Содержание[Свернуть] |
Мониторы (мировой рынок)
Основная статья:Мониторы (мировой рынок)
2024
Рост рынка на 5% до ₽68 млрд
Объем российского рынка компьютерных мониторов в 2024 году составил ₽68 млрд, увеличившись на 5 процентов в денежном выражении. По данным группы «М.Видео-Эльдорадо», опубликованным 7 апреля 2025 года, за отчетный период в стране было реализовано 4,25 млн мониторов. Средняя стоимость одного устройства выросла на 6 процентов и достигла ₽15,9 тыс. В компании отмечают устойчивый спрос в категории, а также рост интереса к моделям с диагональю от 27 дюймов, включая профессиональные решения для офисной и домашней эксплуатации.
Как сообщила пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо», значительный рост продемонстрировал сегмент мониторов отечественных брендов и собственных торговых марок ритейлеров. В 2024 году в России было реализовано 990 тыс. таких устройств, что на 54% превышает показатель 2023 года (650 тыс. штук). Выручка в этой категории увеличилась более чем в два раза — с ₽8,6 млрд до ₽17,4 млрд, а средняя цена выросла на 32% — до ₽17,5 тыс.
Рост популярности российских мониторов обусловлен несколькими ключевыми факторами. Прежде всего, это активная поддержка со стороны государственных и корпоративных заказчиков, ориентированных на локализацию производства и выполнение требований по импортозамещению. Кроме того, отечественные производители увеличили инвестиции в развитие продуктовых линеек, предлагая модели с конкурентоспособными характеристиками, современным дизайном и привлекательной ценой.
Преимуществами локального производства стали возможность быстрого масштабирования поставок, поддержание стабильного наличия продукции на складах и в розничных магазинах. Не менее важными факторами являются доступность сервисной поддержки, прозрачные условия гарантии и развитие постпродажного обслуживания.
Крупнейшими игроками среди российских производителей в денежном выражении в 2024 году стали компании Яндекс, Digma, Sunwind и Delta, а в количественном — Яндекс, Digma, Sunwind и Rombica. Каждый бренд реализует собственную стратегию: Яндекс фокусируется на интеграции «умных» технологий, Digma и Sunwind предлагают доступные, но функциональные модели, а Delta и Rombica развивают офисный и профессиональный сегменты.
В количественном выражении лидирующие позиции на российском рынке занимают мониторы собственных торговых марок ритейлеров. Эти устройства пользуются популярностью среди широкой аудитории благодаря оптимальному соотношению цены и качества и востребованы преимущественно для базовых задач: офисной работы, учебы и домашнего использования.
На втором месте по количеству проданных мониторов находится бренд AOC, известный широким модельным рядом, включающим как бюджетные офисные, так и игровые решения с привлекательными техническими характеристиками.
Третье и четвертое места разделили компании MSI и Acer. MSI активно укрепляет свои позиции за счет акцента на игровой сегмент и профессиональные решения с повышенной производительностью. Acer сохраняет стабильные позиции благодаря разнообразию моделей для повседневного использования и офисных задач, предлагая доступные решения с надежным качеством.
Замыкает пятерку лидеров по количеству проданных устройств бренд Philips. Компания делает упор на эргономичные и энергоэффективные модели, которые пользуются стабильным спросом среди корпоративных клиентов, а также для домашнего использования.
Рейтинг брендов в денежном выражении отличается от количественного. Первое место также занимает категория собственных торговых марок ритейлеров. На второй позиции расположилась компания MSI, значительно укрепившая позиции благодаря успешным продажам премиальных игровых решений. Третье место принадлежит Samsung, продукция которого пользуется высоким спросом среди покупателей, выбирающих премиальные мониторы с расширенным функционалом, изогнутыми и ультраширокими экранами и передовыми технологиями.[1]
Рост продаж компьютерных мониторов до 3,8 млн штук
По итогам 2024 года продажи компьютерных мониторов в России достигли 3,8 млн штук. Это на несколько процентов выше показателя за предыдущий год, о чем говорится в исследовании аналитической компании ITResearch, результаты которого представлены 31 января 2025-го.
В отчете сказано, что к концу 2024-го продажи компьютерных мониторов в РФ замедлились. В декабре в стране было реализовано около 336 тыс. ПК-дисплеев на сумму примерно $68 млн. Это на 5% меньше по сравнению с ноябрем, тогда как по отношению к декабрю 2023-го падение зафиксировано на уровне 7%. Аналитики отмечают, что отрицательная динамика связана со сформировавшейся экономической обстановкой и охлаждением розничного рынка. В тройку ведущих поставщиков мониторов в России вошли MSI, Samsung и Acer. Вместе с тем консолидация рынка минимальна, поскольку на лидеров пришлось только 27,6% в общем объеме продаж.
