчик на дельфине», приписываемая ныне Лоренцетто.

Скорчившийся мальчик, Микеланджело, Италия, Флоренция, около 1530-1534 гг. С 1851 года в Эрмитаже
«Мёртвый мальчик на дельфине». В Эрмитаже скульптуру относят к школе Рафаэля: скульптор Лоренцетто создал ее с рисунка мастера. В XXI веке в зарубежных каталогах работу атрибутируют Бартоломео Кавачеппи, современнику Екатерины и Лайд-Брауна, скульптору и создателю имитаций.

Привезённые в Россию статуи, бюсты, рельефы были отправлены в загородную резиденцию императрицы в Царском Селе. Антики украсили Грот, а также другие постройки в Царскосельском парке. Отдельные рельефы и мраморные надгробия были помещены в пирамиде, где находилась усыпальница комнатных собачек Екатерины II. Бюсты из коллекции Лайд Брауна были использованы для бронзовых отливок, которые расставили на колоннаде Камероновой галереи.

После смерти Екатерины II античные скульптуры по велению Павла I были вывезены в Павловский дворец, возможно, часть предметов попала также и в другие дворцы. В середине XIX века большая часть античных скульптур из знаменитого британского собрания поступила в Императорский Эрмитаж. В 1922 году Эрмитажу была передана часть скульптур из Павловского дворца, среди них и антики, купленные у Лайд Брауна.

1786

Завершено строительство Концертного зала (Храма Дружбы) со Скульптурным и Живописным кабинетами по проекту Кваренги

Павильон Концертный зал построен в 1786 году по проекту Джакомо Кваренги. Это одна из первых работ выполенных архитектором по приезде в Россию и одно из лучших творений архитектора, который назвал его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере».

Жан-Бальтазар де ла Траверс (1752-после 1808). Вид Концертного павильона в Царском Селе. Конец 1780-х гг., бумага акварель, гуашь, 23,8 х 38,7 см

Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник.

Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

«Слово "храм" в огороде терпеть не могу — таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная», — писала Екатерина II в одном из счетов на оплату работ.

Павильон строился семь лет, он имеет строгую кубическую форму, отличается лаконичностью и изысканными пропорциями. Его фасад, обращенный к пруду, оформлен четырехколонным портиком; с противоположной стороны фасад решен в виде ротонды из десяти колонн, перекрытой невысоким куполом. Стены ротонды украшают пять барельефов на мифологические сюжеты, выполненные скульптором М. И. Козловским.

Центральный барельеф изображает Аполлона, играющего на лире перед Церерой, на других представлены аллегорические женские фигуры с атрибутами искусств и музыкальными инструментами.

В павильоне располагались Большой Музыкальный зал, выполненный по правилам акустики, и два кабинета.

Кваренги, Джакомо (1744-1817). Концертный зал в Екатерининском парке Царского Села. Продольный разрез по главному помещению, 1780-е, бумага перо, кисть, тушь, акварель 24 x 35,5 см

Стены Музыкального зала облицованы искусственным мрамором, украшены пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и живописными панно.

Особую ценность представляет мозаичный пол конца II — начала III века, привезенный в Царское Село из Рима в 1784 году. Черно-белая мозаика изображает эпизод мифа о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка. Фигуры быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Композиция обрамлена фризом с изображением стилизованных цветов лотоса. Части мозаичного пола по сторонам античной композиции выполнены по рисунку Кваренги русскими мастерами.

В росписи плафона использован мотив прямоугольных панно: на одном из них изображена Юнона на колеснице, на другом — титан Кронос. Падуга украшена ромбами со знаками зодиака, солнца, месяца, написанными гризайлью.

Также в Концертном зале были установлены двадцать восемь мраморных бюстов, оригиналы и копии с античных оригиналов, к сожалению, почти все они были утрачены во время Второй мировой войны. При этом сам павильон не был разрушен и сохранилась почти вся его внутренняя отделка. Ценные мозаичные полы укрыли рубероидом. Многие скульптуры были вывезены, а часть коллекции, до сих пор не найденная, была закопана рядом с павильоном.

Ныне здесь расположены стилистически близкие отделке зала каменные вазы и скульптурные произведения — воспроизведения античных оригиналов и несколько подлинных античных бюстов.

