Заказчики: Республиканская клиническая больница город Казань Казань; Фармацевтика, медицина, здравоохранение Продукт: ICL: Многофункциональные мобильные посты медсестер (Смарт-тележки)Дата проекта: 2022/03 — 2023/05
|
Технология: Офисная техника
Технология: Медицинская информационная система
|
Содержание |
«Для сертификации по главному стандарту цифровой медицины — HIMSS — обязательным условием была идентификация пациента на всех этапах оказания медпомощи. Как это сделать? Мы остановились на мобильных постах, разработанных ICL, и не пожалели», — говорит директор РКБ Станислав Мягков. |
Рабочее место медсестры в клинике с тех пор полностью преобразилось: все необходимое у них теперь всегда под рукой — в ящиках смарт-тележек, а встроенная медицинская система, заменяющая бумажные карты, не позволит ошибиться с лекарствами, подскажет, что в данный момент нужно тому или иному пациенту и вовремя оповестит врача. В итоге медперсонал, освобожденный от лишней беготни, стал экономить до 1,5 часов в день, а все инциденты, связанные с оказанием помощи, сведены до нуля.
РКБ как эталон цифровой клиники
РКБ с прошлого года официально работает по главным мировым стандартам цифровой медицины. Это единственная больница в Татарстане и вторая в России, которая получила сертификат HIMSS, подтверждающий соответствие самым передовым технологиям оказания медицинской помощи с помощью цифровых решений. Пациентов здесь идентифицируют по специальным браслетам на каждом этапе оказания медицинской помощи, а все назначения и манипуляции в режиме онлайн отражаются в единой информационной системе.
В итоге все, что происходит с пациентом, стало абсолютно прозрачным, диагнозы точнее, а лечение назначается быстрее. Для этого больницу пришлось дооборудовать на 450 млн рублей: в стены больницы вмонтировали более 120 км кабеля, установили 500 точек Wi-Fi, оснастили 1 355 рабочих мест (техникой ICL). Но одним из ключевых звеньев, без которого контур цифровизации замкнуть бы вряд ли удалось, стали многофункциональные мобильные посты медсестер, которые компания ICL разработала совместно с руководством больницы.
Что такое рабочее место медсестры?
«Для прохождения сертификации HIMMS обязательным условием была идентификация пациента на всех этапах оказания медпомощи. Как это сделать? Чтобы медсестрам не приходилось носить в руках планшет, таблетницы и лекарства, мы остановились на мобильных постах. Причем решили совместить стандартную медицинскую тележку с компьютерным оборудованием, чтобы получилось универсальное рабочее место медсестры. С его помощью она сможет не только проводить медицинские манипуляции, оказывать первую помощь, но и обмениваться информацией в системе», — объясняет директор РКБ Станислав Мягков. |
Многофункциональные мобильные посты в народе называют смарт-тележками. Смарт — потому что умные: каждая деталь до последнего винтика в них неслучайна. Они представляют собой металлические тележки на колесах, на которые установлены ноутбуки с медицинской информационной системой — у каждой медсестры свой логин и пароль для входа, поэтому все действия каждого медработника становятся полностью прозрачными и сохраняются в системе. Тележки оснащены тремя выдвижными ящиками для медикаментов и расходных материалов, которые закрываются на ключ в целях безопасности. Справа установлен сканер для считывания штрих-кодов на лекарствах и браслетах пациентов и термопринтер для печати этих браслетов, слева — держатель для санитайзера. А на задней части мобильного поста предусмотрены контейнеры для медицинских отходов разных категорий, чтобы медсестрам больше не приходилось бегать до урн после каждой инъекции. Предусмотрен даже выдвижной столик для компьютерной мыши.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Мобильные посты изготовлены из прочной стали, покрыты краской с антибактериальным покрытием и полностью соответствуют всем требованиям для медизделий — выдерживают любую дезинфекцию. Вес устройств — около 50 килограммов, но благодаря технологичным шасси он незаметен: тележки можно легко везти одной рукой.
