Александр Савельев, «ИнтерТраст»: CompanyMedia — передовая импортонезависимая СЭД с 30-летней историей
Первая версия СЭД от компании «ИнтерТраст» появилась 30 лет назад и с тех пор серьезно изменилась. От Lotus Domino до открытых стандартов, no-code инструментов и помощи нейросетей — Александр Савельев, первый заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст», рассказывает о развитии системы, ее возможностях и причинах популярности в России и странах СНГ.
Когда и как началась разработка первых систем электронного документооборота в компании «ИнтерТраст»?
Александр Савельев: Практически сразу после образования компании, в 1994 году, в течение нескольких месяцев мы разработали систему OfficeMedia — один из первых в России программных продуктов для регистрации и контроля исполнения документов общего назначения в организации. В то время у нас в стране, как и в мире в целом, была очень популярна платформа Lotus Domino\Notes (компания IBM купила продукт в 1995 году). Вот на ней и была выполнена разработка, достаточно простая в установке и эксплуатации. За счет использования этой платформы для быстрой разработки приложений OfficeMedia стала очень популярной у заказчиков, так как давала возможность дорабатывать и развивать продукт самостоятельно, силами практически одного разработчика, прошедшего курс обучения в нашей компании или другом учебном центре.
OfficeMedia имела успех на рынке СЭД России и даже в постсоветском пространстве. В то же время она не позволяла решать задачи корпоративного уровня, как по числу подключенных пользователей, так и по числу организаций, участвующих в едином корпоративном документообороте.
Известная всем компания ЛУКОЙЛ выбрала IBM Lotus Domino\Notes в качестве корпоративной электронной почты и в конце 1996 года обратилась в нашу компанию для разработки стандарта по доменной системе имен с учетом сложной организационной структуры и территориальной распределенности холдинга ЛУКОЙЛ.
Помимо этого документа, мы создали для компании ЛУКОЙЛ дизайн-проект корпоративной системы электронного документооборота (СЭД) на базе Lotus Domino\Notes. Проект был одобрен в начале 1997 года, и уже через год была разработана и внедрена система LUKOIL-Media. Эта система стала первой корпоративной системой электронного документооборота в России.
Основываясь на этой разработке и внеся в нее значительные изменения, наша компания к концу 1998 года создала тиражируемый продукт CompanyMedia. С начала 1999 года он стал доступен российским организациям и компаниям стран СНГ, причем в качестве платформы по-прежнему использовалась IBM Lotus Domino\Notes.
Какие факторы оказали наибольшее влияние на развитие системы CompanyMedia?
Александр Савельев: Как я уже ранее сказал, первым проектом, на базе которого была создана CompanyMedia 1.0, была СЭД компании ЛУКОЙЛ. Причем, что поразительно, основные принципы логической архитектуры СЭД с тех пор остались теми же во всех вышедших версиях, включая текущую импортонезависимую 7-ю версию CompanyMedia, хотя очень многое, включая платформу, мы последовательно изменяли.
С 1999 года и по 2010 год мы успешно развивали продукт, вплоть до версии 3.6, оставаясь на удобной, очень развитой и незатратной в части разработки приложений платформе IBM Domino\Notes. В 2010 году стало понятно, что зависимость от одного вендора стала заметно более рискованной. Мы приняли принципиальное решение изменить целевой ориентир и в качестве такого выбрали разработку СЭД на базе собственной платформы, работающей в разных операционных системах и использующей СУБД класса СПО или от российского производителя. Кроме того, в качестве клиента для пользователей и администраторов мы решили использовать исключительно веб-приложение, работающее в популярных на тот момент браузерах.
Внедрение столь радикальных изменений могло вызвать серьезные трудности для клиентов, у которых тысячи рабочих мест были подключены к серверам Domino в режиме промышленной эксплуатации. Поэтому мы разработали стратегию постепенного обновления компонентов CompanyMedia — в первую очередь перевод клиента системы с клиента Notes («толстый клиент») на браузер. Переход на работу в браузере не исключал возможности использования клиента Notes для определенных пользователей, обеспечивая совместимость и позволяя постепенно переводить пользователей, на работу в браузере.
Поскольку оставалась возможность работы в Notes, серверами системы могли быть только серверы IBM Domino. Эту архитектуру мы реализовали в версии 4.0 в 2010 году, и успешно внедрили в ее банке ВТБ.