В отделке восточного и западного кабинетов Концертного зала также использованы античные мотивы: один из них украшают четыре барельефа работы итальянского скульптора К. Альбани — аллегории архитектуры, живописи, скульптуры и науки, другой — живописные панно со сценами жертвоприношения. Полы в обоих кабинетах — из мраморных плит с орнаментальными мозаичными вставками римской работы конца I — начала II в.н. э.; перекрытия расписаны орнаментальной многоцветной росписью. Над живописным убранством интерьеров павильона работали художники Д. Скотти, Д. Валесини, Ф. Данилов, И. Крист, Д. Кадес, И. Богданов.

В скульптурном (восточном) кабинете установлена античная статуя сенатора, ранее находившаяся на фасаде «Кухни-руины», а в Живописном (западном) кабинете – античные скульптуры «Римская матрона» (II в. н.э.) и «Афродита в садах» (I в. н.э.).

После войны павильон Концертный зал отремонтировали и открыли для посетителей. Позже было проведено несколько реставраций, последняя из которых выполнена к 300-летию Царского села — в 2010 году.

Установка в Гроте скульптуры "Диана" Гудона

Скульптура «Дианы-охотницы» вызвала многочисленные споры о том, можно ли так откровенно выставлять женское тело. Статуя имела колоссальный успех у публики, её воспевали поэты и хвалили художественные критики, но государственные чиновники пребывали в состоянии шока и Гудон предпочел не выставлять «Диану» в Салоне: желающие полюбоваться ею приходили в мастерскую скульптора.

Скульптура была приобретена Екатериной II непосредственно у Гудона. Весной 1786 года она была установлена в Гроте в Царском Селе.

Позже статуя находилась в Государственном Эрмитаже, но в 1930 году была продана нефтяному магнату Галусту Гюльбенкяну. Статуя обошлась ему в 20 000 фунтов и сейчас она выставлена в Музее Гюльбенкяна в Лиссабоне. Эта работа считается одной из самых известных скульптур XVIII века.

1784: Установка в Гроте статуи Вольтера в кресле работы Гудона

19 мая 1784 года статуя Вольтера работы французского скульптора Жана-Антуана Гудона была распакована и помещена в Гроте (Утреннем зале) Царского Села.

С 1887 г статуя находится в музее Эрмитаж в Петербурге

19 мая 1784 г Екатерина II в письме Гримму: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, вынута и поставлена в Утреннем зале; там она окружена Антиноем, Аполлоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то право дух захватывает и - о чудо! - статуя Вольтера нисколько не теряет ото всего её окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные. Господин многострадальный должен помнить, что эта зала имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами".

1783

Покупка напольных часов Давида Рентгена и Петера Кинцинга

В ноябре 1783 года немец Давид Рентген первый раз посетил Петербург и привез груз мебели для дворов Екатерины II и Павла Петровича. Во второй раз он вернулся в апреле 1784 года и привез с собой в том числе бюро с Аполлоном и напольные часы на колоннах.

Часы были изготовлены в мастерской Давида Рёнтгена в Нейвиде и работавшими вместе с ним Франсуа Ремоном (бронза), часовым мастером Петер Кинцингом (часовой механизм) и органным мастером И.Вайлем (музыкальный автомат).

Можно с уверенностью говорить что эти часы были собраны на месте и настроены самим Петером Кинцингом, так как все часы поставлялись в разобранном виде и транспортировались упакованными в специальные ящики.

Напольные часы на колоннах были изготовлены в четырёх экземплярах. По состоянию на начало 2000-х годов одни находятся в Эрмитаже, вторые - в Царском Селе, третьи - в Парижском музее искусств и ремёсел, четвертые в особняке "Немура" (Nemours Mansion), бывший дом Альфреда Дюпона в Уилмингтоне, штат Делавэр в США.

Согласно описи 1888 г часы располагались в Екатерининском дворце Царского Села на половине Александра I[3].

Завершено строительство пирамиды - надгробия для собак Екатерины II - по проекту Камерона

По образцу римской пирамиды Цестия в парке Царского Села по проекту архитектора Чарлза Камерона в 1782—1783 гг. построена из кирпича и облицована гранитом небольшая пирамида, послужившая надгробием любимых собачек (левреток) императрицы Екатерины II (Том Андерсон, Земира и Дюшес).

