Шанс на ускорение: зачем операторам сотовой связи нужен 5G
Регуляторы не спешат выделять частоты для сотовой связи пятого поколения — намеченные на 2020 год аукционы могут не состояться. Почему это плохая новость для операторов и зачем абонентам ещё более быстрый интернет?
Содержание |
Почему это важно?
Последние два года сети 5G успешно тестируются в Европе, США, Китае и Южной Корее. Уже несколько лет во многих странах работает формат LTE advanced, который по скорости передачи данных приближается к пятому поколению.
В России самые распространённые частоты, под которые заточены все 5G-устройства (это 3,4—3,8 ГГц) заняты на государственные нужды, и операторам их не отдают. Делать в таких условиях прогнозы сложно.
Мобильные операторы находятся в определённом тупике: нет ничего радикально иного, что можно предложить абонентам. Основная проблема в том, что люди в основном потребляют интернет-трафик. И им уже совершенно не нужны, например, междугородние-международные звонки, SMS-переписка, падает и обычный голосовой трафик.
В России относительно дешёвая связь, низкий средний счёт у абонентов и низкие показатели лояльности к операторам — удерживать постоянных клиентов достаточно сложно. Потребители не видят значительной разницы между операторами «большой тройки» и часто им не доверяют из-за непрозрачного ценообразования, тайного подключения дополнительных услуг и прочего.
Что даст 5G?
В условиях жёсткой конкуренции и стагнирующего рынка сети связи последнего поколения — это потенциальная золотая жила для операторов. Вся индустрия интернета вещей — от автопилотов, умных городов до индустриального интернета вещей — завязана на 5G. Современные сети не могут предоставить достаточную стабильность для интернета вещей, а у Wi-Fi есть ограничения: сложно обеспечить повсеместное покрытие с бесшовным переходом из одной сети Wi-Fi в другую.
Поэтому 5G — это история не столько про абонентов, сколько про всю индустрию в целом, про технологическое развитие страны и инфраструктуры. Невозможно построить «умный город» на существующих сетях.
Если коммуницировать друг с другом будут не только люди, но и здания, видеокамеры, автомобили, бытовые приборы, то сети 4G просто не справятся, сколько бы дополнительных вышек ни поставили операторы. |
Что 5G даёт обычным абонентам? Если прийти на большой концерт и попытаться стримить видео в интернет, то, скорее всего, ничего не получится. В 5G намного более насыщенные частоты, которые позволяют большему количеству устройств получать более быстрый интернет. Для многих миллениалов и поколения Z это важно и может стать причиной выбора оператора и тарифа.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Требования к качеству видео тоже растут. Даже YouTube переходит на разрешение 4К, и в сетях 4G видео такого качества будет грузиться уже достаточно долго. В ближайшем будущем, например, трансляция футбольного матча будет идти с миникамер участников матча, а зритель сможет увидеть гол глазами форварда и вратаря. Чтобы получить такой эффект присутствия, нужно оперативно передавать большой объём данных, для чего и необходимы современные сети.
Где деньги?
Для операторов внедрение 5G — это существенные инвестиции с неясным сроком окупаемости, но они к ним готовы. На самом деле рынок уже давно находится посередине между 4G и 5G благодаря формату LTE advanced. На максимальных скоростях он достигает скоростей формата 5G.
Готовы ли абоненты в массе своей платить за 5G — более сложный вопрос. Например, когда операторы проводили исследования, готовы ли люди платить за 5G, то выяснилось, что большинство не готово. Увеличение тарифа на 30% за более быстрый интернет людям не кажется выгодной сделкой. Большинство потребителей очень чувствительны к цене, они не понимают, зачем им 5G.
И когда операторы преодолеют сопротивление регулятора (а рано или поздно это случится), им предстоит ещё и убедить потребителей, что 5G имеет ценность. Скорее всего, первое время такая связь будет доступна только на премиальных тарифах. Ещё несколько лет назад не пользовались особым спросом умные часы и фитнес-браслеты, но производители и ритейл смогли людей убедить, что им эти гаджеты нужны.
В развитии сетей 5G заинтересованы и производители смартфонов: сетей 5G ещё нет, а девайсы уже есть. Если человек купит последний iPhone с функцией 5G, а у его оператора такой связи ещё нет, это будет большой минус для оператора. Продвижением современной связи займутся производители автомобилей, электротехники и умных домов. Потребителю не объяснили, зачем это ему нужно, но обязательно объяснят. Так работает рынок.
Автор: Иван Синчило, управляющий директор-начальник управления по работе с клиентами телекоммуникаций и медиабизнеса Сбербанка
Больше статей на sber.pro.
Смотрите также