Советы по выбору подрядчиков по интернет-маркетингу
Эта порция советов по выбору подрядчика представляет собой своеобразный чек-лист, по которому можно быстро оценить и выбрать коммерческое предложение от агентств. Часто шоу элементы презентаций, личное обаяние продавца и вкусно поданная заманчивость дополнительных (не всегда нужных) «плюшек» отвлекает и не дает трезво оценить суть.
Смотрите также KPI интернет-маркетинга
В ходе проведения тендеров на выбор подрядчиков по интернет-маркетингу, специалистам и менеджерам на стороне заказчика достаточно часто приходится сравнивать предложения от агентств. Обычно это происходит перед встречей с кандидатами. На встрече мы выбираем уже не только разумом, но и сердцем, а пока на этапе сравнения предложений от агентств лучше руководствоваться вполне четкими рациональными критериями. Что же это за критерии?
Сроки подготовки
Хорошо: в момент получения задания подрядчик назвал сроки подготовки или подтвердил назначенные вами, а затем выполнил их.
Нейтрально: в момент получения задания сроки не оговаривались и не подтверждались, но соблюдены приемлемые или поставленные сроки.
Плохо: в момент получения задания сроки не оговаривались, вследствие чего, ожидания клиента по срокам не оправдались.
Информация о задаче
Хорошо: задача по рекламной кампании изложена в отдельном блоке и содержание предложения ей соответствует.
Нейтрально: содержание КП в целом соответствует поставленной задаче, но сама задача не зафиксирована.
Плохо: информация о задаче по рекламной кампании отсутствует, либо изложена неправильно, не видно связи предложения с поставленной задачей.
Важно: формулировка задачи - это обязанность заказчика. Исполнитель может дать обратную связь по этой формулировке, но не сформулировать ее за вас. Самый простой способ, при формулировке задачи, проверить ее – технология SMART (конкретность, измеримость, достижимость, ориентированность на результат, определенность во времени).TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Бизнес-KPI
Как правило, все предложения сопровождаются расчетной таблицей с KPI и на этом этапе важно оценить – нацелен ли подрядчик на достижение ваших бизнес-целей или нет.
Хорошо: если в расчетную таблицу включены ваши бизнес-KPI – количество звонков, заказов, продаж, СРА, СРО и пр.
Нейтрально: если есть информация о бизнес-KPI, но конкретные прогнозы не приведены.
Плохо: если нет никакой информации про ваши бизнес-KPI.
Методика прогнозирования
Если подрядчик приводит информацию о бизнес-KPI, то важно понимать – каким образом он сделал прогноз и на чем основаны эти цифры.
Хорошо: если в предложении есть указание на методику прогнозирования: какие инструменты использованы (Wordstat, Прогноз бюджета Яндекс и пр.), как была проведена оценка бизнес-KPI (на основе опыта размещения аналогичных рекламных кампаний, по данным счетчиков, предоставленных заказчиком) и пр.
Нейтрально: информация о методике прогнозирования не представлена.
Гарантии
Хорошо: есть точная информация о гарантиях и условиях их предоставления (минимальный бюджет, тестовый период, инструменты отслеживания и пр.).
Нейтрально: предоставлена неполная информация об условиях получения гарантий.
Плохо: если информации о гарантиях нет, либо даны заведомо невыполнимые обязательства. Например: гарантии объема продаж интернет-магазина с рекламы, если у подрядчика нет доступа к счетчикам, которые позволят эту информацию отследить.
Распределение бюджетов
Зачастую площадки и системы размещения рекламы, с которыми работает агентства, имеют разную политику в отношении выплаты агентских комиссий – кто-то не платит комиссий, кто-то платит небольшие комиссии, а кто-то готов платить высокие. Поэтому в ходе проверки распределения бюджетов важно понять логику, которой руководствовался подрядчик.
Хорошо: если распределение бюджетов продиктовано бизнес-целями заказчика – ресурсам с наибольшим объемом рекламного инвентаря отведена наибольшая доля в бюджете.
Нейтрально: если проведено консервативное распределение бюджетов – на все ресурсы выделяется небольшой тестовый бюджет.
Плохо: логика распределения бюджетов из предложения не понятна.
План работ
Хорошо: в предложении описан план работ по запуску рекламы со сроками.
Нейтрально: в предложении представлены общие сроки запуска без детализации по работам.
Плохо: в предложении нет информации о работах и сроках запуска.
Примеры размещений
Хорошо: каждое предлагаемое размещение сопровождается скриншотом.