1782

Начало отделки Холодной бани и Агатовых комнат

Шотландский архитектор Чарльз Камерон построил Холодную баню в 1780-1781 годах и в 1782-м приступил к отделке.

Оформлению парадных помещений второго этажа Холодной бани Камерон придавал особое значение: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, росписями, золоченой бронзой, наборными паркетами, цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством.

Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.

Чарльз Камерон (1730-1811). Главный зал Агатового павильона в Царском Селе. Разрез, осуществленный вариант

Весной 1783 года Камерон получил распоряжение Екатерины II изменить замысел отделки двух кабинетов во втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства. В соответствии с новым проектом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики».

Камерон, Чарльз (1730-1811) Яшмовый кабинет Агатового павильона в Царском селе 1780 г. перо, тушь, акварель 42,2 х 64,8 см

Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.

Поскольку широко использованная в отделке уразовская яшма называлась «мясным агатом», название «Агатовые комнаты» со временем закрепилось за всем павильоном, хотя нижний этаж и продолжал называться Холодной баней.

В годы Великой Отечественной войны искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали. Значительная часть позолоченных бронзовых орнаментов, украшавших стены и двери всех помещений, часть бронзовых ветвей-светильников и бронзовые медальоны с пьедесталов в Большом зале, бронзовые рашеттовские барельефы со стен Яшмового кабинета были утрачены.

Большой зал Агатовых комнат в середине 2010-х гг

Бесследно исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции.

Паркет в Яшмовом кабинете

Реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены в сентябре 2013 года.

Завершение строительства Орловских ворот

При выезде на дорогу в Гатчину в 1777-1782 гг по проекту А. Ринальди были установлены Гатчинские или Орловские ворота. Сооружение создано по распоряжению Екатерины II в ознаменование успешных мероприятий по борьбе с эпидемией чумы в Москве, которыми в 1771 г. руководил граф Г.Г.Орлов.

1781

Постановка оперы "Служанка-госпожа" Паизиелло к именинам Александра Павловича

В сентябре 1781-го императрица Екатерина II праздновала в Царском Селе именины любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего Александра I). К этому событию капельмейстер Джованни Паизиелло подготовил оперу "Служанка-госпожа". Героиня оперы - служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Уберто, увальня-аристократа, которому остаётся лишь покориться и сдаться.

Закончено строительство Турецкого киоска архитектора И.В.Неёлова по случаю поездки князя Н.В.Репнина в Константинополь

Деревянный павильон Турецкий киоск архитектора И.В.Неёлова возвели в 1779-1781 гг по случаю дипломатической поездки князя Н.В.Репнина в Константинополь, и до наших дней он не сохранился. См. рисунок Хирна выше в 1793 г.

1779: Открытие Китайского театра оперой Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс»

19 апреля 1779 г императрица Екатерина II в Царском Селе собственноручно пишет записку И.П.Елагину: "Иван Перфильевич, оперу "Димитрия", которая капельмейстером Паизиелло со всем изготовлена, прикажите дать на здешнем театре после шести недель, и когда отделка оного театра будет окончена; а другую оперу может помянутый капельмейстер приуготовлять исподволь ко своему времени".

"Здешний театр" - это Китайский театр, который летом 1779 г открылся в Царском Селе на территории верхнего сада. Опера-сериа "Деметрио" в трёх действиях на либретто Метастазио, была поставлена Джованни Паизиелло в 1770 г в г. Модена. В 1779 г в Царском Селе композитор переработал эту оперу, и теперь она записана в перечне опер, поставленных им в России, как "Деметрио, опера-сериа уменьшенная до двух действий с другой музыкой" («Дмитрий Артаксеркс»).

13 июня опера "Деметрио" в переводе на русский И.А.Дмитревского была представлена в Китайском театре по случаю дня рождения великого князя Константина Павловича. Присутствовала императрица, и Их Императорские Величества, в средней парадной ложе великий князь Александр Павлович.