«Мобильный пост с набором инструментов и лекарственных средств позволяет контролировать работу младшего персонала, качество и своевременность исполнения назначений: вовремя ли она замеряет температуру, давление, дает таблетки, ставит инъекции и так далее», — объясняет руководитель направления «Здравоохранение», заместитель директора департамента продаж и маркетинга ICL Techno Альберт Шагивалеев. |
Как работают мобильные посты?
Вся работа медсестер в РКБ теперь выстроена с использованием мобильных постов. К примеру, постовая медсестра комплектует тележку медикаментами. Но не просто так: в системе открывается карта пациента, сканируется его таблетница и каждое лекарство, которое в нее поместят. Система подтверждает, что именно этот препарат и именно в этой дозировке был назначен, так что вероятность ошибки сводится к нулю. Второй этап верификации проходит уже в самих палатах: перед тем, как выдать пациенту таблетки, медсестра сканирует специальный штрих-код у него на руке и повторно считывает штрих-код на самой таблетнице — если случайно произойдет путаница, на экране сразу высветится предупреждение об ошибке.
«Это очень удобно! Нас полностью обезопасили от любых ошибок», — рассказывает старшая медсестра неврологического отделения Эльвира Тимофеева. |
Она показывает содержание ящиков: кроме лекарств, там обязательно есть укладка неотложной помощи, аппарат для измерения давления, термометр и пульскоксиметр. Медработник может сразу замерить показатели пациента и внести их в систему — лечащий врач сможет увидеть их в ту же секунду. Как и всю информацию о том, какие препараты и во сколько были даны больному — это позволяет отследить эффективность терапии, скорректировать ее при необходимости, и может объяснить, к примеру, колебания в результатах анализов.
Но и это еще не все.
«Система предупреждает, если у пациента есть на что-то аллергия или есть риски падения. И даже подсказывает, что нужно конкретному пациенту, например, если есть риски развития пролежней», — объясняет Тимофеева. |
«Применение мобильных комплексов позволило избавить медсестер от лишней беготни. Они подходят к койке пациента сразу со всеми необходимыми ресурсами, — оценивает эффективность внедрения главврач РКБ Рафаэль Шавалиев. — Это сэкономило медсестрам по 60-80 минут в день, которые они могут уделять непосредственно уходу за пациентом». |
По словам главврача, благодаря тому что все необходимое всегда под рукой, а все процессы регламентированы, медсестра ни на что не отвлекается и четко выполняет все назначения врача.
«Это гарантирует своевременность введения лекарственных препаратов, передачи таблеток и выполнения других клинических рекомендаций. — подчеркивает он. — Но самое важное — это безопасность. Медсестра никогда не спутает таблетницы, любые инциденты, связанные с качеством и безопасностью оказания медпомощи, у нас сегодня доведены практически до нуля». |
Разработка: максимальная наполняемость и технологичность в одном устройстве
Мягков рассказывает, что РКБ уже много лет взаимодействует с компанией ICL, почти вся компьютерная техника в клинике их производства.
«Когда мы занялись полной цифровизацией клиники и стали претендовать на получение сертификата HIMSS, для нас было очевидно, что основным партнером по разработке многофункциональных рабочих мест медсестер должна стать ICL. Мы приехали на производство целой командой, и конструкторы компании при нас, в режиме онлайн создали чертежи. Буквально через 1,5 месяца нам прислали первый мобильный пост на апробацию — его протестировали все службы, каждый лично походил с тележкой, изложил все замечания и предложения. Команда в ICL очень быстро на них отреагировала, и мы получили хороший результат», — вспоминает директор РКБ. |
Надо сказать, что к этому моменту на рынке уже были похожие устройства российских и зарубежных производителей, но они значительно уступали по функционалу, в основном были сделаны из пластика и проходили не во все дверные проемы. Поэтому пришлось разрабатывать с нуля собственное уникальное решение.
Требования к новому были следующими. Тележка должна быть легкой и удобной в маневрировании и совмещать в себе функции доставки лекарств и работы в информационной системе. При этом важно, чтобы она была надежной и долговечной, чтобы мобильные посты прослужили без нареканий минимум 10-15 лет.
