2023/10/26 12:08:26

На стыке технологий и психологии: Почему эффективная стратегия персонализации основывается на эмпатии

Команда Сбер Бизнес Софт делится практическим опытом и инсайтами о том, как оцифровать эмоции и превратить их в продажи.

Содержание

Очевидно, что 2023 году уже многие представители онлайн-торговли поняли, что персонализация опыта в цифровых каналах позволяет положительно влиять на конверсию, вовлеченность и, как итог, продажи. Особенно это актуально для игроков в сфере онлайн-торговли товаров повседневного спроса: интернет-магазинов одежды, продуктов питания, онлайн-кинотеатров, е-аптек и т.д. Именно в их случае цикл сделки короткий, объемы продаж можно масштабировать кратно, а решения о покупке пользователями принимаются быстро и порой импульсивно.

Разными остаются только подходы к персонализации, качество экспериментов и гипотез, а также используемые технологические мощности. Товарные рекомендации, например, иногда настраиваются маркетологами вручную на базе товарного каталога – по новизне, популярности, рейтингу товаров. Или, например, ими сценаризируются отдельные кампании по сегментам. Продвинутые и зрелые команды используют ИИ-алгоритмы, чтобы проактивно предлагать релевантные акции или товары.

Искусственный интеллект – это действительно хороший помощник в вопросах, касающихся пользовательского опыта на сайте или в приложении. Он может обрабатывать большие объемы информации и выявлять неочевидные зависимости, недоступные человеческому мозгу. Но есть то, что ИИ не сможет сделать без человеческого вмешательства. Продавая товары или услуги людям, не надо забывать о важной составляющей, которая поможет вам вывести ваши персонализированные кампании на совершенно новый уровень. Речь идет об эмпатии.

Почему важна эмпатия

Исследование Стэнфордского университета свидетельствует о том, что от 90 до 95% наших решений так или иначе движимы эмоциями. Клиентские пути, так называемые CJM[1], так или иначе сотканы из последовательности крошечных решений каждого отдельного пользователя. Покупатели, которые любят соревноваться и быть первыми, будут польщены приобрести что-то из лимитированной коллекции или ограниченного тиража. Мнительные посетители захотят перепроверить защищенность платежей на вашем сайте или иметь возможность оплатить покупку при получении. Те, кто боится интернет-мошенников и фишинговых ссылок, обязательно перейдет на ваш сайт из вашего официального аккаунта в популярной соцсети с галочкой, а не из поискового запроса. Те, кто всегда торопится, обрадуется бесплатной и быстрой доставке.

Именно понимание того, о чем беспокоятся пользователи, что их радует или пугает, что им важно, позволяет правильно сформировать пул гипотез для будущих экспериментов и кампаний, а также вообще общей стратегии продвижения вашего онлайн-ресурса.

Если рационально – это показать красивые и подробные фото товара с указанием материала из которого товар изготовлен, то эмоциональное – это про чувство, которое обладание этим товаром может нести. Просто показать красивое платье – это одно, а представить его в готовом образе на модели с аксессуарами – это совсем другое, это про эмоции.

СОВЕТЫ ОТ СБЕР БИЗНЕС СОФТ

 

  • Используйте ИИ, чтобы создавать более подробные сегменты вашей аудитории

Важно понимать, что классические и простые сегменты, к которым вы могли привыкнуть (по географии, возрасту и полу) уже не так эффективны. C развитием бизнеса и ростом покупательской избирательности сегменты неизбежно станут сложнее, а критерии, их определяющие, – подробнее. Попробуйте помножить это на большой трафик сайта, и вы поймете, что вручную этого уже не сделать. Сейчас существуют эффективные платформы для ИИ-персонализации, способные определять более неочевидные зависимости и, соответственно, более сложные сегменты. Их использование выводит персонализацию на новый уровень.

  • Попытайтесь нащупать самые мощные драйверы конверсии на каждом этапе воронки

С помощью данных вашего CRO[2]-инструмента или аналитических дашбордов отслеживайте, на каких этапах воронки вам важно создать или задать нужную для конверсии эмоцию: на этапе mouse-out[3] удержите скидкой или подарком, на check-out[4] расскажите об условиях доставки или безопасности платежа, а в продуктовой карточке покажите, как эта одежда будет смотреться на разных типах фигуры.

То есть объединяя вашу рациональную аналитику и используя эмоциональные триггеры, можно создавать действительно конвертирующие кампании и кратно увеличивать продажи на сайте или в приложении.

Продать товар VS продать мечту

Создавая эмоции для своих онлайн-кампаний важно помнить, что эмоциям подвластны как эмоциональные покупатели, так и рациональные. Просто характер эмоции, которую вам предстоит зафиксировать, будет отличаться. Условно назовём рациональных покупателей прагматиками, а эмоциональных – гедонистами.

Так вот, прагматики будут ожидать от предоставляемого опыта следующие свойства:

  • качество товаров;
  • этичность бренда и производства;
  • понятность описаний, детализация составов;
  • скорость доставки;
  • качество обслуживания и т.д.

В это время гедонист будет находится в поисках

  • комфорта с точки зрения как юзабилити, так и логистики (с дивана заказать ему приятнее, чем ехать на другой конец города);
  • безопасности оплаты;
  • трендовых товаров.