Действующие лица:

  • Клеониса, царица Сирийская - г-жа Бонафина
  • Альцест, любовник Клеонисы, который потом признаётся Димитрием царём Сирийским - Г.Компанучи
  • Фениций, вельможа, опекун Альцеста - Г.Бабини
  • Олинт, вельможа, сын Фенициев и соперник Альцестов - Г.Порри
  • Бараева, наперсница Клеонисы и любовница Олинта - г-жа Сенковскаяя
  • Митран, предводитель царских телохранителей, друг Финиция - Г.Амати.

Повторно опера "Деметрио" бла поставлена в Царском Селе 16 июня, на представлении присутствовал граф Семён Романович Воронцов, состоявший в дружеской переписке с композитором.

Тем же летом в театре состоялись постановки опер Паизиелло "Мнимые философы" и "Китайский идол".

1777: Перенос в Грот скульптур из Грота Летнего сада после наводнения

В 1777 г. после наводнения в царскосельский Грот переносятся скульптуры из Грота Летнего сада. Подразумевалось, что Грот, как место обитания муз – «Мусейон», должен быть заполнен скульптурой.

1776: Композитор Паизиелло получает квартиру и начинает работу в Царском Селе

В 1776 году из Неаполя в Петербург прибыл новый главный капельмейстер двора Екатерины II Джованни Паизиелло. В его контракт был включен пункт, "что Паизиелло имеет преимущество над своими коллегами, капельмейстерами: это предоставление ему апартамента на четыре месяца в году в Царском Селе".

24 ноября 1776 года Паизиелло первый раз приезжает в Царское Село. В последующие годы он напишет и поставит здесь несколько опер. Подробнее здесь.

1775: Получение серии картин Юбера со сценами из жизни Вольтера

Серия картин швейцарского художника Жана Юбера о повседневной жизни Вольтера была приобретена Екатериной II в 1775 г. при посредничестве Фридриха Мельхиора Гримма, тогда же размещена в Царском Селе, позднее при невыясненных обстоятельствах исчезла оттуда и вновь возникла, уже в составе собрания Воронцовых в Одессе, затем в Алупке. Оттуда в годы «культурной революции» их изъяло Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся распродажей произведений искусства из дворцов и коллекций старой России, и передало в 1934 г. Эрмитажу. Сами картины можно посмотреть здесь.

1774: Замена стены в Старом саду на канал

При Елизавете Петровне Старый сад, вдоль нынешней Садовой улицы, был ограждён от существовавшей здесь слободы сначала палисадом, а с 1750 года высокой каменной стеной.

Стена просуществовала до 1774 года, когда Екатерина II повелела сломать стену, а парк окружить каналом с плотинами и мостом.

1773: Екатерина II передаёт Фальконе портрет Петра I для работы над его памятником

Портрет Петра I, написанный французским художником Луи Караваком в 1722 г, принадлежал Антиоху Дмитриевичу Кантемиру[4], а позже находился в Екатерининском дворце в Царском Селе.

Пётр I изображен в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1773 Екатерина II передала его скульптору Э.-М. Фальконе для работы над памятником Петру I. Фальконе, уезжая в Гаагу, взял с собой портрет, который, после его смерти в Париже в 1791, перешел к его невестке Мари Анн Колло (имение Маримонт около Нанси, Франция), затем — к ее дочери баронессе Янкович. В 1866 по завещанию последней портрет был передан в Гатчинский дворец, откуда в 1925 перешел в ГРМ. На 2022 г находится в 5 зале Михайловского дворца.

1771: Башня-руина архитектора Ю.М.Фельтена

Башня-руина архитектора Ю.М.Фельтена возведена в парке в 1771 г.

1770

Окончание создания Янтарной комнаты

К 1770 году создание Янтарной комнаты завершилось. В период правления Екатерины II, Янтарный кабинет при участии и контроле Растрелли преобразился, превратившись в знаменитую богатую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, значительно увеличившись в размерах и роскоши.

При императрице Екатерине Великой - Янтарная комната получила свой окончательный вид, запечатлённый позднее на многочисленных фотографиях. Янтарное убранство, занимавшее 3 стены, располагалось в 3 яруса. Центральный ярус был составлен из 8 симметричных крупных вертикальных панно.

В 4-х из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Джузеппе Дзокки и изображавшие 5 природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.

