Сессия «ИТ на транспорте» (TAdviser SummIT 29 ноября 2017)
В рамках конференции TAdviser SummIT, состоявшейся 29 ноября 2017 года и собравшей в общей сложности более 400 участников, прошла сессия «ИТ на транспорте». В ходе мероприятия представители отрасли и поставщики решений обсудили, на каких задачах сконцентрированы сейчас транспортные компании, какие инновации уже внедряются, а также особенности законодательного регулирования ИТ в транспортной сфере.
Модератор сессии, заместитель главного редактора Наталья Лаврентьева во вступительном докладе осветила ключевые тренды в ИТ на транспорте в России. В их числе - развитие дорожной ИТ-инфраструктуры, создание «умных» транспортных узлов, развитие беспилотного транспорта, мобильных технологий, Big Data, а также появление новых организаций по развитию цифровых технологий на транспорте и стандартизации в этой области.
Заместитель генерального директора группы компаний «Программный Продукт» Тимур Аитов посвятил свой доклад общественному транспорту «умного» города с фокусом на Big Data и персонифицированные коммуникации. В своем докладе он привел данные, что Москва входит в ведущие рейтинги умных городов мира и отметил, что Big Data становится ключевым инструментом для правильного понимания проблемных ситуаций, точного прогнозирования и оптимизации принимаемых решений для транспорта и города в целом.
Докладчик привел ключевые вызовы внедрения технологий Big Data в отрасли. К ним он отнес трудности развертывания крупномасштабных сетей сбора Big Data, проблемы гибкой интеграции потоков данных реального времени, поступающих с сенсоров, мобильных устройств и из соцсетей с cохранением их адекватности. Вызовом представляются также оптимизация и адекватное моделирование систем с учетом целей, состояния, действующих ограничений по проектам и потокам.
Тимур Аитов подробно осветил возможности Big Data для городского транспорта и выделил 5 обязательных этапов R&D-проекта Big Data: это сбор и актуализация данных, формирование профилей пользователей, выстраивание каналов коммуникаций, разработка сценариев обработки данных, построение прогнозных моделей. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Также представитель «Программный Продукт» рассказал о работах R&D, которые выполняла его группа компаний. Так, на примере данных московского Метрополитена «Программный Продукт» выполнила анализ профилей пользователей общественного транспорта Москвы. Также она создала специализированные обработчики событий и потоков BigData, в том числе, для анализа и отработки сбоев в работе общественного транспорта. Для ряда транспортных задач компания предложила инструменты персонифицированных коммуникаций для оповещения и корректировки маршрутов горожан.
Сергей Климаш, директор по информационным технологиям крупного оператора курьерской и экспресс-доставки DPD в России и SPSR Express, выступил с докладом «Новая цифровая логистика: Big Data и управление сроками доставки». В выступлении он затронул вопросы, что такое Big Data, как меняются подходы к разработке систем, использующих эти технологии, и других цифровых решений, а также рассказал о проекте построения модели управления сроками доставки с использованием Big Data в своей компании. В ее создании возникла необходимость при объединении компаний DPD и SPSR Express.
Докладчик отметил, что при проектировании систем нового поколения фундаментальным является вопрос понимания времени: в отличие от многих систем, использующих цикличный временной подход, в системах нового поколения более актуален подход нахождения правильной временной точки и ее применения.
Второй момент – как назвать эти системы. Здесь Сергей Климаш выделил понятие пассионарных цифровых систем, формирующих новое цифровое поколение, меняющих окружающий мир. У таких систем есть особенности, которые DPD в России и SPSR Express применила в своем проекте. В их числе – данные (распределенные, избыточные, потоковые), технологичность, открытость и оркестрация.
Система управления сроками доставки, созданная в компании в соответствии с указанными подходами, умеет не только прогнозировать, но и влияет на операционные процессы, меняя процесс доставки, отметил Сергей Климаш. В этом и заключается ее пассионарность. Система позволяет осуществлять оптимизацию нагрузки логистической сети и прогнозирование ресурсных разрывов, оперативный контроль перевозок. Затрагивает она и финансовую часть, включая себестоимость, выручку, доходность, анализ узких мест и др. Система также позволяет осуществлять комплексное моделирование отказоустойчивости бизнес-процессов.
Система является самобалансирующейся, использует микросервисную архитектуру и базируется на решениях Open Source, а также на продуктах нескольких вендоров, включая SAP, Microsoft и Oracle. По состоянию на конец года она проходит тестирование.
Отдельно Сергей Климаш отметил, что крупные вендоры, такие как Microsoft и Oracle, сейчас переосмысливают свое место в мире: продукты, которые они раньше продавали – заготовки, которые заказчики потом доделывали вместе с партнерами, уходят в прошлое. Системы нового типа – пассионарные, собираются из разных систем и собираются как новый продукт уже внутри организации. Заказчики по сути становятся сами производителями систем.
Исполнительный директор транспортной компании Traft, эксперт рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию беспилотного транспорта и больших данных Артур Мурадян, рассказал о современном состоянии интеллектуальных транспортных систем, вызовах и кейсах 2017 года. Он отметил, что сегодня даже самые инновационные транспортные компании продолжают работать с бумажными документами.
На этом фоне главными проблемами логистики в 2017 году он выделил: огромное количество бумажных документов, препятствие автоматизации со стороны водителей и восприятие водителей разработчиками транспортного ПО как «электронного стада».
