2020/07/07 09:36:20

Александр Мавродиев, ГКС: «Проекты по созданию ситуационных центров в регионах всегда индивидуальны»

Постоянно меняющаяся ситуация в самых разных сферах жизнедеятельности общества и отраслях экономики требует от руководства регионов принятия своевременных и обоснованных решений. Для обеспечения информационно-аналитической поддержки работы высших должностных лиц в регионах внедряются ситуационные центры. Об особенностях их создания в интервью TAdviser рассказал Александр Мавродиев, директор департамента национальных проектов ГКС (АО «Группа Систематика»).

Александр
Мавродиев
Будущее цифровизации госуправления должно опираться на унификацию и централизацию платформенных решений

Александр Александрович, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, об ИТ-проектах, востребованных в настоящее время в субъектах Российской Федерации для решения задач, стоящих перед руководством регионов.

Александр Мавродиев: Портфель ИТ-проектов в субъектах Российской Федерации формируется исходя из задач ускоренного внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления, поставленных президентом Российской Федерации, и с учетом текущих особенностей, в частности, связанных с необходимостью преодоления последствий пандемии COVID-19. В эти задачи входит и информатизация бюджетной системы, и развитие сервисов оказания государственных услуг, и реформирование контрольно-надзорной деятельности и многое другое.

Но особое место среди проектов цифровизации государственного управления в регионах занимают проекты по созданию ситуационных центров высших должностных лиц, которые в настоящее время решают более широкий круг задач, чем это было ранее предусмотрено федеральными регуляторами, когда формировалась концепция создания ситуационных центров, готовились методические документы, т.е. закладывались их основы.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.4 т

Ситуационный центр — уже не просто оборудованное помещение для проведения разовых или регулярных коллегиальных совещаний по оперативным вопросам. Сегодня это также комплекс инструментов, которые обеспечивают информационно-аналитическую поддержку работы руководства региона в ежедневном режиме.

Динамично меняющиеся социально-политическая, финансово-экономическая, санитарно-эпидемиологическая ситуации требуют от руководителей субъектов Российской Федерации повседневного анализа и оценки складывающейся ситуации во всех сферах жизнедеятельности общества и отраслях экономики, контроля полноты информации, отслеживания точности и своевременности исполнения поручений и поставленных задач. Например, в ЕМИСС содержится информация более чем о 7 тысячах статистических показателей, а это всего лишь один из множества государственных информационных ресурсов.

Таким образом, для принятия обоснованных решений руководству региона требуется контролировать большое количество вопросов, ситуаций и задач, оперативная информация по которым до сих пор нередко формируется на бумажных носителях. При этом (с учетом срочности вопроса и дефицита времени) при подготовке такой информации зачастую не используется предыдущий опыт, что может сказываться на качестве решений, принимаемых на основе подобных материалов.

В связи с этим особенностью проектов по автоматизации и информационно-аналитическому обеспечению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации является комплексность их реализации, связанная, во-первых, с обработкой и хранением больших объемов многоаспектной информации из значительного количества источников, в т.ч. неструктурированных; во-вторых, с повышенными требованиями не только к оперативности, достоверности, актуальности, но и к виду представления информации по различным срезам и ключевым пользователям.

Если кратко резюмировать, то центральным элементом ситуационного центра высшего должностного лица становится программный комплекс бизнес-аналитики, позволяющий автоматизировать сбор, обработку, хранение и визуализацию больших объемов данных, обладающий возможностями построения отчетности и поддержки принятия решений на основе моделирования и прогнозирования. В качестве примера, где все эти функции реализованы, можно привести российскую BI-платформу «Триафлай» компании «Доверенная среда», которая входит в ГКС.