Зрение
Вкус
Слух

Мозаики были подарены ещё Елизавете Петровне австрийской королевой Марией-Терезией и были выполненные из полудрагоценных камней: агата, яшмы, лазурита, оникса.

Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно.

В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застеклённых витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Начало работ по созданию Английского сада под руководством В.И.Неёлова

Создание ансамбля пейзажной части Екатерининского парка Царского Села (Английского сада) связано с именем архитектора В.И.Неёлова. В 1770 г. вместе со своими помощниками он приступил к садово-парковым работам и завершил их в очень короткий срок. В те годы парк украшали несколько строений, органично вписавшихся в ландшафт.

1766: Первое исполнение концерта Березовского "Не отвержи мене во время старости" в Янтарной комнате

Основная статья: Музыка в России в XVIII веке

22 августа 1766 года в Янтарной комнате императрица забавлялась картами, и в то же время: "Для пробы придворными певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским". Это был ставший знаменитым "Не отвержи мене во время старости" русского композитора Максима Березовского, который в это время был на обучении в Италии.

1765: Казанова ищет работу

Джакомо Казанова приехал в Петербург 21 декабря 1764 г. У него были рекомендательные письма, что позволило ему встретиться с воспитателем Павла Петровича и старшим членом Коллегии иностранных дел Никитой Ивановичем Паниным. Первые встречи Казановы и Екатерины II состоялись в Летнем Саду. Однако, несмотря на всю приятность беседы с императрицей, он не получил должности при дворе или "разрешения на проведение лотереи в России". Узнав от графа Панина, что императрица поедет в Царское Село, Джакомо решил показаться ей там, предвидя, что другого случая уже не будет.

19 августа 1765 года в пятницу по утру Екатерина прогуливалась в саду. Обратимся к тексту мемуаров Казановы:

И вот я в Царском Селе. Заметив меня, она сделала знак приблизиться и сказала: "Кстати, я забыла спросить, остались ли у вас какие-нибудь возражения против моей реформы?". Разговор шёл о реформе календаря.

"После сей учёной беседы она поговорила со мной ещё о других венецианских обычаях, в том числе азартных играх и лотерее...

  • Мне предлагали учредить лотерею в моём государстве (лотерея проводилась в России еще во времена Елизаветы Петровны, прим. TAdviser). Я согласилась, но лишь при условии, чтобы ставка была выше одного рубля и не разоряла тем самым бедняков, кои, не понимая хитростей игры, могут понапрасну обольститься лёгкостью выиграша.

Таков был последний разговор, которым удостоила меня Великая Екатерина"[5].

После возвращения в Петербург Казанова подаёт прошение на выезд из России.

У Екатерины II особое подозрение вызывали иностранцы, приехавшие в Россию без приглашения, полученного через дипломатов или через её корреспондента Ф.М.Гримма. Только после этого приехавший мог рассчитывать на место и оплату дорожных расходов. Кроме того, Казанова праздновал в Петербурге своё сорокалетие, а для личных утех Екатерина предпочитала мужчин в возрасте от 25 до 30 лет.

1764: Паж Радищев дежурит на обеде с участием Ломоносова

24 августа 1764 г М.В Ломоносов был в Царском селе, где через Г.Г.Орлова собирался подать Екатерине II "Краткую историю о поведении Академической канцелярии", что было для него очень важно. Во время обеда в "Картинной комнате" он преподнёс Екатерине II приготовленный для этого случая стих, "На Царское Село августа 24 дня 1764 года".

В этот день во дворце было дежурство Александра Радищева, пажа Екатерины II. М.В.Ломоносов во время обеда мог получать кушанья из рук будущего писателя[6].

1763: Указ Екатерины II о замене расписных холстов в Янтарной комнате на янтарные панно

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком (см. ниже) к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашённые в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф, и их русские ученики. Было изготовлено 8 плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря.

Барочный дворец Елизаветы Петровны

1761

Автор рисунка Михаил Иванович Махаев. Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора. 1756-1761. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Баризьен Фридрих Гартман: Вид Большого дворца. 1760-1761 годы.
Регулярный сад перед южным фасадом Екатерининского дворца. Панорама Старого Сада 1760-1761 годов. Ф. Баризьен

1759

Гравюра Е. Виноградова «Павильон Эрмитаж» Царское село, 1759 г.