Плохо: скриншоты размещений не представлены.
Кейсы
Хорошо: приведены кейсы работы с аналогичными инструментами и конкурентами заказчика.
Нейтрально: приведенные кейсы содержат информацию либо про инструменты, либо про конкурентов заказчика.
Плохо: кейсы не представлены.
Конфиденциальность и информация о конкурентах
Хорошо: предоставленная информация о конкурентах не нарушает соглашение о конфиденциальности (не раскрывает коммерческие показатели).
Плохо: если предоставленная вся коммерческая информация о конкурентах (объемы продаж, % конверсии и пр.), которая была получена в ходе работы с данной компанией. Это означает, что подрядчик, скорее всего, будет предоставлять в дальнейшем такую же информацию и о вас.
После того как тендер завершен и подрядчик по интернет-маркетингу определен, может создаться впечатление, что самое сложное уже позади, однако это не совсем так, на этом этапе могут возникнуть определенные вопросы и подводные камни, которые в отдельных обстоятельствах смогут сделать невозможной дальнейшую работу.
Как организовать внутреннее согласование договора быстро и без проблем?
Как правило, согласование договора это один из самых проблемных пунктов для любого маркетолога, т.к. на этом этапе могут возникнуть вопросы, не относящиеся напрямую к его компетенции, однако без их решения построить взаимодействие с подрядчиком невозможно.
В большинстве компаний процесс согласования и утверждения договора регламентирован, если в вашей компании это не так, то позаботьтесь самостоятельно, чтобы договор до его подписания проверили и осмотрели все ответственные:
- директор по маркетингу;
- финансовый директор;
- главный бухгалтер;
- юрист или сотрудники, ответственные за заключение договоров.
Это позволит минимизировать проблемы на этапе подписания.
Если же процесс согласования договора регламентирован и даже установлены сроки на проверку договора – не ограничивайтесь отправкой письма этим сотрудникам – распечатайте договор и лист согласования и найдите 5-10 минут обсудить с каждым ответственным его содержание и появившиеся вопросы. Не принимайте в качестве правок к договору вопросы и замечания, не дополненные конкретными предложениями по исправлению формулировок документа.
Действуйте по правилу: отвергаешь – предлагай!
Как договориться по спорным формулировкам?
После согласования договора внутри компании процесс согласования еще не закончен, т.к. могут возникнуть спорные пункты со стороны подрядчика.
В случае возникновения таких пунктов следуйте следующим рекомендациям (в порядке приоритетности):
- определите, есть ли разногласия по существу или вопрос касается только формулировок;
- если разногласия есть – выпишите интересы каждой из сторон по спорному пункту (интересы – это не позиция, а то, что лежит в ее основе);
- попросите каждую из сторон предложить устраивающую всех формулировку;
- разработайте компромиссный вариант спорной формулировки;
- организуйте личный контакт ответственных лиц и при необходимости выступите в роли модератора.
Как не попасть на НДС?
Перед началом работы важно узнать – является ли ваш подрядчик плательщиком НДС или нет. Если подрядчик не является плательщиком НДС, то вы должны понимать, что это не выгодно для вашей компании – фактически ваша компания будет терять 18% от каждого платежа такому подрядчику.
Какие схемы оплаты бывают?
- Схема оплаты – это один из ключевых моментов, указываемых в договоре, т.к. именно от нее зависит – на основании чего будет начата работа (факт заказа) и произведена оплата произведенных работ;
- Предоплата – факт заказа: оплата на основе выставленного счета;
- Предоплата с отсрочкой платежа – факт заказа: подписанное приложение или заявка, оплата – в течение N дней после начала работы;
- Лимит задолженности – факт заказа: подписанное приложение или заявка, оплата – произвольно в течение срока работы по принципу «пополнения баланса»;
- Постоплата – факт заказа: подписанное приложение или заявка, оплата – в течение N дней после получения закрывающих документов.
Предоплата или постоплата?
Хороших и плохих схем оплаты не существует, однако в зависимости от тех или иных особенностей компаний, им могут подходить или не подходить различные схемы оплаты: Предоплата. Подходит тем, у кого:
- строго зафиксирован рекламный бюджет;
- нет необходимости кредитного плеча;
- сроки оплаты счетов позволяют организовать запуск в приемлемые сроки.
Предоплата с отсрочкой платежа. Кому подходит?
- Всем, кому подходит предоплата, но срок запуска должен быть раньше, чем есть возможность организовать оплату
Предоплата с лимитом задолженности. Кому подходит?