По мере полного переключения пользователей на работу в браузере создавалась основа и для отказа от серверов IBM Domino. По задаче замены платформы наша компания работала 4 года, и в итоге к 2015 году была разработана импортонезависимая платформа ActiveFrame5 и импортонезависимая СЭД CompanyMedia 5 на этой платформе. В 5-й версии в качестве клиента был только браузер (Chrome, IE 10, Яндекс.Браузер), в качестве СУБД — PostgreSQL, в качестве сервера приложений — WildFly и TomCat. Важно отметить, что интерфейс для пользователей был таким же, что в 4-й версии, что обеспечило для пользователей практически «бесшовный» переход на 5-ю версию. В массовом порядке заказчики стали переходить на импортоневисимую CompanyMedia позже, в 2018 году, что было связано с начавшейся в нашей стране активностью со стороны Правительства по импортозамещению. К этому времени мы выпустили уже 6-ю версию, где был реализован ряд улучшений и добавлены важные интеграционные решения. Кроме того, в архитектуре 6-й версии мы предусмотрели возможность хранения данных разных модулей на серверах разного типа, PostgreSQL и Domino, для последовательной и поэтапной миграции данных из старого в новое хранилище. Это было очень сложно реализовать, но такое решение дало возможность плавного перевода СЭД на новую платформу без приостановки работы. Этим методом мы воспользовались в ВТБ, где в системе работают десятки тысяч пользователей и при этом в активной работе несколько десятков прикладных модулей (бизнес-приложений).
Как менялась функциональность СЭД с течением времени?
Александр Савельев: Начиная с 1-й версии и вплоть до текущей 7-й версии функционально CompanyMedia обеспечивает решение задач электронного документооборота широкого назначения. Среди наиболее востребованных: работа с внешней корреспонденцией, включая обращения граждан; работа с внутренними и распорядительными документами; учет и контроль исполнения договоров; автоматизация подготовки и проведения совещаний и заседаний; контроль исполнения поручений. Начиная с 3-й версии, в системе появился специальный мобильный клиент на планшете iPad для руководителей среднего и высшего звена — iPapka. А в 6-й версии уже было 4 типа мобильных клиентов разного назначения с офлайн и онлайн принципами работы, включая кросс-платформенный WebDocs, который позволяет работать со смартфона и планшета на базе ОС от Apple и Google, а также с настольного компьютера и ноутбука.
В последние несколько лет в состав системы вошли типовые интеграционные решения по различным спецификациям и назначениям — МЭДО, СМЭВ, ССТУ, ЕСИА, ФИАС и другие.
Начиная с 4-й версии продукта, появилась технология «палитра инструментов», развивающаяся в каждой новой версии. Эта технология LowCode, использующая XML файлы, помогает выполнять доработку (изменение) реквизитного состава, набора представлений (коллекций) с документами, внешнего вида экранных форм (карточек), бизнес-логику, при этом не затрагивает исходные коды клиента и сервера. Благодаря этому снижается риск значительного увеличения стоимости поддержки уникальных доработок для заказчика и не требуется вести отдельные проекты с исходными кодами для уникальной, доработанной версии CompanyMedia.
С помощью палитры инструментов заказчики получают в своих системах полузаказные (то есть, доработанные типовые) или заказные (не имеющие типового прототипа) модули для решения специфических задач.
Почему компания приняла решение о разработке приложений на базе открытых стандартов?
Александр Савельев: В первую очередь по причине трудоемкости и себестоимости: как правило, без особого труда можно найти нужный готовый бесплатный свободно распространяемый компонент с открытым кодом, имеющий лицензию, разрешающую использование компонента в коммерческом продукте.
В ActiveFrame и CompanyMedia очень много таких компонентов, это принципиально ускорило разработку готового конечного решения и не увеличило стоимость продукта.
Да, такие компоненты имеют известный недостаток — при обнаружении проблемы нет никаких гарантий по срокам исправления. Но этот недостаток компенсируется тем, что для использования в продукте подбираются надежные компоненты, что проверяется опытом использования другими разработчиками, которых в сообществе очень много. А если компонент не очень сложный, то открытость кода дает возможность самостоятельно внести исправления в код и протестировать в составе системы.
Какие подходы к разработке ПО вы считаете наиболее перспективными?
