Функционал HRM-систем
Согласно материалам Forrester Research, современные интегрированные HRM-системы содержат шесть основных функциональных блоков, которые отвечают за расчет заработной платы, учет сотрудников, рекрутинг, управление талантами, управление эффективностью и обучением, а также взаимодействие пользователей с системой.
Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser.
Содержание |
Согласно материалам Forrester Research, современные интегрированные HRM-системы содержат шесть основных функциональных блоков, которые отвечают за расчет заработной платы, учет сотрудников, рекрутинг, управление талантами, управление эффективностью и обучением, а также взаимодействие пользователей с системой.
Forrester Research, 2012
Если ранее эксперты Forrester выделяли три основных уровня в HRM - пользовательский, операционный и стратегический, то в 2012 году они существенно пересмотрели схему базовых блоков HRM систем. Теперь шесть блоков группируются несколько по другому принципу, представляя собой пользовательский уровень, уровень развития персонала, а также уровень базовых операций.
Ниже указанные уровни рассматриваются подробно:
Пользовательский уровень
Средства пользовательского взаимодействия
- Взаимодействие сотрудников с системой
- Взаимодействие менеджеров с системой
- Взаимодействие временных сотрудников в системой
- Средства коммуникации и контент
- Отчеты и анализ
Уровень развития персонала
Управление эффективностью и талантами
- Управление эффективностью сотрудников
- Планирование успеха
- Управление компетенциями
- Управление обучением
- Управление карьерным продвижением
Управление компенсационным процессом
- Структурирование заработной платы
- Формирование не денежных компенсаций
- Выплаты бонусов
Управление рекрутинговым процессом
- Планирование найма персонала
- Выставление вакансий
- Обработка заявок претендентов
- Адаптация новых сотрудников
Уровень базовых операций
Управление трудовыми ресурсами
- Контроль рабочего времени
- Анализ рабочего времени
- Контроль за сверхурочными
Базовые транзакционные процессы
- Запись и хранение данных о сотрудниках
- Управление выгодами
- Расчет заработной платы
- Управление позициями
- Соблюдение законодательных и регулятивных требований
Как видно из представленной схемы, развитие средств управления человеческим капиталом, куда относится управление талантами, развитие сотрудников и их обучение, а также менеджмент эффективности персонала, оказало радикальное внимание на понимание того, что есть HRM система. Сегодня подобные инструменты рассматриваются как неотъемлемая часть HRM платформ, предоставляемых крупными вендорами. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Ниже представлена схема Forrester Research в оригинале.
Forrester Research, 2012
Наиболее востребованные функции
По данным исследования TEC[1] за 2012 год, в плане выбора функционала HRM систем действительно наметился серьезный сдвиг в пользу средств управления человеческим капиталом.
Топ 20 наиболее востребованных функций HRM систем
TEC, 2012
Наиболее востребованные функциональные блоки систем управления персоналом представлены на диаграмме ниже. Как следует из нее, наряду с непосредственно управлением сотрудниками (востребованности - почти 70%), на втором месте, опережая расчет заработной платы (45%) следует управление эффективностью сотрудников (53%). Для сравнения, аналитические функции находятся примерно посредине рейтинга (чуть более 30%), а, казалось бы, такой востребованный блок функций как управление компенсациями оказался наименее востребованными (около 4%).
По прогнозам CedarCrestone[2] на 2012 год и далее, в ближайшие три года три функциональных области HRM покажут максимальный прирост: аналитика и планирование использования рабочей силы (142%), социальные инструменты HRM (81%) и доставка сервисов (57%). Также большую роль будет играть внедрение инструментов планирования успеха и развития карьеры, а также управление талантами.
Наиболее востребованные функции HRM в 2012-2015 годы
CedarCrestone, 2012
Аналитика и планирование рабочего процесса: вендоры ответят на потребность пользователей в более продвинутых средствах анализа и планирования рабочего процесса. Например, компания Peoplefluent с этой целью приобрела разработчика аналитических инструментов Aquire. Компании постепенно будут приближаться к пониманию того, какие именно измерения им потребуется анализировать и для решения каких бизнес-задач. Им также предстоит решить задачу интеграции данных HRM систем и систем управления талантами как минимум с финансовыми данными из других источников.
Социальные инструменты HRM становятся неотъемлемой частью платформ управления персоналом. Такие инструменты позволяют организациям улучшить и упростить пользование системами для конечных пользователей, причем применение социальных инструментов в сфере управления персоналом может быть самым широким.
Доставка сервисов означает, что вендорам придется серьезно поработать над интерфейсами решений для конечных сотрудников и кадровых менеджеров. Невозможность конечных пользователей освоить работу с системой часто является причиной для замены HRM платформы. Более эффективный пользовательский опыт может быть обеспечен не только за счет социальных инструментов, как уже было сказано выше, но и мобильных функций.