2010/02/12 16:57:33

Ключевые особенности внедрения ERP в торговле

Как и любая область специализации деятельности экономических агентов, торговля обладает определенным своеобразием. Разумеется, указанная отраслевая специфика не может не влиять на автоматизацию бизнеса дистрибьюторских компаний, оптовых и розничных сетей. В целом, это влияние сказывается, как на функциональных требованиях к информационным системам, так и на требованиях к срокам выполнения проектов.

«Торговые» особенности ERP

Как известно, для торговых организаций критичными являются процессы финансового учета и планирования, товарного учета, управления складскими операциями и запасами, управления цепочками поставок и взаимоотношениями с поставщиками, управления транспортом и логистикой, управления взаимоотношениями с клиентами, а также управления персоналом. Также, весьма важным для предприятий торговли является наличие мощного блока бизнес-аналитики.

Что же касается функциональности MRPII, то она здесь практически не востребована. Организации, выполняющие сборку реализуемой продукции или приготовление продаваемых пищевых и непищевых продуктов, могут использовать блоки или отдельные приложения, реализующие MRP и (или) управление рецептурой. Но как такового производства здесь нет. В то же время, управление торговлей имеет ряд общих черт с «бережливым производством», в частности, зависимость планирования всех внутренних процессов от внешнего спроса.

Кроме того, всем компаниям, работающим с физическими лицами, требуются дополнительные функции информационной системы, позволяющие автоматизировать операции в торговых залах, а также «мобильную» торговлю и (или) торговлю «с колес».

Таким образом, идеальная ERP-система для торговых организаций должна быть способна связать воедино все процессы от анализа спроса, рекламы и продвижения товара, до обеспечения постоянного наличия необходимой продукции на складах и в торговых залах, с учетом используемой модели бизнеса, постоянной оптимизации всех видов затрат и реализации принятой стратегии развития компании.

Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.2 т

Специфика проектов

Что касается выполнения проектов внедрения, то можно выделить следующие особенности торговой отрасли. С одной стороны, бизнес-модели присутствующих в этом секторе экономики компаний достаточно хорошо поддаются классификации, а операции, как правило, стандартизованы. Таким образом, здесь довольно широко применяются преднастроенные типовые решения и типовые методики их развертывания, либо определенные их комбинации для предприятий с более сложной организацией бизнес-процессов.

Но, с другой стороны, торговые компании редко могут себе позволить трех-пятилетние проекты внедрения и, обычно устанавливают намного меньшие сроки выполнения работ. Небольшие проекты (например, автоматизация отдельного магазина розничной сети) выполняются иногда за 3-4 месяца, крупные проекты обычно длятся до 1-1,5 лет.

Кроме этого, практически все без исключения внедрения ERP-систем в торговле включают в себя разработку системы классификации и кодирования и проектирование на ее основе единой базы данных, содержащей номенклатуру предлагаемой компанией к продаже продукции. Указанная база должна содержать множество параметров описываемых товаров, включая цвет, фасон, аромат, вид упаковки, расфасовку, сорт, поставщика и множество других. При этом необходимо предусматривать возможность добавления произвольного числа дополнительных параметров, а также хранения их «истории» и работы с их значениями в зависимости от времени их внесения в базу. Довольно часто такие работы сопровождаются мероприятиями по переносу данных из унаследованных систем и их консолидации.

Не менее часто встречающейся задачей является интеграция ERP-системы со специализированными Retail-системами (например, TradeX), а также торговым оборудованием (POS-терминалами, сканерами штрих-кодов и т.п.), для чего необходимы соответствующие специалисты и программные решения, нигде, кроме торговли, не востребованные.

Отраслевые «оргвопросы»

Существуют и организационные особенности предприятий торговли. В частности, компании отрасли строятся по схеме «звезда»: сеть типовых торговых точек и центральный офис, с которым они все соединены. При этом в торговых точках реализуется «операционный» функционал, а в центральном офисе осуществляется консолидация накапливаемых в торговой сети данных, их анализ, финансовый учет и планирование и другие операции, обеспечивающие управление компанией, как единым целым. Часто в эту структуру включается единый складской терминал, из которого осуществляется распределение товаров по торговым точкам, а также транспортное подразделение, осуществляющее доставку указанных товаров в пункты назначения.

Последняя особенность позволяет разбивать проект внедрения единой системы на этапы или параллельно идущие субпроекты. Например, отдельно выполняются работы по автоматизации деятельности складского комплекса, отдельно – работы по автоматизации операций в магазинах или работы «мобильных» агентов и передвижных торговых точек, и отдельно – внедрения блоков CRM, SRM, финансового, аналитического контуров и(или) подсистемы управления трудовыми ресурсами.

Все равно – ERP

Таким образом, никак нельзя признать проекты комплексной автоматизации предприятий торговли «простыми» и говорить, что «настоящие ERP-системы есть только в промышленности». Отсутствие блока MRPII (который не всегда используется и на производственных предприятиях) вполне «компенсируется» необходимостью автоматизации логистики, складов, торговых операций, управления взаимоотношениями с поставщиками и клиентами.

Проекты внедрения методологии ERP в торговле обладают своей спецификой, которую, несомненно, необходимо учитывать, как заказчикам, так и исполнителям проектов (за последних, правда, едва ли следует волноваться). Указанные особенности отражаются как на функциональных требованиях к ERP-системам, так и на требованиях к опыту и квалификации интеграторов. Во многом определяют они и сроки и этапы реализации проектов. Учет всех (большинства) особенностей, присущих автоматизации торговой деятельности, позволяет существенно сократить риски и затраты, связанные с внедрением и, конечно, является необходимой составляющей предваряющих проект работ.