Что еще ICL делает для здравоохранения?
С 2015 году компания ICL начала создавать систему удаленных телемедицинских консультаций, стала поставщиком этих решений для Минобороны. Чемоданчик с медицинскими приборами, поступил в медсанчасти, подведомственные военно-медицинской академии. Он позволил полностью автоматизировать проведение профмедосмотра и диспансеризации, оказывать медицинскую помощь в удаленных и труднодоступных районах и оперативно принимать решения.
В 2018 году ICL разработала этот комплекс в исполнении телемедицинской стойки — для стационаров. К нему можно подключить любое устройство и создать трансляцию для онлайн-консультаций, а также передавать изображения с медицинских устройств (эндоскоп, УЗИ и так далее).
Кроме того, ICL создала система диспансеризации и профмедосмотров для фельдшерских акушерских пунктов, оснастив их мобильными диагностическими комплексами, которые позволяют оперативно проводить скрининги. В портфеле медицинских проектов также система электронно-информационной очереди и защищенное рабочее место врача ICL Ray с защитой персональных данных. Только в РКБ установлено около 1,5 тыс. таких рабочих станций.
«Над созданием устройств работала целая команда. В нее входили инженер-проектировщик, который создавал 3D-модель, инженеры по производству смарт-тележки, логисты, менеджеры, и непосредственно сотрудники РКБ, включая главврача. Само изготовление заняло две недели», — перечисляет Шагивалеев. |
Что дальше?
Сейчас готова новая версия смарт-тележки. В ней ноутбук заменен встроенным монитором с антивандальной клавиатурой, которые можно спокойно дезинфицировать спиртовыми антисептиками — они имеют высокую степень защиты от проникновения влаги. Монитор, кстати, сенсорный, можно управлять системой даже без мыши.
Этот мобильный пост 2.0 сейчас тестируется в одном из реанимационных отделений РКБ. И по словам директора, сами медики теперь просят закупить дополнительные устройства.
«На первом этапе планировалось оснастить мобильными постами обычные отделения, но когда в реанимациях и оперблоках их увидели, сразу заявили, что тоже мечтают об их использовании. Понять их можно: анастезиолог, например, во время операции должен постоянно отслеживать витальные функции пациента, корректировать наркоз и все это фиксировать. Сейчас в реанимации наркозные карты ведутся на бумаге, а потом переносятся в компьютер. С новыми мобильными постами от такой двойной работы мы анестезиологов освободим», — рассуждает Мягков. |
По его словам, после предсерийной обкатки в РКБ закупят еще 50 смарт-тележек — как раз для оснащения реанимационных отделений и оперзалов. Тем более, что новая версия выдерживает самые жесткие требования к стерильности и обработке — ее можно буквально заливать антисептиком.
Руководитель направления «Здравоохранение» ICL рассказывает, что устройством уже заинтересовались в других регионах:
«Мы отправили тележки на тесты в «Коммунарку» — многопрофильный медицинский кластер в Москве, и еще в две больницы. Мы готовы учесть пожелания по наполнению мобильных постов, потому что каждое медучреждение работает по своим стандартам и медицинским системам». |
На второй версии ICL останавливаться не планирует. Новая модернизация позволит придать рабочему месту медсестры еще большую автономность за счет дополнительных съемных батарей, чтобы не было необходимости подключать смарт-тележку к розетке. Шагивалеев также намерен дополнительно нарастить функциональность устройства, например, создать систему аутентификации самой тележки, чтобы в единой информационной системе отображались данные о том, где они физически находятся. Рассматривается возможность подключить к тележке электромотор, а в будущем он допускает даже создание беспилотных систем.
«Сейчас в наших планах создать целую линейку медицинских инструментов и устройств, которые обладают ИТ-составляющей. Это будут программно-аппаратные комплексы, которые позволят сделать оказание медицинских услуг еще более эффективным, быстрым и безопасным», — заключил Альберт Шагивалеев. |