Александр Савельев: Когда мы создавали CompanyMedia 4 и CompanyMedia 5 на основе независимой платформы ActiveFrame5, мы собрали несколько команд архитекторов и разработчиков, которые работали как в нашей компании, так и у наших технологических партнеров. Поскольку задача перед нами стояла масштабная и уникальная, а готовых требований к архитектуре и пользовательским сценариям у нас не было, мы решили применить методологию Agile, а именно Scaled Agile Framework. Это позволило нам одновременно разрабатывать несколько крупных программных компонентов, привлекая к работе несколько команд архитекторов и разработчиков. Основными такими компонентами были сервер бизнес-логики CMJ, полнофункциональный веб-клиент, мобильное рабочее место, а позже добавилась разработка платформы ActiveFrame5, АРМ системного администратора, интеграционные решения. Всего в работе участвовало около 20 человек.
После выпуска CompanyMedia 6 мы стали применять комбинированный подход к разработке программного обеспечения. Для доработки существующего функционала в рамках очередной версии продукта мы использовали классический каскадный метод. А для создания новых компонентов, например, новых типов клиентов, применяли элементы SCRUM. Этот подход предполагает последовательное создание макетов и проверку результатов с привлечением как внутренних консультантов, так и нескольких заказчиков, заинтересованных в определенном типе клиента системы.
В отношении перспектив развития невозможно выделить единый универсальный подход. Выбор метода разработки программного обеспечения зависит от множества факторов, включая наличие точного описания целевого решения, объем задач, условия эксплуатации будущего решения и многое другое. И уж точно Agile в целом и SCRUM метод в частности, который все еще бурно популяризируется в интернете, не могут быть универсальным подходом при разработке ПО любого типа и назначения. А уж тем более при производстве новых версий тиражного программного продукта.
Какие факторы способствовали успеху СЭД CompanyMedia на рынке?
Александр Савельев: Мы были одними из первых, кто представил на рынке полностью импортонезависимое решение по автоматизации электронного документооборота. Как я уже говорил, в 2015 году нашей компанией была выпущена СЭД CompanyMedia 5, реализованная на собственной платформе ActiveFrame5. Важный момент: как сама СЭД CompanyMedia 5, так и платформа ActiveFrame5 в 2016 году были включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. При этом большинство наших конкурентов в тот период продолжали выпускать свои решения на платформах западных вендоров (в основном Microsoft). Несмотря на то, что тогда еще не было жестких требований со стороны государства по импортозамещению, многие заказчики уже начали корректировать свою политику в области информационных технологий в пользу отечественных решений. Безусловно, наше лидерство на рынке СЭД по направлению полностью импортонезависимой системы сыграло важную роль в успехе CompanyMedia.
Хочу обратить внимание на еще один ключевой аспект — гибкость системы. Ее можно адаптировать под нужды каждого клиента, причем для большинства задач настройка выполняется внутренними инструментами системы без необходимости написания кода (NowCode).
Помимо этого, система CompanyMedia предлагает широкий выбор специализированных рабочих мест, с адаптированным интерфейсом для каждой категории пользователей: руководителей высшего и среднего звена, рядовых сотрудников, делопроизводителей, архивариусов, администраторов системы и специалистов по информационной безопасности.
Как вы видите будущее развитие системы CompanyMedia? Какие новые возможности планируете добавить?
Александр Савельев: В ближайшие 3 года CompanyMedia получит много новых возможностей как для пользователей, так и для администраторов системы. Безусловно, приоритетным станет увеличение возможностей работы с документами системы со смартфонов. Это и поддержка российских мобильных операционных систем, и расширение функциональности такого типа рабочего места, чтобы в большинстве сценариев не было бы нужно кому-то участвовать с компьютера или ноутбука. В системе появится несколько дополнительных средств автоматизации на базе нейронных сетей, в основном для автозаполнения полей карточек документов и помощи для выявления связей между документами.
Для упрощения работы с палитрой инструментов будет доступен графический конструктор карточек, который даст возможность самим заказчикам вносить корректировки внешнего вида, компоновки полей и вкладок, правил доступности кнопок и полей, не обращаясь к разработчикам.
Планируем упростить администрирование системы, объединив все выполняемые задачи системного и предметного администрирования в одном АРМе. А в ближайшей новой версии 7.1.3 будет доступно централизованное предметное администрирование для всех организаций, работающих на одном экземпляре системы (общие серверы). Для развития подсистемы защиты информации мы планируем добавить функционал шифрования конфиденциальных данных, защищенного доверенного входа в систему.
В списке ближайших целей есть и расширение перечня типовых интеграционных решений, включая интеграцию с Единым порталом госуслуг по обращениям граждан, интеграцию с Глобальным адресным справочником, интеграцию с Контур-Диадок и многие другие.