Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
Искусственный интеллект (ИИ) все больше проникает в различные бизнес-процессы, и процессы управления человеческими ресурсами (HR) не стали исключением. В данной статье мы рассмотрим, в каких кадровых процессах ИИ применяется, как он может заменить человека, а также обсудим будущее применения ИИ в HR.
Содержание |
Мария Филатова Коммерческий директор «ТерраЛинк». |
Направления использования ИИ в HR
Согласно одному из последних исследований, ИИ в управление персоналом в России внедрили 16% опрошенных, и наблюдается тренд на увеличение доли компаний, прибегающих к ИИ в этой сфере. Искусственный интеллект уже нашел применение как инструмент автоматизации бизнес-процессов, как технология для анализа и прогнозирования показателей, а также создания различных сервисов для сотрудников. К примеру, он используется в процессах рекрутинга, приема и адаптации персонала, обучения и развития, в сфере благополучия сотрудников, охраны труда и безопасности, для управления эффективностью в сфере HR и многого другого.
Функциональность инструментов на основе ИИ постоянно расширяется, растет и спектр процессов и подфункций HR, в которых эти инструменты могут быть задействованы.
В ряде кадровых процессов на сегодняшний день ИИ используется наиболее часто. К таковым можно отнести подбор персонала, анализ производительности и управление административными задачами.
Некоторые компании в последнюю пару лет также используют ИИ не просто для анализа данных сотрудников, но и чтобы оценить их текущую и вероятную эффективность в пределах определенного промежутка времени, выстроить карьерную линию для наиболее продуктивных работников, а также автоматизировать рутинные задачи, такие как расчет зарплат и ведение документации.
ИИ в процессе подбора персонала: возможности и инструменты
Углубимся в одно из наиболее востребованных сейчас направлений применения ИИ — подбор персонала. Наиболее всего он подходит для массового подбора кандидатов, где требуются быстрое фильтрующее решение и работа с большими объемами резюме и интервью.
Количество интервью с кандидатами, которые проводят крупные компании при массовом наборе персонала, может исчисляться тысячами и даже десятками тысяч ежемесячно. При этом порядка 50−60% процесса — это активный поиск кандидатов на сайтах и работа с откликами.
При подборе персонала, в частности, ИИ помогает автоматизировать отбор резюме и первичный анализ кандидатов на основе обработки больших массивов данных, за счет чего помогает выявлять наиболее подходящих из них согласно заданным критериям.
Инструменты с технологиями ИИ могут, в том числе, сканировать различные рекрутинговые онлайн-площадки и соцсети для поиска потенциальных кандидатов на основе заданных критериев и ключевых слов. Чат-боты с ИИ способны взаимодействовать с кандидатами, отвечая на их вопросы о компании и вакансии, а в некоторых случаях также проводить предварительные собеседования. Кроме того, ИИ способен охватить и процесс сопоставления кандидатов — сравнения их профилей с требованиями вакансии для оценки пригодности.
С использованием ИИ можно также оценивать кандидатов через автоматизированные тесты и видеоинтервью с применением технологий распознавания эмоций.
ИИ может быстро оценивать широкий круг кандидатов, выявляя тех, кто соответствует заданным критериям. Автоматизировать с его помощью можно, в том числе, обратный звонок кандидатам и отсев некачественных заявок от кандидатов.
При этом с точки зрения применения ИИ при подборе кандидатов специфика профессий не важна. Компания может, например, реализовать чат-бот с ИИ для массового подбора продавцов магазина, который будет отсеивать резюме на этапе блиц-вопросов, а может сравнивать навыки в резюме кандидатов на должность программиста или HR-специалиста.
В противовес массовому подбору в точечном подборе, где важны специфические навыки и опыт, ИИ будет менее эффективен, поскольку здесь требуется более глубокая оценка и понимание культурных и личностных аспектов кандидатов.
Надо сказать, что уже сейчас ИИ способен полностью взять на себя автоматизацию подбора персонала, заменив в ряде процессов человека. Сюда входит анализ резюме и оценивание кандидатов, оценка производительности сотрудников на основе аналитики данных, а также обработка запросов сотрудников через чат-ботов. Эти функции часто не требуют глубокого эмоционального включения, позволяя ИИ заниматься тем, что он умеет лучше всего — анализировать большие данные.
Существует множество инструментов с использованием ИИ для подбора кандидатов, например чат-боты для первичного общения с кандидатами, платформы для автоматизации подбора (HireVue, Pymetrics), которые используют ИИ для анализа резюме и проведения видеоинтервью, и даже системы анализа данных (LinkedIn Talent Insights), которые помогают выявлять тренды в наборе сотрудников.
Существующие решения с ИИ в основном ориентированы на массовый подбор и стандартные позиции. Оценка кандидатов на лидерские программы требует более гибких и глубоких оценок, чего многие системы с ИИ на данный момент не могут обеспечить. Использование ИИ в этих случаях должно быть дополнением к традиционным методам оценки.