В исследовании также говорится, что в течение четвертого квартала 2024 года россияне приобрели 1,07–1,1 млн компьютерных мониторов. Результат соответствует сокращению на 7% в годовом исчислении. Спад обусловлен в том числе сложностями у ряда ведущих поставщиков.
![]() | Это довольно неожиданно на фоне в целом благополучных предыдущих кварталов. Уже упомянутое охлаждение розничного рынка, санкции, а также проблемы у некоторых лидирующих компаний потянули рынок вниз, — отмечается в обзоре ITResearch.[2] | ![]() |
Минцифры поднимет минимальную долю госзакупок российских мониторов до 50%
27 ноября 2024 года стало известно о том, что Минцифры и Минпромторг намерены увеличить обязательную минимальную долю закупок российских мониторов госкомпаниями и госструктурами до 50%. По состоянию на указанную дату это значение составляет только 3%. Подробнее здесь
Появился новый российский производитель компьютерных мониторов
В сентябре 2024 года стало известно о том, что в России начал свою деятельность новый производитель компьютерных мониторов — компания «Сеть-ПК», получившая сертификат на серийное производство четырех моделей мониторов под брендом Lan. Производственные мощности компании расположены в Москве, на улице Выборгская, что отмечено в документах, подтверждающих начало серийного выпуска продукции. Подробнее здесь
Доля отечественных мониторов на рынке России достигла 10%
Доля отечественных мониторов на российском рынке за первые три месяца 2024 года достигла 10%. Такие данные 8 июля 2024 года представили аналитики компании OCS Distribution, подчеркнув, что два года назад этот показатель не превышал 1%. Основными российскими производителями, лидирующими в этом сегменте, стали «Бештау», «Гравитон», Aquarius, Delta Computers и LightCom.
По данным OCS Distribution, значительный интерес к российским мониторам проявили крупные компании из энергетического и нефтегазового секторов, строительства и ЖКХ, а также финансовые организации. Александр Логинов, директор департамента персональных систем OCS Distribution, отметил, что корпоративные заказчики все чаще выбирают российские устройства.
В первом квартале 2024 года объем продаж мониторов в России увеличился на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно оценкам аналитиков GfK, за этот период в стране было продано 873 000 мониторов на сумму 14,2 млрд рублей. Как пишет издание «Ведомости», наибольшую популярность среди российских потребителей в сегменте малого и среднего бизнеса и рознице сохраняет тайваньская Acer, чьи устройства продолжают поступать на рынок по каналам параллельного импорта. Доля Acer в этом сегменте возросла до 40%.
Логинов объяснил рост спроса на мониторы тем, что рабочий цикл этих устройств превышает срок актуальной производительности персональных компьютеров и рабочих станций. Компании периодически обновляют закупленные несколько лет назад устройства, особенно те, которые были приобретены до 2020 года. На увеличение продаж также повлияли рост производственных мощностей в России и создание новых рабочих мест.
Еще одним фактором, способствовавшим росту спроса, стал переход на мониторы с большими диагоналями. С увеличением сложности контента устройства с маленьким экраном становятся менее востребованными. По данным OCS, на 24-дюймовые мониторы сейчас приходится до 46% всех продаж, вытесняя с рынка модели с диагональю 22 дюйма. В перспективе наиболее популярными станут мониторы с диагональю 27 дюймов и более.[3]
2023
Рост продаж мониторов на 19% до 3,62 млн штук
Объем российского рынка компьютерных мониторов в 2023 году достиг 3,62 млн штук, что на 19% больше, чем годом ранее, когда поставки этой техники измерялись 3,05 млн единиц. Об этом в феврале 2024 года сообщили в исследовательской компании ITResearch.
По словам аналитиков, темпы роста продаж мониторов в РФ по итогам 2023 года были ожидаемыми. Ранее в 2023-м эксперты говорили, что на рынке будет существенный рост, хотя бы из-за необходимости поддержки установленной базы оборудования.
По оценкам ITResearch, крупнейшими производителями ПК-мониторов в России (по числу отгруженных устройств) по итогам 2023 года стали Acer, MSI, AOC и Philips. Доли брендов аналитики не уточняют.
