2024/12/19 07:16:33

Юрий Востриков, BPMSoft: Low-code — технология №1 следующего года

О финансовых результатах 2024 года, наиболее востребованных решениях, перспективных технологиях и проблемах ИТ-отрасли рассказывает Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT).

Юрий
Востриков
Искусственный интеллект из «хайпового» тренда стал вполне монетизируемой технологией.

Какую динамику выручки ваша компания ожидает по итогам 2024 года?

Юрий Востриков: Прошлый год BPMSoft завершил с результатом 2 млрд рублей, в этом планируем 2,3-2,4 млрд, то есть вырастем на 15-20%. Ключевой драйвер для нас — моральная готовность клиентов к миграции на отечественные решения. Многие компании к 2024 году поняли, что как ни крути, «переезжать» на российский софт все же придется, и инициировали ряд крупных проектов.

Какие технологии, продукты или услуги были наиболее востребованными у ваших клиентов в 2024 году?

Юрий Востриков: Нашим флагманом является CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), на втором месте — ITSM-решение (управление ИТ-услугами), на третьем — BPMSoft Конструктор, low-code платформа, на базе которой созданы все наши продукты.

Расскажите об одном наиболее крупном или сложном ИТ-проекте вашей компании, завершившемся в 2024 году.

Юрий Востриков: Самым масштабным и одновременно сложным проектом стало внедрение ITSM-решения для компании «Газпром нефть». Его целью было создание высокоэффективной ITSM-платформы, способной централизованно управлять ИТ-сервисами и ИТ-активами с учетом растущих потребностей бизнеса. На платформе BPMSoft было реализовано пять технологических решений в составе одной программы проектов: управление конфигурациями, мощностями, лицензиями, ИТ-активами и изменениями. Дополнительно, в стадии реализации находятся решения для управления финансами в ИТ, а также обращениями и инцидентами.

Проект объединил технологические и бизнес-цели, что позволило «Газпром нефти» перейти на новый уровень управления ИТ-инфраструктурой. Централизация процессов управления ИТ-ресурсами минимизировала риски сбоев, а предиктивное управление повысило доступность ключевых инструментов для бизнеса. Прозрачность управления ресурсами увеличилась, что позволило снизить затраты из-за неэффективного использования мощностей в три раза. Трудозатраты на управление материальными ИТ-активами также сократились, как и расходы на лицензии благодаря переиспользованию невостребованных.

После завершения всех этапов проекта, автоматизация управления ИТ-активами позволит обеспечивать получение актуальных данных в режиме реального времени, а интеграция с финансовыми и кадровыми системами позволит точно рассчитывать стоимость активов и их эффективность.

Сталкивается ли ваша компания с кадровым дефицитом? В каких областях он ощущается наиболее остро?

Юрий Востриков: В настоящий момент в BPMSoft работают более 450 сотрудников. Из них в производственном блоке, то есть в разработке, развитии и поддержке продукта, задействованы около 300 человек. За 2024 год штат нашей компании увеличился на четверть.

Найти специалистов было, конечно, непросто. При формировании команд или их усилении мы периодически сталкиваемся с крайне востребованными и дефицитными на рынке специализациями. Особенно остро стоит вопрос с экспертами в области информационной безопасности, мобильной разработки, администрировании баз данных, автоматизированном и нагрузочном тестировании, архитектуре ПО. Также наблюдается дефицит менеджеров по продаже ИТ-решений в Enterprise-сегменте, квалифицированных маркетологов и UX/UI-дизайнеров.

Каким образом планируете справляться с кадровым дефицитом в 2025 году? Какие шаги предпринимаете?

Юрий Востриков: В 2024 году мы запустили программу стажировок и уже провели две — по направлениям «Разработка» и «Аналитика». Стажеры сотрудничают с нами по срочному трудовому договору и работают минимум 30 часов в неделю, выполняя задания руководителей программ и фактически становясь полноценными сотрудниками компании. Так были приняты около 50 человек, из них 75% остались у нас работать.

В конце 2023 года мы запустили академическую инициативу «BPMSoft Образование». К ней уже присоединились 23 российских вуза из 11 городов России. Среди них: Бауманка, СПбГУ, РАНХиГС, МИРЭА, МИФИ, МИСИС, Самарский политех, Университет Лобачевского в Нижнем Новгороде и другие. В вузах-партнерах читается около 30 дисциплин, в которые интегрирован BPMSoft. С нашей платформой уже познакомились 800 студентов разного профиля.

Мы активно работаем с Цифровыми кафедрами в университетах-участниках программы «Приоритет 2030», задача которых заключается обеспечении приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми компетенциями. Эта инициатива имеет значительную выгоду для нас в долгосрочной перспективе, так как позволяет выпускать кадры, обученные работе с нашей платформой, что существенно ускоряет их адаптацию. Кроме того, это способствует укреплению внешнего HR-бренда компании и повышению узнаваемости продукта среди студентов.

Какое решение государства из принятых в 2024 году вы считаете наиболее важным для ИТ-рынка?