Эффекты для HR и для бизнеса
ИИ влияет на процесс подбора кандидатов, значительно ускоряя его и повышая точность. Он помогает отсеивать неподходящие резюме, минимизируя человеческие ошибки и предвзятость. Последнее очень актуально, так как люди нередко склонны к предвзятости, даже если не осознают этого.
Для компании минимизация этих факторов означает формирование более эффективного коллектива, в котором сотрудники подобраны исключительно исходя из соответствия требованиям бизнеса по своим профессиональным качествам.
Использование ИИ увеличивает эффективность и HR-процессов:
- Вовлечение ИИ на этапе отбора кандидатов сокращает время, затрачиваемое на первичный отбор, и позволяет HR-специалистам сосредоточиться на более важных аспектах подбора;
- Повышает качество отбора через анализ данных;
- Освобождает HR-специалистов для более стратегической работы, связанной с взаимодействием и развитием сотрудников.
Эксперты рынка оценивают повышение эффективности подбора при использовании ИИ на 30%. Однако такой показатель отмечается при условии грамотного соотношения человеческого вклада и искусственного интеллекта. Для оценки необходимо учитывать множество факторов, включая изменения в производительности, текучесть кадров, затраты на обучение и другие KPI. Тем не менее, системы могут предоставить статистику, демонстрирующую сокращение времени подбора и повышение качества.
На российском рынке можно найти публичные кейсы использования ИИ в кадровых процессах, показавшие высокую эффективность. Так, например, в одном из крупнейших ритейлеров при помощи решения с ИИ автоматизировали систему обратного звонка кандидатам, так как колл-центр не успевал обрабатывать все входящие звонки. В результате процент дозвонов увеличился до 78%, конверсия в интерес к вакансии без прескрининг-интервью составила 62%, и за 4 месяца удалось отобрать 5 147 продавцов, работников склада и кассиров, заинтересованных в сотрудничестве.
В другой крупной компании, деятельность которой относится к промышленности, внедрили автопоиск резюме и скоринг релевантности резюме, голосового помощника для обработки входящего потока кандидатов, а также чат-бота, возвращающего кандидатов в воронку. В итоге на 20% увеличилась конверсия кандидатов, которые проходили через голосового помощника, на 15% сократилось время на закрытие вакансий всех категорий.
Сегодня на российском рынке существует ряд продуктов с искусственным интеллектом, закрывающих различные потребности HR-подразделения. Например, «Точка подбора» от «ТерраЛинк». Это гибридный продукт, который сочетает в себе инструменты для массового и точечного подбора персонала, с высокой степенью кастомизации и интеграции, что дает возможность легко адаптировать его под конкретные нужды компании.
«Точка подбора» позволяет автоматизировать процесс подбора и пребординга, благодаря использованию ИИ, облегчает индивидуальный подбор с помощью машинного обучения и автоматизированной проверке резюме, а также имеет адаптивные инструменты поиска и фильтрации кандидатов. Для удобства взаимодействия между всеми участниками найма продукт предоставляет личные кабинеты для рекрутеров, кандидатов и заказчиков, а также позволяет настроить индивидуальные дашборды для получения актуальной HR-аналитики. Решение предназначено как для HR-специалистов и менеджеров среднего звена, так и для руководителей и HR-директоров.
Где ИИ человеку не конкурент
Безусловно, в HR существует ряд серьезных тонких процессов, в которых заменить профессионала не сможет ни одна технология, в том числе ИИ. Речь о процессах, связанных человеческим общением и эмоциями. В первую очередь, это управление конфликтными и сложными ситуациями в команде. И здесь вопрос не просто в эмоциональном интеллекте, но и в многолетнем опыте, который ИИ получить не сможет.
Достаточно представить, что два сотрудника не могут решить, кому взять новую срочную задачу при равной загрузке. Человек сможет оценить приоритет заданий и выбрать те, которые сможет отложить. Как поступит при этом ИИ — большой вопрос.
Вторая история, где присутствие человека незаменимо — это поддержание корпоративной культуры и развитие команды. Только грамотный специалист сможет четко оценить потребности команды, счастье или неудовольствие людей и принять решения для элементарного улучшения настроения в рабочем коллективе.
Кроме того, принятие долгосрочных стратегических решений также требует высокой эмоциональной вовлеченности, насмотренности и креатива со стороны человека, который не может быть воспроизведен алгоритмами. ИИ тут совершенно точно не помощник.
У HR-специалистов бывают опасения, что в перспективе ИИ отберет у них работу. Сегодня эти опасения необоснованы, в настоящее время основное внимание должно быть сосредоточено на использовании ИИ для улучшения работы HR-специалистов. Технология способна взять на себя рутинные задачи, позволяя специалистам сосредоточиться на стратегическом управлении людьми и взаимодействии с ними.
Таким образом, вместо полной замены ИИ, скорее, станет инструментом, который поможет HR-специалистам стать более продуктивными в своей работе с кандидатами.
Будущее применения ИИ в HR выглядит многообещающим, с потенциалом для более широкой автоматизации процессов, таких как управление карьерным ростом, обучение и развитие сотрудников. В ближайшее время ИИ может также активно применяться для анализа текучести кадров и повышения уровня вовлеченности сотрудников.