Гедонистам также важна принадлежность к определенным сообществам: для обладателя брендовой вещи важнее принадлежность к классу таких счастливых обладателей, чем сама вещь. В таком случае, вы продаете не сам товар, но мечту принадлежности к сообществу.

СОВЕТЫ ОТ СБЕР БИЗНЕС СОФТ

 

* Помните, что мир не черно-белый Нужно понимать, что в каждом человеке может сочетаться и то, и другое при разных обстоятельствах – на это может влиять сезонность, тренды или личные обстоятельства. Поэтому ваша стратегия персонализации не должна быть однобокой, придется учитывать многие критерии при сегментации и, как мы упомянули выше, вручную делать это практически невозможно.

Строим дорожную карту персонализации с помощью эмпатии

Понимая, что использование человеческих знаний о психологии и эмоциях и возможности искусственного интеллекта обрабатывать и сопоставлять большие данные, мы медленно и верно приходим к идее о том, что всю стратегию персонализации нужно строить с помощью технологичных и мощных инструментов с учетом этих самых знаний об эмпатии.

Начать стоит с изучения базовых потребностей вашей аудитории. Если вы занимаетесь онлайн-банкингом, первоочередной потребностью вашей аудитории будет защита и безопасность их персональных и банковских данных. Если вы – сайт-агрегатор, то комфортный UX[5] и удобство в использовании вашего ресурса – это базовая потребность вашей ЦА. Поэтому в первую очередь стоит строить свою стратегию и сфокусироваться на самой большой части вашей аудитории. Это позволит получить быстрый и большой эффект и отклик, а также понять, в какую сторону двигаться дальше.

Тут важно не бояться начать: начинаем с небольших кампаний и изменений – вординг CTA[6], небольшой баннер, хайлайты или персонализированные подборки товаров. Выбирайте инструменты, где есть визуальный редактор – это позволит вашим нетехническим командам оперативно проводить тесты и эксперименты, делать выводы, не привлекая дополнительные ресурсы разработки.

СОВЕТЫ ОТ СБЕР БИЗНЕС СОФТ

 

  • Обогащайте ваши инструменты данными

Такие эксперименты непременно позволят вам собирать данные о вашей аудитории. Не оставляйте без внимания часть работы с данными. Интегрируйте CRO[7]-инструменты с вашим внутренними бизнес-системами: CRM[8], CDP[9], DMP[10] и т.д. Все накопленные данные анализируйте и используйте для новых кампаний.

  • Делитесь инсайтами кросс-командно

Эксперименты рождают инсайты, а инсайты могут заполнить пробелы в стратегии. Обязательно делитесь ими со смежными отделами – передайте командам CRM или закупок, например.

ИИ-решение, которое поможет понять вашу аудиторию

СберЛид от Сбер Бизнес Софт – это платформа для оптимизации конверсии и персонализации пользовательского опыта с продвинутой системой товарных рекомендаций. СберЛид содержит готовые инструменты персонализации сайта, которые легко настроить и адаптировать под цели вашего бизнеса, а также отслеживать статистику по каждому инструменту.

Система рекомендаций

Ленты рекомендаций товаров на основе алгоритмов искусственного интеллекта и анализа массива технических, контекстуальных и поведенческих данных пользователей. Ленту можно создать в три шага: загрузить каталог товаров, выбрать страницу отображения и настроить дизайн по готовому шаблону. В СберЛиде существуют 2 варианта товарных рекомендаций для компаний разного масштаба.

Интерактивные виджеты

Всплывающие виджеты на сайте можно использовать для разных целей: привлечь и удержать посетителя, собрать контактные данные, предложить похожие товары или рассказать о новостях и акциях. Простая настройка в несколько шагов позволит быстро запустить их на сайте, и в любой момент можно внести изменения в используемый виджет.

Экспертиза команды СберЛида

Наши специалисты имеют многолетний опыт работы с разными клиентами и их CRO-стратегиями разной сложности и масштаба, а также опыт работы с разными механиками и сегментами аудитории, в том числе и с применением знаний психологии и поведенческих паттернов пользователей.

Интеграция с CRM и вашим стеком

Мы можем интегрироваться с вашей CRM-системой и использовать ее как один из источников данных (наряду с открытыми источниками, данными товарного каталога, поведенческими данными на сайте и т.д.) для того, чтобы формировать как общие, так и персональные рекомендации и выводить их во все ваши цифровые каналы. Мы также предоставляем нативные интеграции с платформой SberCRM, Битрикс24 и Telegram.

Примечания

  1. CJM – англ. customer journey map, карта клиентских путей
  2. CRO – англ. conversion rate optimization, стратегия оптимизации конверсии
  3. mouse-out – событие, при котором указатель мыши выходит за пределы элемента, т.е. сайта
  4. сheck-out – процесс заполнения формы во время оформления покупки на коммерческом сайте
  5. UX – англ. пользовательский опыт
  6. CTA – англ. call-to-action, призыв к действию
  7. CRO – англ. conversion rate optimization, стратегия оптимизации конверсии
  8. CRM – англ. customer relationship management, система управления взаимоотношениями с клиентами
  9. CDP – англ. customer data platform, платформа клиентских данных
  10. DMP – англ. data management platform, платформа управления данными