1756: Растрелли завершает работы по перестройке Царскосельского дворца

Стеклянные двери из Большого (Тронного) зала ведут в три антикамеры (от итал. anticamera — передняя), которые перекликаются с ним по архитектурному решению. Общая площадь антикамер - около 1000 м2. Авторство декора залов принадлежит Ф.Б.Расстрелли. Изначально эти помещения служили для ожидания приёмов и выхода Елизаветы Петровны. Во времена этой императрицы антикамер было пять, позднее при перестройке дворца вместо первых двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы. Поскольку в XVIII веке парадная лестница находилась в южной части здания (со стороны Зубовского корпуса), гости приезжающие в Царское Село, первым делом попадали в антикамеры. Ожидающие различались по чинам: в первой антикамере ждали аудиенции наиболее знатные посетители, в остальных – рангом ниже...

Первая антикамера

Первая антикамера отличается значительным размером и обилием резного декора, её убранство самое богатое из всех антикамер дворца. Объёмно-цветовой акцент создают печи, украшенные изразцами с кобальтовой росписью.

Существенным дополнением к пышному барочному убранству антикамер, являются потолки с огромными живописными плафонами на мифологические сюжеты и повторяющийся геометрический рисунок паркета из ценных пород древесины.

В первой Антикамере на плафоне изображена композиция «Триумф Бахуса и Ариадны» работы П. и А. Градицци и А. Перезинотти. Плафон заключён в раму из гербов, амуров и арабесок.

Ариадна, помогла Одиссею выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но тот покинул её спящей. Ей на помощь пришёл Бахус, взяв её венец, украшенный драгоценными камнями, он закинул его к звёздам – так она стала созвездием. Бахус легко утешил её и вскоре они поженились.

1755

М. И. Махаев. Дворец Ея Императорского Величества въ Сарском Селъ в 25-ти верстахъ отъ Санкт-Петербурга. 1755 г

Поступление Янтарного кабинета из Зимнего дворца. Пустующие части стен затянуты холстом и расписаны "под янтарь"

В 1755 году Елизавета Петровна решила перевезти Янтарный кабинет из Зимнего дворца в Большой дворец Царского Села и повелела этим заняться Растрелли. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. С этого же, 1755 года, при Елизавете Петровне начали создавать Янтарную комнату.

Зал, предназначенный для Янтарного кабинета размером 96 квадратных метров, значительно превышал его размеры. Франческо Растрелли перекомпоновал все детали кабинета. Мастер разместил панели площадью 40 квадратных метров симметрично по среднему ярусу 3-х стен и разделил их пилястрами с зеркалами, а также украсил комнату деревянной золочёной резьбой.

Для установки панно на стены снова пригласили Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Иваном Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.

В 1758 году на эту должность был приглашён из Пруссии Фёдор Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.

1754: Завершено строительство павильона Монбижу

18 февраля 1747 года в Царское Село был отправлен указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором сообщалось, что план павильона Монбижу (от франц. mon bijou — «моя жемчужина»), исполненный С. И. Чевакинским, опробован.

Проект Монбижу

Позже в 1749 году проект был переработан Растрелли. Общее композиционное решение было сохранено, но фасады получили новое, более богатое оформление. Были изменены конфигурации лестницы, завершение купола.

Строительство здания в 1748 году возглавил С. И. Чевакинский, однако уже через год его место занял Франческо Растрелли, и в 1754 году работы были закончены.

М. И. Махаев. Вид Зверинца в Царском селе. 1754-1755 гг. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственный Русский музей.

Павильон был расположен симметрично павильону Эрмитаж в Екатерининском парке. Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца (ныне на этом месте расположен Арсенал в парке Александровского дворца). Монбижу возвышался на прямоугольной площадке, обрамленной каналом, на той же оси относительно Екатерининского дворца, что и Эрмитаж.

Создание «Нового», или «Верхнего» регулярного сада (ныне — регулярная часть Александровского парка) связало Старый сад, Екатерининский дворец и Зверинец в целостный, огромный по своим размерам дворцово-парковый комплекс.

