Содержание |
Основная статья: Армения
2023
План строительства железной дороги из Турции в Нахичевань
В ходе поездки турецкого президента Эрдогана в Нахичевань в сентябре 2023 г были подписаны несколько соглашений, а также продемонстрирована дорожная карта развития региона в рамках реализации проекта Транскаспийского мультимодального коридора.
В течение последующих пяти лет совместными усилиями Турции и Азербайджана планируется проложить ж/д полотно длиной 224 км, построить 5 станций, 10 мостов, 465 водопропускных труб и 144 подземных перехода на маршруте Карс — Нахичевань.
Помимо очевидных плюсов для Азербайджана, это дает толчок и турецким регионам за счет появления железной дороги, а также ещё больше привязывает Нахичевань к экономике Турции.
Прокладка электрофицированной ж/д линии необходима для эффективного функционирования коридора из Центральной Азии. Но транзит через Сюникскую область Армении и присутствие ВС РФ создают препятствия, с которыми что на Западе, что в Турции с Азербайджаном хотят разделаться как можно быстрее, писал канал "Рыбарь".
Страны Запада стремятся вытеснить Россию из региона
18 мая 2023 г послы 15 европейских стран с главой делегации ЕС в Армении Андреа Викторин побывали в Капане и Горисе в День Европы.
Южная административная единица Армении представляет большое значение для коллективного Запада. Помимо того, что там размещен контингент ВС РФ в Капане, Мегри и Сисиане, в Капане также размещено иранское консульство.
Но ещё более важно то, что именно на юге Сюникской области проходит проект Зангезурского коридора, в котором особо заинтересованы на Западе ввиду сулящих экономических и геополитических перспектив при его реализации.
2022: Столкновение интересов многих стран
В Зангезуре сталкиваются интересы нескольких сторон. Их можно разделить на три группы: локальные (Армения и Азербайджан), региональные (Турция и Иран) и глобальные (Израиль и Россия).
Локальные
Значение коридора для Азербайджана, в первую очередь, заключается в создании прямой дороги с Нахичеванской Автономной Республикой и освобождении региона от блокады.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Этот путь обеспечит наземное сообщение Азербайджана с Турцией. Данный факт позволить убрать зависимость азербайджанцев от транзита через иранскую территорию.
Соединение с анклавом и прокладка торгового маршрута внесет значительный вклад в рост экономики в южных регионах, создаст предпосылки для капиталовложений в инфраструктуру и повысит жизнь населения.
Для Армении открытие этого пути также позволит снять наземную блокаду и в перспективе создать железнодорожный маршрут с Ираном и Россией. Это положительно скажется на экономике не только Сюникской области, но и всей Армении.
Однако несмотря на свои плюсы, в виде прибыли за транзит, представители политической власти в Ереване опасаются возможных последствий реализации проекта.
В Армении считают, что открытие коридора станет нарушением суверенитета страны. Согласно трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, контроль над таможенными постами будет осуществлять ФСБ России. А у армян контроля не будет.
Поэтому геополитические риски для Армении во много раз превышают экономические выгоды. Из-за этого в 2022 г администрация президента Армении Пашиняна в Ереване активно затягивает открытие транспортного узла.
Региональные
Для Турции Зангезурский коридор сулит огромную выгоду. Помимо прямого сообщения с Азербайджаном и ослабления иранского влияния на транзит, коридор создаст более быстрый путь на центральноазиатские рынки.
А прямой доступ к Центральной Азии — это по сути геополитический мост для распространения пантюркизма на страны ЦА и де-факто их интеграция.
При реализации этого проекта турецкая мечта о создании транзитного хаба между Европой и Азией станет реальностью, что значительно повысит статус страны на мировой арене.
Для Ирана коридор принесёт двоякие последствия. С одной стороны ослабнет влияние на Азербайджан и Турцию при транзите через Иран.
В Тегеране опасаются, что неустановленный юридический статус пути позволит использовать его в военных целях — для незаметной переброски людей и техники и дестабилизации обстановки в северо-западной части Ирана.
В то же время Иран в теории сможет присоединиться к транспортному коридору Север-Юг и получить доступ к России и Чёрному морю в обход Азербайджана.
Глобальные
Для России в условиях наложенных санкций после начала конфликта на Украине в 2022 г Зангезурский коридор — это альтернативный путь на Кавказ и в Турцию, а при транзите через Иран — на Ближний Восток и в Африку.
Россия таким образом увеличит влияние в Закавказском регионе и ослабит позиции враждебной Грузии в сфере транзита через её территорию. Также будет обеспечен наземный маршрут с Арменией.
Согласно договоренности 2020 года, контроль над транзитным узлом будет осуществлять российская сторона. При таком раскладе Россия сможет следить за грузопотоками по одному из самых перспективных маршрутов в Закавказье в будущем и обезопасить свои границы от возможного распространения пантюркизма и экстремистской идеологии на Кавказе.
Ещё одним бенефициаром открытия коридора является Израиль. Между Азербайджаном и Израилем в последние годы военное сотрудничество развивается все интенсивнее.
Влияние на Зангезурский коридор позволит серьезно ударить по иранским интересам, так как это фактически нивелирует монополию Ирана на транзитные услуги на Южном Кавказе.
А финансирование израильскими властями различных проектов на территории Азербайджана позволяет скрытно размещать необходимую для ведения разведки у иранских границ инфраструктуру, а также закрепить свое присутствие в стране.
В Азербайджане проживает большая этническая диаспора евреев — приверженцев идеологии Хабада (ультраортодоксальное иудео-нацистское течение иудаизма), обладающие существенным влиянием в Азербайджане.
В реализации проекта сталкиваются интересы многих государств, что создаёт предпосылки к искусственному нагнетанию обстановки для обеспечения более выгодных для себя условий.
С одной стороны объединенная одной целью коалиция турков и азербайджанцев, с другой — Россия, Иран и Армения, преследующие абсолютно противоположные задачи, а также действующий только в своих интересах Израиль.
Учитывая непримиримость во взглядах некоторых стран региона, в краткосрочной перспективе изменений на данном направлении не предвидится и перспектив к разрешению конфликта нет, отмечали авторы телеграм-канала "Рыбарь".
Дальнейшая ситуация будет складываться в зависимости от многих факторов, включая разрастающийся экономический кризис и его последствия, а также развитие событий на Украине.
2020: Британская Anglo Asian Mining стремится получить коридор из Азербайджана в Нахичевань
В 2007 году Anglo Asian Mining получила права на разведку и добычу на контрактной площади Гедабек в Нагорном Карабахе (более 300 кв. км) сроком на 25 лет. Добыча золота, меди и серебра началась в 2008 году.
Гетабак-основной регион деятельности британской компании в Азербайджане. Золото, медь и серебро, добываемые на соседней контрактной территории Гоша (300 кв. км), также перерабатываются на Гетабакском комплексе. Гоша работает с 2014 года. На контрактном участке «Ордубад» (462 кв. км), расположенном в Нахичеванской автономной области Азербайджана, продолжаются геологоразведочные работы.
Представители британской компании изначально трактовали содержание Заявления о прекращении Арцахской войны от 9 ноября 2020 года, в свою пользу. В их понимании, благодаря этому соглашению, через Сюникскую область Армении будет действовать коридор из Азербайджана в Нахичевань, что значительно облегчит реализацию проекта Anglo Asian Mining по добыче ресурсов в Ордубаде. Таким образом, проект «Зангезурский коридор», столь желанный для турецко-азербайджанского тандема, имеет не только политическую, военную и логистическую составляющие, но и является одним из ключевых для обеспечения Британии ресурсами.