Цифровые проекты в транснациональных компаниях. Проектная методология и подход к roll-out компании Novardis
На сегодняшний день практика тиражирования российских цифровых проектов в другие регионы присутствия международных компаний - явление достаточно редкое. Как правило, к разработке цифрового шаблона транснациональные компании привлекают глобальных интеграторов, а дальнейшее тиражирование шаблона осуществляют локальные подразделения интегратора. В масштабных цифровых проектах отечественные ИТ-компании периодически участвуют на этапе локального roll-out (проектов тиражирования), внедряя программные продукты, которые уже используются в зарубежных представительствах международных компаний. Тем не менее, в российской ИТ-отрасли уже появилась компания, имеющая в своем портфолио проекты, ставшие глобальным шаблоном. При этом интегратор не только разрабатывал шаблон цифрового решения, но и осуществлял его дальнейшее тиражирование без привлечения локальных ИТ-компаний. О проектной методологии и специфике roll-out проектов рассказал Марк Ройтенберг, управляющий партнер компании NOVARDIS.
Содержание |
Специфика roll-out проектов
Разница между реализацией локального цифрового проекта и проекта, который будет впоследствии растиражирован на несколько стран присутствия компании-заказчика, наблюдается уже на этапе сбора бизнес-требований к системе.
И если в случае с локальным проектом бизнес-требования к системе формируются исходя из особенностей процессов в одной стране, то при работе над тиражируемым шаблоном проектная команда разрабатывает системное решение с учетом бизнес-требований всех стран, для которых потребуется дополнительная настройка или разработка. Зачастую бизнес-требования со стороны пользователей отдельных представительств компании отличаются от требований специалистов центрального офиса и интегратору необходимо найти решение, которое будет устраивать все заинтересованные стороны.
Еще одна особенность проектов в международных компаниях – сложная матрица коммуникаций. В международных проектах команде партнера по внедрению необходимо взаимодействовать с проектными группами центрального офиса и отдельных филиалов, количество коммуникаций и согласований увеличивается в разы - и все это требуется зафиксировать в проектной документации.
Проектная методология
Понимая, что тиражируемые проекты имеют определенную специфику, мы разработали собственную методологию проектного управления, основанную на лучших походах SAP ASAP и SAP Activate, а также на стандартах PMI и успешных проектных кейсах.
Если комплексно рассматривать весь проект от разработки глобального шаблона до roll-out, то методология проектного управления будет представлять собой классический Waterfall (каскадная методология), где масштабный проект разбит на несколько этапов, имеющих четкую последовательность.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Однако на отдельных этапах проекта мы придерживаемся методологии Agile. В частности, при разработке дизайна глобального шаблона, его настройке и начальном тестировании методология Agile будет более подходящей. Основываясь на методологии Agile, проектная команда реализует данный этап отдельными спринтами и может приступить к разработке решения еще до того, как весь объем бизнес-требований к системе будет согласован. Это позволяет объективно оценить промежуточные результаты и реализовать функциональный объем решения в максимально короткие сроки.
При реализации roll-out проекта, на этапе доработки и начального тестирования функционала, специфичного для отдельной страны, мы также можем использовать методологию Agile. Все остальные этапы проекта тиражирования реализуются согласно каскадной методологии проектного управления.== Заголовок уровня 2 ==
Разработка глобального шаблона
Глобальный шаблон цифрового решения включает в себя общие функциональные возможности, которые будут доступны к использованию во всех странах, задействованных в проекте. Разработка глобального шаблона осуществляется несколькими спринтами, которых, как правило, требуется порядка 3-5, продолжительностью 4-7 недель каждый. Перед каждым спринтом проектная команда выделяет наиболее приоритетные функциональные задачи и определяет объем требований, которые должны быть реализованы в ходе отдельного спринта. В рамках первого спринта команда внедрения больше сфокусирована на настройке стандартной функциональности программного продукта, что в дальнейшем позволяет более объективно оценить объем необходимых доработок. Подготовка проектной документации и разработка дополнительной функциональности осуществляется командой внедрения в рамках следующих спринтов.
Мы придерживаемся принципа, что все этапы проекта должны быть максимально прозрачными для бизнес-заказчика, поэтому после каждого спринта проектная группа организует демонстрационную сессию, на которой команда со стороны компании-заказчика может оценить промежуточные результаты.
Подход к Roll-out
Как и в любом цифровом проекте, при реализации roll-out важно обеспечить максимальное качество решения и уложиться в запланированные сроки. Оптимально, когда переход от разработки глобального шаблона к roll-out проектам происходит после того, как все критически важные требования реализованы в глобальном шаблоне решения и апробированы на пилотной стране. Только после этого проектную группу можно рассредоточить между продолжением работы с глобальным шаблоном и roll-out проектами.
В то время как часть проектной команды продолжает разрабатывать оставшиеся функциональные блоки глобального шаблона, другая часть специалистов работает над проектированием, настройкой и тестированием системы для остальных стран тиражирования цифрового решения. Подобный подход к проектному управлению позволяет эффективно распределить ресурсы, сохранив при этом качество и скорость тиражирования шаблона.
Обучение бизнес-пользователей
Отдельного внимания заслуживает процесс обучения бизнес-пользователей системы работе с новым программным продуктом. Учитывая количество пользователей цифрового решения в подобных проектах, обучение построено по следующей схеме - интегратор подготавливает обучающую документацию на английском языке, проводит обучение и аттестацию ключевых бизнес-пользователей, и уже подготовленные бизнес-пользователи проводят обучение остальных пользователей системы на местном языке региона.
Таким образом, на каждом этапе проекта важно учитывать особенности, с которыми сталкивается проектная команда при создании масштабируемой цифровой инфраструктуры. Описанный подход к тиражируемым проектам положительно зарекомендовал себя на нескольких проектах внедрения. При этом NOVARDIS автоматизировал как отдельные группы процессов в транснациональных компаниях, так и осуществлял их комплексную автоматизацию.