- Если нет планирования рекламного бюджета на месяц;
- Если необходимо частое пополнение рекламного баланса.
Постоплата. Кому подходит?
- В случае если необходимо кредитное плечо;
- Если есть бюджетирование рекламного бюджета на месяц
Закрывающие документы – что нужно про них знать?
К закрывающим документам относятся акт выполненных работ и счет фактура. Акт выполненных работ делается в двух экземплярах для каждой из сторон и является официальным подтверждением того, что услуга выполнена и принята заказчиком. Счет-фактура необходим бухгалтерии для расчета НДС и является важным для бухгалтерии заказчика документом.
Для маркетолога закрывающие документы являются очень важным инструментом, с помощью которого можно организовать контроль работы подрядчика. Как правило, большинство подрядчиков прописывают в договоре пункт про акты выполненных работ, в котором указан срок приемки работ «по умолчанию», т.е. при отсутствии претензий, со стороны заказчика, в обозначенный срок работы считаются оказанными с надлежащим качеством и принятыми. В случае если у вас есть претензии по качеству работ – вы можете использовать это в своих целях, однако, чтобы этот механизм работал, нужно:
- указать свои контакты для отправки документов;
- ежемесячно контролировать поступление закрывающих документов;
- в случае наличия претензий по качеству – писать их на официальном бланке с печатью и после получения закрывающих документов и отправлять на официальные адреса.
Конфиденциальность – как не превратить NDA в формальность?
Часто маркетологи заключают NDA (соглашение о конфиденциальности), однако не все знают нюансы, которые позволят в дальнейшем добиться работы этого соглашения:
- в соглашении должен быть перечислен перечень информации, которая может относиться к конфиденциальной;
- в соглашении должна быть установлена конкретная материальная ответственность за нарушение режима конфиденциальности;
- вся информация, которая передается в режиме конфиденциальности, должна быть снабжена грифом «Конфиденциально».
Без учета этих нюансов Соглашение о конфиденциальности может превратиться в формальность.
Текущие задачи и рабочая коммуникация
Обычно в ходе работы вам необходимо постоянно ставить подрядчику определенные задачи по рекламной кампании: исправить цены в объявлениях в Яндекс.Директ, отключить рекламу в связи с проблемами в работе сайта, добавить новые объявления по акции и пр.
Таких задач может быть от 1 в месяц до десятков задач в день, при этом, чаще всего, коммуникация происходит по почте, что приводит к тому, что рано или поздно вы сами начинаете забывать – какие задачи и с какими сроками поставили. Для удобства не обязательно устанавливать программы task-manager, можно решить вопрос с помощью простой таблицы, выложенной в общий доступ, где указано:
Задача. Плановый срок. Фактический срок.
Наличие такой информации позволит не тратить лишнего времени на коммуникацию.
Регулярная отчетность
Наряду с текущими задачами, которые возникают в ходе работы, есть также и плановые работы, сроки по которым известны заранее (в начале месяца). К таким работам в первую очередь относится текущая отчетность по рекламной кампании.
В большинстве случаев для эффективной работы достаточно не более трех видов отчетов:
- ежедневный отчет – включает плановый и фактический KPI рекламной кампании за день, план действий в случае его невыполнения;
- еженедельный отчет – включает информацию по динамике расходования бюджета, выполнения KPI на месяц, а также может включать подробную статистику и аналитику по рекламным материалам;
- ежемесячный отчет – содержит плановый и фактический KPI на месяц, отчет о работах за месяц, план работ на следующий период и подробную аналитику.
Чтобы эффективно работать с отчетами:
- ведите график отчетности и следите, чтобы подрядчик его выполнял;
- введите стандартный алгоритм наименования отчетов, например: «Ежедн_ДД_ММ_ГГ», «Еженед_2 недели_ММ_ГГ» и т.п.;
- храните отчетность в одной папке;
- анализируйте каждый отчет и ставьте задачи подрядчику.
Как оперативно решать проблемы?
Перед тем как начать работу - узнайте контакты руководства своих непосредственных контактных лиц по договору – держите их в копии по приоритетным задачам и пишите им, если видите проблемы во взаимодействии. Не злоупотребляйте данными контактами и не ставьте в копию по любым вопросам – иначе это девальвирует ценность подключения руководства к вопросу и рано или поздно приведет к тому, что вам понадобятся контакты более высокого уровня.
- Автор: Большов Александр, исполнительный директор интернет-агентства Registratura.ru.