2011/05/05 00:00:00

Александр Тригуба: BI-система может быть несложной

Российская компания SIMPLE была создана в 1994 году, и с тех пор занимается развитием принципиально нового подхода к виноторговле. Компания считает своим призванием формирование культуры рынка вина в России, обеспечение россиян отличными винами за приемлемые деньги. Компания уже получила признание на международном винном рынке. Развитие сложного торгового бизнеса было бы невозможно без поддержки со стороны информационных технологий. О внедрении в компании BI-системы QlikView Центру TAdviser рассказывает Александр Тригуба, директор по ИТ компании «Симпл».

TAdviser: Какие основные цели и задачи в компании ставили перед собой, когда принимали решение о необходимости внедрить BI-систему?

Александр Тригуба: У нас в компании использовались несколько разных ERP-систем, в том числе Microsoft Dynamics NAV, «1С:Предприятие», IBS TradeHouse. В каждой из этих систем есть своя регламентированная отчетность, которая выгружается в сводные таблицы. Поэтому сначала стандартные отчеты готовились в этих транзакционных системах, а потом аналитики сводили эту отчетность вручную в Excel. Честно говоря, это очень трудоемкий процесс. И нам нужен был инструментарий, который позволил бы нам собирать аналитику изо всех этих систем, чтобы минимизировать ручную работу. Мы хотели стандартизировать всю аналитику и сделать так, чтобы ее можно было просматривать не только на бумаге или в презентации PowerPoint, но и в интерактивном режиме.

У нас в компании есть информационно-аналитический отдел, от относится к маркетинговой службе. Этот отдел готовит всю аналитику, а затем распространяет ее среди остальных сотрудников, которым она нужна для работы. В основном BI-система нам была нужна для поддержки отдела маркетинга и для проведения совета директоров, чтобы топ-менеджмент мог видеть всю информацию в предварительно обработанном, консолидированном виде, но при этом, чтобы можно было получить более детализированные данные по отдельным направлениям. Например, чтобы можно было сравнить план и факт по конкретному подразделению и посмотреть, как и почему получились именно такие показатели.

TAdviser: Как осуществлялсявыбор BI-платформы? Вы изучали имеющиеся решения по информации из открытых источников, или проводили тендер, или привлекали консалтинг?

Александр Тригуба: Тендеров мы не проводили. У нас был свой, довольно богатый опыт - ERP-системами мы занимаемся уже давно, и мы представляли себе состояние рынка. Сначала мы думали использовать для целей бизнес-анализа Microsoft Dynamics NAV, но потом решили, что это будет нецелесообразно. Тогда мы начали выбирать отдельный инструментарий. Мы смотрели существующие системы, смотрели OLAP от Microsoft. Но проблема заключалась в том, что весь этот инструментарий больше подходит для ИТ-специалистов. Нам же нужна была система, которой мог бы самостоятельно пользоваться наш информационно-аналитический отдел, чтобы он в меньшей степени зависел от ИТ-департамента. Наши аналитики хотели бы сами собирать из существующих систем данные, на начальной стадии их обрабатывать, а потом уже автоматизировать дальнейший процесс бизнес-анализа.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.4 т

Про QlikView мы слышали и раньше, наш партнер предлагал его нам в дополнение к Microsoft Dynamics NAV. Когда мы начали изучать QlikView, первое впечатление было, что система очень похожа на Excel. Но когда начали разбираться подробнее, поняли, что QlikView обладает очень мощными аналитическими возможностями и отличной интерактивной визуализацией. Также очень заинтересовало, что в QlikView все данные хранятся и обрабатываются непосредственно в оперативной памяти, в ассоциативной модели. Благодаря этому QlikView не имеет ограничений, характерных для традиционных BI систем, основанных на OLAP-кубах. А близость интерфейса QlikView к привычному Excel позволяет пользователям самостоятельно легко и быстро осваивать систему.

TAdviser: Что все же стало ключевым аргументом – цена, производительность или функциональность?