По данным ITResearch, компания Acer удерживает лидерство на протяжении семи последних месяцев 2023 года. Также продолжают восстанавливаться поставки LG и Samsung, что позволяет вендорам подтягиваться к лидирующей группе. Суммарно на группу этих компаний пришлось около 53,5% рынка, что еще меньше, чем месяцем ранее. Аналитики характеризуют российский рынок компьютерных мониторов как сильно фрагментированным: к концу 2023 года на нем было представлено около 50 брендов, что «аномально много для зрелого рынка».
В ITResearch также сообщили, что в октябре-декабре 2023 года в России было продано чуть более 1 млн мониторов, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2022-го. Спад произошел во многом из-за высоких показателей четвертого квартала 2022 года: тогда шло активное восстановление после обвала в первой половине 2022 года. Некоторое снижение рынка эксперты также связывают с определенным затовариванием, а также с высоким курсом доллара, который делает рублевые цены на мониторы не очень привлекательными.[4]
Рост объема рынка в третьем квартале на 19% до 870 тыс. штук
Объем российского рынка компьютерных мониторов в третьей четверти 2023 года вырос на 19% относительно аналогичного периода 2022-го и достиг 870 тыс. штук. При этом в сравнении с июлем-сентябрем 2021 года продажи снизились на 9%, что не позволяет говорить о полном восстановлении рынка, говорится в исследовании аналитической компании ITResearch (обнародовано в конце сентября 2023 года).
В сентябре 2023 в РФ было продано порядка 343 тыс. мониторов на $70 млн, что примерно на 57% больше показателя годичной давности (в августе 2023 года положительная динамика измерялась +35%). По-прежнему, основной прирост рынка происходил за счет продукции второго-третьего эшелона, в то время как группа традиционных лидеров прибавила «всего» около 35%, отмечают эксперты.
Лидерами российского рынка мониторов в сентябре 2023 года остались компании Acer, AOC, MSI и Philips (перечислены в алфавитном порядке), на которые пришлось порядка 63% продаж. В сентябре компания Acer заметно прибавила и сумела ощутимо оторваться от конкурентов. Также продолжают восстанавливаться LG и Samsung, подтягиваясь к лидирующей группе, отмечено в докладе.
По данным ITResearch, за второй квартал 2023 года на российском рынке мониторов было продано 794 тыс. устройств на сумму в $177 млн. Показатели аналогичного периода 2022-го были превышены на 70 и 46% соответственно.
Продажи компьютерных мониторов в России в первом квартале 2023 года года выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, пишет Forbes со ссылкой на данные «F+ tech-Марвел». Всего за январь-март 2023 года продали 909 326 мониторов на 13,7 млрд рублей. За первый квартал 2022 года продали 699 006 мониторов на 12,1 млрд рублей.[5]
2020: Рост российского рынка мониторов на 13%, до чуть менее 4 млн штук
Объем российского рынка компьютерных мониторов по итогам 2020 года составил чуть менее 4 млн штук — до этой цифры не хватило около 3 тыс. проданных устройств. Об этом сообщили в аналитической компании ITResearch.
По данным экспертов, в 2020 году в РФ было продано на 13,1% больше, чем годом ранее. При этом исследователи ожидали рост на уровне 10%. В деньгах динамика оказалась почти такой же (+13,2%), а объем рынка — $667,5 млн.
Подъем российского рынка мониторов в ITResearch связали со всплеском спроса на домашние компьютеры, который, в свою очередь, вызван массовым переходом на удаленный формат обучения и работы из-за пандемии коронавируса COVID-19. Этот фактор смог компенсировать падение продаж мониторов в корпоративном секторе.
Аналитики также обращают внимание на высокие продажи игровых мониторов и смещение спроса в сторону моделей с 24-дюймовыми дисплеями (этот сегмент эксперты называют «мейнстримовым»). Все это позволило удержать довольно высокой средневзвешенную стоимость аппаратов, говорится в исследовании.
Лидером российского рынка мониторов по итогам 2020 года названа компания AOC. На втором месте расположилась Philips, на третьем — Acer. Следом идет Samsung. На указанных производителей пришлось больше половины (50,7%) продаж ПК-мониторов в 2020 году, что, по словам аналитиков, является достаточно низким показателем: интенсивность конкуренции на рынке мониторов характеризуется как высокая.
По данным ITResearch, в сегменте игровых мониторов лидером была AOC с долей около 25%, однако компании Acer, LG и Samsung в разные периоды 2020 года составляли AOC сильную конкуренцию. Если посмотреть на игровые мониторы с диагональю выше 27 дюймов, то AOC там также чувствует себя довольно уверено, если не лидируя, то входя в лидирующую тройку практически во всех ключевых диагоналях, добавили аналитики.[6]