ПО для грузоперевозок уже умеет облегчать работу водителей, диспетчеризировать заказы, переводить бизнес на электронный документооборот и анализировать массивы данных. Вызовом в 2017–2018 гг. является необходимость дополнить цикл этой автоматизации, отметил Артур Мурадян.
В перспективе стоит возможность убрать посредников не только между грузоотправителем и грузополучателем, но и внутри собственных отделов логистики, поиск свободных окон для погрузки по принципу Airbnb, переход на электронную товарно-транспортную накладную, загрузка и выгрузка с помощью беспилотников.
Касательно электронных товарно-транспортных накладных, Мурадян отметил, что ее через рабочую группу в Госдуме есть попытки законодательно провести. Самая большая сложность здесь – что придется подключать органы ГИБДД, т.к. сейчас без бумажного документа, будучи остановленному ГИБДД, транспортному средству не обойтись.
По части беспилотников, компания Traft сама начала разработку такого транспорта в России, рассказал ее исполнительный директор. Traft сначала пыталась его приобрести у производителей в России, но ей не подошли предлагаемые варианты.
Артур Мурадян отметил, что сейчас существует много законодательных пробелов в сфере беспилотного транспорта. Эксперты компании, попавшие в профильную рабочую группу в Госдуме, на данном этапе продвигают идею приравнивания беспилотного автомобиля средства к ученику, у которого нет прав, но рядом с которым сидит инструктор, и ему можно выезжать на дороги общего пользования. Предполагается, что в машине будет находиться оператор, который будет нести ответственность за такой автомобиль.
Элла Тетерина, выступающая как независимый эксперт, рассказала об использовании ИТ в проектах строительства транспортных сетей на примере крупного проекта в транспортной инфраструктуре Москвы. Она отметила меняющуюся роль ИТ-отделов в строительных компаниях, которые теперь имеют большие полномочия и бюджеты, но при этом в головах сотрудников зачастую изменения происходят медленно, и многие процессы все еще сопровождаются на бумаге, и не все сотрудники в строительной отрасли готовы к новым технологиям.
В проекте, о котором шла речь в выступлении, было задействовано большое число организаций, включая государственные, подрядчиков, а сроки при этом поставлены были короткие. И с точки зрения строительства он был не такой сложный, сложность состояла в увязке всех. Для этого была создана отдельно система календарно-сетевого планирования, где рассчитывались сроки, частично – финансы, и был создан внутренний портал для обмена информацией со всеми субподрядчиками.
Какие-то документы должны оставаться в бумажном виде, но для ускорения и упрощения принятия решений за счет портала была обеспечена возможность работы с электронными документами для всех участников процесса. С порталом был увязан электронный архив документов, были разработаны справочник сотрудников, модули совещаний и отчетности.
В системе, использующейся для координации стройки, реализована также возможность просмотра видео-камер, установленных для наблюдения за строкой. За счет этого в любой момент можно сверить реальное состояние стройки с тем, что отражено в отчетности подрядчика. Благодаря этому подрядчики перестали обманывать заказчика, отметила Элла Тетерина.
Дмитрий Малахов, руководитель отдела программного обеспечения экспедиторской компании экспортных и импортных грузов Modul, рассказал об использовании фотофиксации в деятельности компаний, осуществляющих перевозку и переработку груза. Российские товары покупают, в том числе, такие страны как Индия, Китай, Вьетнам, которые не горят желанием заплатить, отметил докладчик. От них все больше и больше поступает различных претензий по неверным креплениям, неверно выполненной работе и т.д. И, с одной стороны, компании приходится быть клиентоориентированной, а с другой – нельзя удовлетворять все просьбы клиентов, так как это сказывается на марже.
Такие технологии как видео- и фотофиксация, а также GPS-трекеры, которыми сейчас оснащены практически все автомобили, помогают подтверждать обоснованность претензий клиентов, пояснил Малахов. Использование фотоматериалов в Modul видят большим подспорьем в подтверждении или опровержении обоснованности претензий клиентов.
Плюсы этого подхода - можно дать аппарат каждому сотруднику и вести съемку с любого ракурса, получая фото высокого разрешения и приемлемого качества. За счет этого стало возможным выстроить в компании рабочие процессы с максимальным объемом фотофиксации, отметил Дмитрий Малахов.
Важным в этом является организация связи фото с системой учета. Это позволяет связывать фото с операцией, легко искать по базе фото в нужный момент и быстро предоставлять фото клиенту.
В результате введения фотофиксации в компании снизилось число претензий, повысился уровень удовлетворенности клиентов и существенно возросли доходы, получаемые за дополнительные работы, рассказал представитель Modul.
Дмитрий Малахов рассказал и о технических проблемах, возникающих при внедрении фотофиксации в рабочие процессы. Основные из них связаны с организацией хранения фотоматериалов, репликацией и доступом к данным для подразделений, привязкой фото с фотоаппаратов.
Также Малахов, отвечая на вопросы из зала, рассказал, как привязываются фото к бизнес-сущности и как можно доказать, что фото было сделано именно в данный конкретный момент.
По завершении конференции состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие докладчики и участники из зала. В ходе дискуссии были затронуты такие вопросы как законодательные барьеры для более активного внедрения новейших технологий на транспорте и особенности регулирования, актуальность импортозамещения в ИТ в транспортной отрасли, информационная безопасность и другие.
В перерыве и по завершении сессии участники общались в неформальной обстановке.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия - ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.