Двухэтажный павильон имел форму правильного восьмиугольника, увенчанного куполом, к которому примыкали четыре вытянутые пристройки. Стены Монбижу были окрашены в зеленый цвет, а все выступающие архитектурные детали — в белый.

Главным украшением фасада, окна которого выходили на большой Царскосельский дворец, служило двухъярусное крыльцо с двумя всходами на каждом ярусе. Кровли пристроек были выполнены в виде открытых террас для прогулок и любования окружающими видами. Лестницы крылец украшали золоченые решетки. Между крыльцами и по карнизам здание украшали белоснежные алебастровые статуи, чередующиеся с вазами и цветочными корзинами. Террасы, как и на других постройках Растрелли, были украшены позолоченными статуями. Наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе увенчан резной деревянной статуей Славы.

Легкая, элегантная, яркая постройка заключала средний зал с 16 колоннами. Покои были увешаны картинами, которые покрывали «шпалерной развеской» всю поверхность стен. Это были 46 картин кисти «зверописца» И.-Ф. Гроота, изображавшие битую и живую дичь и различные охотничьи сюжеты.

1746: Закладка храма по проекту Саввы Чевакинского

Проектом реконструкции Большого Екатерининского дворца середины XVIII века была предусмотрена постройка храма сначала отдельным зданием «между правым флигелем и циркумференцией», но эти планы не реализовались, и церковь решили устроить в особом флигеле. Автором проекта стал архитектор С. И. Чевакинский.

Весной 1746 года начались строительные работы, а 8 [19] августа 1746 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны состоялась торжественная закладка церкви, которую совершил архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Феодосий (Яновский).

1745: Савва Чевакинский назначен архитектором Царского Села

В 1745—1760 годах архитектором Царского Села был Савва Чевакинский, который руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (церковный и зал), соединённых галереями с центральной частью Екатерининского дворца, несохранившийся охотничий павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».

1743: Пристройки к палатам Елизаветы I

Исследователь Царского Села Илья Яковкин в книге «Описание Села Царского, или Спутник обозревающим оное» пишет: «Каменные сие палаты (Екатерины I) без всякого увеличения, только с необходимо нужными поправками, пребыли в таком состоянии до 1743 года. Тогда государыня императрица Елизавета I повелела сделать к каменным палатам с обеих сторон пристройки, отчего и явилось в верхнем и нижнем этажах по 16 комнат, в том числе и большие залы. По обеим же сторонам каменных палат построены два флигеля: правый, к церкви, о 6 комнатах в верхнем и о 8 – в нижнем этажах, а в левом по 8 комнат в каждом этаже. Тогда бывшие прежде каменные палаты получили название Среднего дома, а отделанные каменные корпусы – правого и левого флигелей».

Палаты Екатерины I

1723: Окончание строительства усадьбы

Ко времени окончания строительства в 1723 году относится ценный документ – «Книга описания Сарского села», составленная приказчиком Алексеем Лукоперовым. Уникальный документ дает представление о старых деревянных хоромах императрицы, ее новых каменных палатах и их внутреннем убранстве. В ней подробно описаны хозяйственные постройки – конюшенный, скотный и птичий дворы и другие здания.

По своим размерам и по характеру сооружений усадьба Екатерины I в первый период ее существования значительно отличалась от резиденций Петра I. Весь комплекс Сарской мызы сохранял особенности древнерусского бытового уклада. Это был не «увеселительный замок», не загородная дача, а усадьба. К юго-востоку от каменных палат простирался сад, к северу и северо-западу – Зверинец, где на обширном участке естественного леса, прорезанного просеками, содержались звери для царской охоты. Строительство на мызе велось в ограниченных масштабах, и ничто не предвещало ее будущего расцвета.

1717

Начало строительства каменных палат по проекту Иоганна Браунштейна

Историк архитектуры Анатолий Петров в книге «Пушкин. Дворцы и парки» называет дату строительства первых каменных палат – 1717 год. Исследователь пишет: «В литературе о Царском Селе принята другая дата начала строительства – 1718 год. Первым, кто привел ее, был Илья Яковкин. <…> Она, казалось бы, подтверждается документально текстом распоряжения от 29 апреля 1719 года, о посылке в Сарскую мызу `к строению палат государыни царицы` каменщиков, которые `у того строения были в прошлом 1718 году`. Однако нам удалось обнаружить запись о доставке провианта каменщикам, находившемся в Сарском селе `у палатного строения и у тески камня с прошлого 717 году`. <…> Этот документ служит бесспорным доказательством того, что постройка палат началась не позже 1717 года».