Александр Тригуба: Простота и доступность – это основные преимущества QlikView, которые мы видим. Что касается стоимости... Если бы мы выбрали какую-то из больших сложных BI-систем, это означало бы, что все вопросы эксплуатации берет на себя ИТ-отдел. То есть нам надо было бы взять отдельного человека, который будет полностью сопровождать систему, строить и вращать OLAP-кубы, готовить информацию. Мы получили бы стандартный процесс – постановка задачи, ТЗ, разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию. Хотя известно, что зачастую аналитики не могут изначально правильно формализовать и поставить задачу, пока они сами не увидят, что получается на выходе. И тогда приходится запускать следующую итерацию процесса внедрения. В QlikView весь этот процесс аналитикам очевиден сразу, от постановки задачи до результата. Это выливается в существенное сокращение затрат.

TAdviser: Когда ваша компания начинала внедрять QlikView, на тот момент в России у компании QlikTech было всего три партнера, не было своего представительства, русскоязычной службы поддержки, даже русскоязычного интерфейса у системы не было. Вы не видели в этом проблемы, вас это не останавливало?

Александр Тригуба: Мы изучали саму систему QlikView, читали форумы в интернете, видели, насколько пользователи в разных странах и из разных компаний довольны QlikView. На момент начала нашего проекта действительно не было локализации (хотя сейчас она уже есть, а это говорит о серьезном отношении вендора к российскому рынку), но дня нас это было не критично. Тем более, что система отлично работает с русскими данными. У наших партнеров, компании «Консультационная Группа АТК», уже были проекты внедрения QlikView. Кстати, поддержку нам оказывает тоже «Консультационная Группа АТК», на русском языке. Все партнеры QlikTech проходят обучение у вендора, в том числе и по оказанию поддержки, поэтому нельзя говорить об отсутствии локальной службы поддержки. По совокупности всех этих факторов мы не ощущали себя первопроходцами и не видели серьезных рисков. И сейчас мы убедились, что приняли правильное решение.

Могу добавить, что работая с крупными вендорами, имеющими здесь и представительство, и широкую партнерскую сеть, мы не застрахованы от проблем. Крупные вендоры в некоторых вопросах даже более инертны, при реагировании на запросы заказчиков.

TAdviser: В чем вы видите основные достоинства системы QlikView применительно к вашей компании?

Александр Тригуба: С точки зрения ИТ, преимущество заключается в том, что система хорошо интегрируется с другими приложениями, данные могут обновляться в автоматическом режиме. Внутренний язык QlikView, который используется для написания процедур загрузки данных из источников в ассоциативную модель, очень понятен и позволяет делать многие вещи за короткое время. Архитектура системы такова, что позволяет легко масштабировать систему, настраивать уровни безопасности и права доступа к данным для пользователей.

С пользовательской точки зрения, основное преимущество – это легкость в освоении и в тоже время мощные аналитические возможности. Глобально пока мы еще не начали тиражировать систему, ниже уровня совета директоров она у нас не спускается, но мы планируем это делать.

Инновационность системы в том, что конечный пользователь получает простой и мощный инструмент для анализа данных. Он может работать с информацией в удобном для себя виде, настроить свой собственный пользовательский интерфейс, и при этом ему не надо решать задачи загрузки данных, он не сталкивается с программированием. он работает с готовой моделью в простом и удобном интерфейсе. Конечно, основной вопрос в том, чтобы эта модель была правильно построена. Если данные между собой не связаны, единой целостной картины не получится.

Мы все в информационных системах привыкли выбирать информацию последовательно, формировать много разных таблиц. Когда специалист приступает к бизнес-анализу, у него есть четкий пошаговый план действий, и если этот алгоритм будет нарушен, то правильные результаты не будут получены. В QlikView используется принципиально иная, чем в OLAP-системах технология. Это ассоциативная база данных, которая делает логику работы системы максимально приближенной к тому, как работает человеческий мозг. То есть пользователь не ограничен преднастроенными структурами и иерархиями OLAP-кубов, а обладает полной свободой в обращении с данными. Кроме того, поскольку все вычисления проводятся в оперативной памяти, система работает очень быстро, даже на больших объемах данных.

