2010/04/02 00:00:00

HRM: Объем, динамика, структура рынка и крупнейшие HRM-игроки

Мировой рынок систем автоматизации управления трудовыми ресурсами продолжает достаточно активно расти, несмотря на продолжающуюся консолидацию. Сильные игроки рынка удерживают свои лидирующие позиции, конкурируя друг с другом и увеличивая клиентскую базу. Вторым фактором роста является приход новых игроков и расширение ассортимента систем best-of-breed. В частности, одним из катализаторов роста рынка является развитие решений Performance and Talent Management.

Мировой рынок систем автоматизации управления трудовыми ресурсами продолжает достаточно активно расти, несмотря на продолжающуюся консолидацию. Сильные игроки рынка удерживают свои лидирующие позиции, конкурируя друг с другом и увеличивая клиентскую базу. Вторым фактором роста является приход новых игроков и расширение ассортимента систем best-of-breed. В частности, одним из катализаторов роста рынка является развитие решений Performance and Talent Management.

Рынок растет Структура предложения на рынке средств автоматизации кадровых служб

По оценкам Forrester Research, объём мирового рынка HRM/HCM-решений к концу 2008 года должен достичь $6,5 млрд. При этом темпы его роста в ближайшие 3 года составят чуть менее 9%, что выше, чем на рынке ERP-решений, растущем на 3%-4% ежегодно. Исследователи AMR Research так же отмечают, что рынок HRM-систем растет более чем в 2 раза быстрее, чем рынок промышленных прикладных программ в целом и прогнозируют, что порог в $10 млрд. будет преодолен в пределах 5 лет.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft Если говорить именно о HRM-системах, то их доля в общем объеме рынка средств автоматизации кадровых служб, согласно Forrester Research составляет 58%. Остальные 42% оборота приходятся на решения best-of-breed. Приводятся следующие доли рынка, соответствующие «нишам», занятым специализированными решенями: системы автоматизации найма, Recruitment (9%), системы автоматизации учета труда, Workforce Management (13%), системы управления эффективностью и компенсациями, Performance and compensation (12%), системы управления обучением, Learning Management (8%).

Три фактора роста рынка Темпы роста доходов по сегментам рынка средств автоматизации кадровых служб

Что касается динамики, то продажи как таковых систем класса HRMS, по оценкам Forrester Research, растут на 7% ежегодно, систем автоматизации найма и систем автоматизации учета труда - на 8%, систем управления обучением - на 13%, а систем управления эффективностью и компенсациями - на 17%.

По мнению аналитиков Gartner, в 2008 году одним из наиболее востребованных сегментов в области автоматизации управления персоналом стал Talent Management (управление развитием). В 2007-2008 годах HRM-вендоры демонстрировали высокие результаты, был завершен ряд значительных сделок по слиянию и поглощению. По мнению экспертов, результаты 2009 года будут слабее, но также достаточно положительными, тенденция к консолидации рынка сохранится. Стремление клиентов к сокращению затрат заставит их приобретать и внедрять решения сегмента Workforce Planning (планирования рабочей силы), которые помогут им более грамотно выстроить стратегию сокращения штатов. Вероятно, вендорам придется учитывать пожелания клиентов и также уделять максимум внимания автоматизации в этой сфере при разработке новых версий своего ПО.

Лидеры рынка

По оценкам AMR Research, в 2006 году доли тройки лидеров мирового рынка должны выглядеть следующим образом: Oracle — 25 %, SAP — 24 %, Kronos — 10 %. В 2005 году это соотношение выглядело так: Oracle — 26 %, SAP — 23 %, Kronos — 10 %, а в 2004 (до поглощения PeopleSoft) доля Oracle на этом рынке составляла только 7 %.

Доли лидеров рынка HRMS

По данным аналитиков, SAP выиграл 1 % рынка у Oracle из-за более высокой скорости роста — 13 % в год, против 10 % у Oracle.

В то же время, согласно опубликованному в июле отчету Gartner по итогам 2005 года, доля SAP составила 24,1 %, в то время как доля Oracle — 14,4 %. Как видно, в доле SAP аналитические агентства практически не расходятся, в то время как объявленная доля Oracle в 2005 году различается почти в два раза. Прозвучало мнение, что указанная разница в оценках доходов вызвана тем, что AMR Research включает в их источники профессиональные услуги, а Gartner — нет. Однако есть и возражение — едва ли Oracle получает настолько большие доходы от услуг по внедрению и сопровождению своих решений в области HRM, чтобы они сравнялись с доходами от продажи лицензий. Сама корпорация Oracle официально подтвердила верность оценок AMR Research.

Ранкинг вендоров HRM-систем по числу клиентов*

Но, кроме объемов доходов, положение дел на рынке можно оценить и по другим критериям. Журнал WorkForce Management составил ранкинг разработчиков HRM-систем по числу использующих их продукты компаний:

В ранкинге лидируют Kronos и Sage Software, продвигающие свои решения, в основном, в сегменте средних и мелких компаний, где они лидируют и по объему получаемых доходов. Что же касается гигантов, то по числу клиентов они отстают и существенно — их показатели меньше показателей лидеров ранкинга более чем в два раза.

Как видно из приведенных выше данных, на доходы тройки ведущих поставщиков решений HRMS приходится 48,5 %-59 % объема рынка. Это свидетельствует о достаточном уровне зрелости этого рынка. В то же время, число его участников достаточно велико, положение поставщиков решений best-of-breed достаточно устойчивое, а консолидация среди них, по мнению экспертов, только повышает качество предлагаемых продуктов и ориентирует их на стратегические цели, связанные с развитием персонала. Рынок растет как в силу увеличения числа клиентов, так и за счет появления новых продуктов, а также игроков, действующих в нескольких быстро растущих сегментах.

См. также