Регламент информационного обмена в сфере ЖКХ v1.0.0
Создание Регламента информационного обмена ЖКХ призвано повысить эффективность взаимодействия участников сферы ЖКХ, информационную открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективность применения и взаимодействия различных автоматизированных информационных систем, внедряемых или уже внедрённых участниками сферы ЖКХ.
Целями создания и использования Регламента являются:
- Разработка единой методологии описания и идентификации объектов и субъектов на рынке ЖКХ;
- Стандартизация способов и средств взаимодействия между автоматизированными системами различных разработчиков, используемых в сфере ЖКХ на территории Российской Федерации;
- Создание масштабируемого инструмента и правил обмена информацией, применяемых всеми участниками взаимодействия;
- Переход к современным стандартам обмена деловой и коммерческой информацией в электронном виде.
Заявленные цели достигаются в результате решения следующих задач:
- Изучение мирового и российского опыта по разработке, внедрению и применению аналогичных регламентов информационного обмена в иных сферах;
- Изучение бизнес процессов в сфере ЖКХ с целью выявления и структурного анализа информации, которая является предметом взаимодействия всех участников сферы ЖКХ;
- Определение основных данных, подлежащих описанию и регламентации в соответствии с изученными и проанализированными бизнес процессами;
- Формирование логического словаря, включающего структуру и состав данных, используемых при информационном обмене;
- Разработка справочников регламента, идентифицирующих объекты ЖКХ, на основе общероссийских справочников;
- Описание примеров XML-документов, сформированных в соответствии с регламентом, и схемы их проверки.
Областью применения настоящего Регламента является информационное пространство сферы жилищно-коммунального хозяйства, образованное информационными системами участников информационного взаимодействия и сетью связи и передачи данных. Участниками информационного обмена могут быть:
- Контролирующие органы;
- Управляющие организации;
- Поставщики услуг;
- Обслуживающие организации;
- Внешние участники информационного обмена.
Таким образом, Регламент предназначен для всех участников, вовлеченных в информационный обмен сферы ЖКХ.
Регламент может использоваться всеми видами организаций сферы ЖКХ для повышения эффективности в управлении деловой и коммерческой информацией. В силу своей расширяемости, Регламент может быть адаптирован к большому числу различных требований сферы ЖКХ, в зависимости от потребностей конкретного участника обмена.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
При разработке Регламента учитывались следующие основные принципы:
- Простота – принципы, заложенные в Регламент, понятны и логически завершены.
- Универсальность – Регламент разработан для прикладного использования максимально широким кругом участников в сфере ЖКХ.
- Модульность – архитектура Регламента организована по модульному принципу.
- Минимизация затрат на внедрение – издержки ресурсов на внедрение Регламента минимальны.
- Расширяемость – Регламент обеспечивает возможность расширения по мере выявления новых требований.
Уровень применения и структура Регламента информационного обмена в ЖКХ отражена на следующей схеме
На схеме обмена документами (Рисунок 2) цветом выделены информационные потоки, для которых созданы примеры HIXML-документов для пар участников информационного обмена, включенные в документ «Описание примеров XML-окументов, сформированных в соответствии с регламентом и схемы их проверки»:
Условные обозначения схемы:
Информационный поток 2 отражает процедуру раскрытия информации об управляющей организации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (Рисунок 3).
Использование Регламента информационного обмена в сфере ЖКХ позволит достичь следующих результатов:
- Повышение эффективности применения и взаимодействия различных автоматизированных информационных систем, внедряемых или уже внедренных участниками сферы ЖКХ;
- Повышение доступности информации в сфере ЖКХ;
- Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- Возможность расширения и дополнения регламента участниками информационного обмена в соответствии со своими потребностями;
- Упорядочивание, регламентация и стандартизация электронного документооборота между участниками информационного обмена сферы ЖКХ;
- Сокращение времени согласования и обмена документами.
Описание регламента информационного обмена в жкх v1.0.0
Регламент информационного обмена в сфере ЖКХ v2
Некоммерческое объединение «ЖКХ Развитие» совместно с государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» создали летом 2013 года независимый Комитет, который курирует подготовку стандартов информационного обмена и обработки данных в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Необходимость в единых общероссийских правилах и требованиях была вызвана децентрализацией ИТ-решений для госсектора в области жилищно-коммунального хозяйства. Раньше в регионах создавались собственные программные продукты, которые в процессе использования и интеграции в федеральный модуль претерпевали значительные изменения. Такая ситуация сказывалась на достоверности картины в регионах и качестве управления этой социально значимой отраслью, а также приводила к пустой трате бюджетных средств на доработки.
Комитет возглавил Андрей Чибис - исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие», руководитель Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ. В состав также вошли представители Аналитического центра при Правительстве РФ и ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В качестве экспертов для решения данного вопроса были приглашены специалисты в области информатизации ОАО «Ростелеком», ОАО «Сбербанк России», АНО «Институт развития регионов», ООО «Институт системного мониторинга», ООО «Интернет-Сервис».
Автор предыдущего общероссийского Стандарта и разработчик комплексных решений для ЖКХ – компания «БАРС Груп» - стала главным экспертом в выборе критериев и практических инструментов нового регламента с учетом требований к информационным системам региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
Новый разработанный Стандарт информационного обмена в ЖКХ включает в себя требования к информационным системам региональных операторов капитального ремонта, биллинговых и расчетных центров, а также форму электронного платежного документа по оплате ЖКУ.