Проектировал каменные палаты архитектор Иоганн Браунштейн. О том, как выглядели каменные палаты Екатерины Алексеевны можно судить по реконструкции восточного фасада и на основании поэтажных планов, выполненных Николаем Лансере по деревянной модели, до 1941 года находившейся в собрании музея. Планы и фасад опубликованы в книге Александра Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».

«В первом этаже нового каменного дворца был вестибюль, освещенный двумя фонарями, направо от него передняя, за ней угловая палата, рядом с ней спальня с кроватью под балдахином, следом за ней уборная. Слева от сеней – спальня, уборная и вскоре перенесенная из дворца баня.

Во втором этаже – парадные покои. В центре – зал со стенами, украшенными гобеленами на фоне французских суконных обоев, с красными шторами на окнах, на стенах картины и зеркала.

Слева и справа – парадные палаты, за ними – две угловые комнаты. К угловым палатам примыкали спальни – слева царская парадная с балдахином, справа – царевен. К опочивальням примыкали уборные и наугольные комнаты, стены которых были расписаны по холсту под мрамор», – даёт описание внутреннего убранства каменных палат архитектор Александр Кедринский в книге «Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710–1760».

Меншиков осмотрел панно Янтарного кабинета в Летнем дворце

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно Янтарного кабинета в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

1716

Постройка деревянной Успенской церкви

В 1716 году состоялась постройка деревянной Успенской церкви. С этого момента Сарская мыза стала называться в документах не мызой, а Царским или Сарским Селом.

Фридрих-Вильгельм I дарит Янтарный кабинет Петру I

Изначально панели для Янтарного кабинета были изготовлены для дворца матери Фридриха-Вильгельма I, но не были смонтированы ни при её жизни, ни при жизни её мужа.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости. К солдатам-великанам прусский король питал прямо-таки коллекционерскую страсть.

1713: Походная церковь в хоромах

В хоромах усадьбы была установлена походная церковь святой великомученицы Екатерины, куда 12 [23] марта 1713 года был определён причт. Это был первый царскосельский храм. Походная церковь имела резной иконостас синего цвета с позолотой, иконы которого были написаны на холсте, и престол с дубовой крышкой и символическими изображениями четырёх евангелистов.

После многих перемещений переданный в 1930 году в Екатерининский дворец-музей иконостас этой походной церкви был утрачен в период оккупации города фашистами. Престол, вероятно, был утрачен ранее.

1710: Петр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне Сарскую мызу

В 1710 году Петр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне (Марте Самуиловне Скавронской) шесть мыз (усадеб с сельскохозяйственными постройками) – в том числе и Сарскую. Не сохранилось ни описаний этой шведской мызы, ни ее изображений. Деревянные хоромы и службы располагались на месте нынешнего дворца, на гребне возвышенности, спускавшейся к речке Вангази. Речка была запружена, благодаря чему выше плотины возник обширный пруд, на месте которого впоследствии был создан Большой пруд. Вода из пруда приводила в действие мельницу, которая просуществовала до 1720-х годов.

Сразу после того, как владелицей Сарской мызы стала Екатерина Алексеевна, начались работы по ее восстановлению, а затем по расширению и перепланировке.

Примечания

  1. Владимир Зиглин "Царское Село в царствование императрицы Екатерины Великой", стр. 333
  2. Крос Э. "Британцы в Петербурге в XVIII веке". Спб., 2005, стр.353
  3. Владимир Зиглин "Царское Село в царствование императрицы Екатерины Великой", стр. 243-251
  4. Васильчиков А.А. О портретах Петра Великого, М., 1872 г, стр.34
  5. Казанова Д. Мемуары. Пер. Соловьёва Т. - Л., 1991 - С.205-206
  6. Владимир Зиглин "Царское Село в царствование императрицы Екатерины Великой" стр.60