Созданная на основе платформы «Триафлай» система по мониторингу и анализу данных о распространении коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде регионов РФ обеспечивает поддержку принятия оперативных решений в условиях чрезвычайной ситуации главами регионов в рамках работы региональных ситуационных центров и штабов по контролю над эпидемиологической ситуацией. Система позволяет получить полную картину эпидемиологической обстановки в регионе по COVID-19, включая количество, статус изолированных на карантин больных, количество людей на самоизоляции, своевременного предупреждения о самоизоляции, контроль состояния здоровья и перемещения лиц в рамках региона (и выезда другой регион). Таким образом, благодаря внедренной системе формируется реальная, без искажений, статистика по региону, необходимая для принятия решений главой региона.

А какие проблемы чаще всего возникают при внедрении ситуационных центров в регионах?

Александр Мавродиев: Проекты по созданию ситуационных центров всегда индивидуальны, поскольку это не просто разработка или внедрение программного обеспечения. Это целый комплекс мероприятий по организационному, нормативно-правовому, методическому и технологическому обеспечению работы как самого ситуационного центра, так и органов и организаций региона, ответственных за мониторинг ситуации, своевременное предоставление информации и исполнение поручений.

К общим ограничениям, с которыми мы сталкиваемся в регионах, можно отнести:

  • наличие большого количества частично дублирующих друг друга по функционалу или неиспользуемых информационных систем;
  • отсутствие возможности автоматизированной обработки данных, содержащихся в не связанных между собой ведомственных информационных системах, из-за их противоречивости, недостаточной актуальности и полноты, что вполне закономерно при преобладании ручного ввода данных;
  • закрытость и недостаточная гибкость функционала ведомственных информационных систем, отсутствие возможности выборки данных в автоматизированном режиме в необходимом разрезе.

В качестве примера могу привести такие цифры по одному из регионов внедрения: из 30 информационных систем, созданных за счет бюджетных средств, только 12 систем содержали информацию, возможную для использования в ситуационном центре, а это менее 50%; у трети исполнительных органов государственной власти субъекта необходимые данные содержались и обрабатывались не в информационных системах, а в неструктурированных информационных ресурсах. И это региональный уровень! Ситуация с информатизацией в органах местного самоуправления еще плачевнее.

Эти и другие проблемы позволяет преодолеть внедрение ситуационного центра как инструмента решения комплексных задач, а также упрощения организационных процедур, выстраивания эффективного межведомственного взаимодействия и экономии ресурсов.

Внедрение и поэтапное развитие информационного окружения ситуационного центра позволяет:

  • объединить и структурировать все необходимые информационные ресурсы органов власти и обеспечить к ним оперативный доступ;
  • осуществлять инструментальную поддержку проведения расчетов и моделирования вариантов решения поставленных задач;
  • оптимизировать бюджетные расходы на информатизацию за счет внедрения универсального масштабируемого программного обеспечения, обладающего базовой функциональностью;
  • обеспечить мобильность работы сотрудников с данными за счет использования возможностей дистанционного доступа, а также осуществлять дистанционный контроль объектов мониторинга.

Александр Александрович, а в чем преимущество решения, которое вы используете при создании и внедрении ситуационных центров высших должностных лиц субъектов РФ?

Александр Мавродиев: Говорить исключительно о преимуществах решения как программного продукта, я думаю, было бы неправильно. Во многом успешная, а главное, качественная реализация проекта, которая бы в большей степени отвечала ожиданиям государственного заказчика, во многом зависит от грамотного и компетентного консалтинга в сфере государственного управления. Надо понимать, что проект по созданию и внедрению ситуационного центра высшего должностного лица субъекта РФ не ограничивается лишь предоставлением лицензии и последующей интеграцией программного продукта с существующими системами региона. Это всего лишь один из этапов работ.

Для более качественного и полного функционирования системы, достижения ее максимальной эффективности также требуется провести обследование существующей инфраструктуры заказчика, проанализировать действующее законодательство на уровне субъекта РФ, и на основе анализа полученных данных выработать и представить заказчику рекомендации. В отсутствие должного нормативного регулирования, а также правильно выстроенного межведомственного взаимодействия трудно будет достигнуть тех показателей, на которые изначально рассчитывал регион.