Юрий Востриков: Одна из главных инициатив — предложение Минцифры определить в качестве критерия для сохранения ИТ-продукта в РОПО размер внешней выручки от продажи заявленного программного обеспечения. Сейчас многие компании подходят к выполнению показателей перехода на российский софт очень просто: делают свое решение, регистрируют его в реестре, раскатывают на собственной инфраструктуре. Затем отчитываются о переходе на российское ПО — оно же есть в реестре. Теперь же мы видим, что крупные игроки начинают вкладываться в продвижение своих разработок на внешний рынок.

Другая важная инициатива — стимулирование ИТ-компаний к работе с вузами по ИТ-специальностям. Мы уже говорили о нашей программе «BPMSoft Образование» — так вот, взаимодействуя с вузами, особенно в регионах, мы пока не видим существенной конкуренции среди конкурентов за внимание студентов. Однако дефицит ИТ-кадров — это проблема всей отрасли, а не только отдельных энтузиастов, поэтому и решать ее было бы логично сообща, всем российским ИТ-сообществом. В целом, нам хотелось бы видеть больше инициатив по развитию ИТ-образования в России.

На мой взгляд, сильнейшее влияние на ИТ-рынок оказывает повышение ключевой ставки. Только в этом году ЦБ поднимал ее три раза. 21% — это рекорд с самого момента введения ключевой ставки. В ближайшее время мы не ждем смягчения монетарной политики. Это приводит бизнес как минимум к пересмотру, как максимум — к отказу от инвестиционных проектов.

Назовите топ-3 технологий, которые, как вы ожидаете, выстрелят в 2025 году.

Юрий Востриков: Я считаю, что технология №1 следующего года — это low-code. В России не хватает около миллиона ИТ-специалистов. Даже если половина из них разработчики, это 500 тыс. человек. В год вузы выпускают до 100 тыс. специалистов для отрасли. Математически получается, что в следующие десять лет мы в любом случае будем испытывать дефицит кадров. При этом потребность в автоматизации только растет. Решить эту проблему помогают как раз low-code и no-code подходы, упрощающие и ускоряющие разработку. Именно поэтому мы постоянно развиваем нашу low-code платформу, улучшаем движок, используем новые технологии — делаем так, чтобы любой аналитик мог без программистов автоматизировать любой процесс.

Технология №2 — это искусственный интеллект. Из модного, «хайпового» тренда он стал вполне монетизируемой технологией, которую компании, и мы в том числе, все активнее используют в своих решениях.

Одна из моделей, реализованных на платформе BPMSoft, помогает в прогнозировании вероятности конверсии. ИИ анализирует поведенческие и демографические данные потенциальных клиентов и сопоставляет их с историческими данными лидов, помогая спрогнозировать возможность заключения сделки или покупки. Благодаря этой функциональности компания может сосредоточить усилия на клиентах с высоким потенциалом, оптимизируя ресурсы и значительно повышая эффективность работы менеджеров по продажам.

В последнем обновлении BPMSoft 1.6 мы интегрировали две новые интеллектуальные модели в свою ИИ-экосистему. Первая из них — для создания кратких выжимок из переписки, которая анализирует эмоциональную составляющую коммуникации. Она станет удобным инструментом для сотрудников отделов продаж и сервиса. Позволит быстро ориентироваться в потребностях клиента, предугадывать его реакцию и легче обрабатывать повторные обращения. В результате это повысит качество и скорость обслуживания за счет сокращения времени на анализ переписки, подбора нужного тона общения и оперативного решения запросов с учетом индивидуальных особенностей заказчика.

Вторая — это генеративная языковая модель собственной разработки, изолированная от внешних сервисов для повышения безопасности. Обученная на базе знаний о продукте и работающая на русском языке, она сможет оперативно отвечать на стандартные запросы пользователей, облегчая процесс взаимодействия с системой и предоставляя оперативную поддержку.

Ну и технология №3 — все, что связано с информационной безопасностью. Кибератаки не прекращаются и становятся все изощреннее, корпоративная информация все так же бесценна. Так что все, что помогает ее защитить, безусловно, будет в тренде. Наша команда уделяет особое внимание вопросам безопасности платформы BPMSoft — этому посвящена треть бэклога развития продукта, сертифицированного ФСТЭК по четвертому уровню доверия. Мы оперативно реагируем на любые угрозы, регулярно выпускаем обновления и настоятельно рекомендуем нашим партнерам и клиентам переходить на актуальные версии платформы. Также мы применяем лучшие стандарты и инструменты для безопасной разработки, что является критически важным для защиты наших пользователей.

Какие планы по динамике выручки ваша компания считаете реалистичными на 2025 год?

Юрий Востриков: Мы планируем дойти до 3 млрд рублей, что составит те же 15-20% роста. К сожалению, есть опасения в реалистичности этих планов в связи с ключевой ставкой. Но мы будем делать все возможное, чтобы наши клиенты получали бизнес-выгоды, значительно превосходящие инвестиции в ПО, повышали эффективность своей работы. Чтобы не просто оставались на плаву в трудные времена, но и становились лидерами в своих нишах.