TAdviser: Почему вы решили внедрять систему своими силами? Сколько ИТ-специалистов занималось внедрением, сколько ключевых пользователей участвовало в проекте? Как долго шло внедрение? В чем проявлялось участие партнера, «Консультационной Группы АТК»?

Александр Тригуба: По заявлениям самого разработчика, чтобы в общих чертах разобраться в системе, достаточно двух дней. Первоначальные данные у нас уже были собраны в Excel. Пускай даже это была не прямая интеграция с базами данных, но это был некий задел для кубов, то есть нам уже было понятно, что именно нам нужно вращать, откуда эти данные можно взять. Во-вторых, нам было понятно, что именно мы хотим сделать. И третье, мы имели возможность разобраться с самой системой, скачать ее, попробовать сделать интеграцию, повращать данные. Мы это попробовали и поняли, что нам нужна в основном только информационная поддержка, консультации. Конечно, особенности у системы есть, и иногда подсказки партнера требуются. Но мы прошли весь процесс внедрения сами, конечно, с помощью «Консультационной Группы АТК».

Помогало большое количество примеров в инсталляционном комплекте. Небольшой недостаток заключался в том, что вся терминология была английском, ведь у каждого разработчика терминология еще и немного отличается. Но в примерах есть понятные модели данных. Кроме того, QlikView при загрузке данных проявляет себя очень интеллектуально. Система начинает сама подставлять ключи, связывать данные, пытается оптимизировать модель. Когда что-то смоделировано неправильно, при загрузке данных появляются совершенно сумасшедшие связи, объемы растут, поэтому все это становится сразу очевидно. Постепенно мы начали разбираться в том, как это работает, выделять определенные нюансы. Кроме того, в интернете есть множество форумов по QlikView, на которых партнеры компании и пользователи обмениваются мнениями, делятся опытом, помогают друг другу советами.

'TAdviser: С какими п'роблемами вы столкнулись в ходе внедрения?

Александр Тригуба: Как правило, мы понимали, что хотим сделать и понимали, что это действительно можно сделать, но не всегда понимали сразу, как это правильно сделать. Поэтому мы задавали вопросы по сбору и обработке данных, по написанию процедур загрузки данных. А моделировать мы умеем и сами, у нас есть специалист в отделе маркетинга, здесь проблем не возникло.

TAdviser: Каковы сейчас масштабы проекта? Какие задачи решены, сколько пользователей? Какие перспективы развития проекта?

Александр Тригуба: Задачи накапливаются как снежный ком, постоянно возникают какие-то новые идеи. Сейчас у нас приобретена одна лицензия девелопера, ее мы отдали в отдел маркетинга, наверно это немного нестандартно. ИТ-отдел занимается, в основном, интерфейсами. Пользовательских лицензий у нас пока всего лишь пять, и они конкурентные на день, это не совсем удобно. Пока с системой работает только совет директоров, но некоторые вещи мы показываем и руководителям среднего звена. Уже принято решение о закупке дополнительных лицензий, мы планируем довести число пользователей до 100. Получается, что система охватит не только маркетинг и информационно-аналитический отдел. Мы хотим сделать систему доступной и для всех продавцов, чтобы они понимали, что у них происходит, куда они движутся. Они получат ее в некотором адаптированном варианте, в виде мониторов с основными показателями, которые они будут видеть через веб-интерфейс.

Никаких курсов и тренингов, я думаю, не понадобится - все наши пользователи привыкли работать в Excel. Пока у нас на повестке дня вопрос тиражирования. Пользователи смотрят систему, проверяют данные по учетным системам, выявляют расхождения. Решаются вопросы синхронизации справочников, обновления систем.

Внедрение мы начали в апреле, к сентябрю получили уже определенные результаты. Мы уже поняли для себя, что будем использовать эту систему, развивать ее, двигать дальше. Можно сказать, что эта система у нас попала в разряд корпоративных информационных систем.