Для решения этих задач внутри ГКС специально была создана команда, которая обладает необходимым опытом, а также всем набором навыков и качеств.

Кроме того, в проекте по созданию ситуационного центра необходимо решать и весь комплекс задач, начиная от создания распределенной высокопроизводительной ИТ-инфраструктуры и обеспечения ее бесперебойной работы до интеграции информационных систем, поставляющих исходные данные для работы ситуационного центра высшего должностного лица в регионе и подготовке регламентной базы для взаимодействия региональных структур управления и подведомственных им организаций, оперативных служб, медицинских учреждений, системообразующих производственных предприятий.

Если же говорить о преимуществах программного продукта (BI-платформа «Триафлай»), предлагаемого нами для создания ситуационных центров, то я бы остановился на следующем:

  • это полностью российская разработка, она включена в реестр отечественного ПО;
  • обеспечивает возможность создания множества решений для разных подразделений на базе одной платформы;
  • функционирует через интернет и не требует установки дополнительного программного обеспечения;
  • обладает гибкой структурой хранения данных и метаданных;
  • обеспечивает возможность многомерного анализа без предварительной подготовки данных;
  • обладает подтвержденной высокой производительностью и масштабируемостью;
  • имеет встроенный конструктор workflow-процессов для сбора и согласования данных и документов.

Поэтому, резюмируя вышесказанное, то можно ответственно заявить, что ГКС обладает всеми компетенциями, а благодаря своему многолетнему опыту по созданию информационных систем федерального уровня и развертывания ситуационных центров разного уровня на основе оборудования и ПО российских и ведущих мировых вендоров может решать задачи любого масштаба, в т.ч. выполнять функции центра компетенции по применению ситуационных центров для повышения эффективности регионального государственного управления.

В январе 2020 года Президент России поручил руководителям субъектов Российской Федерации внедрить Центры управления регионом. Скажите, исходя из вашего многолетнего опыта практической реализации ИТ-проектов по различным направлениям государственного управления, какое место ЦУР занимает в региональном портфеле проектов информатизации органов власти?

Александр Мавродиев: Исходя из того, что в качестве примера для разработки ЦУР в регионах предложен уже функционирующий Центр управления регионом в Московской области, то его задачей является повышение эффективности взаимодействия с населением. Задача, решаемая ЦУР в таком виде, важна, но эта задача — одно из множества направлений деятельности органов государственной власти на местах. Такие задачи в большинстве субъектов Российской Федерации решаются внедрением программного обеспечения класса «портал обратной связи». Подобные решения в рамках «Открытого правительства» в том или ином виде уже внедрены в большинстве субъектов. То есть в данном случае, по-видимому, название не вполне соответствует содержанию, о чем и идет много дискуссий в экспертном сообществе.

Если же иметь в виду ситуационные центры, то, как я уже отметил, задачи, решаемые в их рамках, гораздо шире, что дает возможность в полном объеме предоставить руководителям преимущества цифровых технологий для оперативного управления регионом.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития цифровых технологий в государственном управлении?

Александр Мавродиев: Как я уже говорил, динамично меняющаяся обстановка во всех сферах жизни требует от руководителей субъектов Российской Федерации повседневного анализа и оценки большого количества входящей информации, включая контроль за исполнением принятых решений. Поэтому перспективными и востребованными в российских регионах становятся отечественные комплексные универсальные платформенные решения, быстро адаптируемые и масштабируемые под любые возникающие задачи государственного управления. На мой взгляд, будущее цифровизации государственного управления должно опираться на унификацию и централизацию платформенных решений на федеральном уровне, определении понятных для всех уровней власти правил игры, выраженных в ключевых показателях, которые имеют практическое применение и реализацию «на земле», а также гармонизацию существующей нормативной правовой и методической базы, в рамках которой эта цифровизация существует. Одним словом, задача на ближайшие несколько лет — сшить одно большое цифровое одеяло из существующих разрозненных систем.