Заказчики: Сбербанк Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Подрядчики: Сбербанк-Технологии (СберТех) Дата проекта: 2015/04 — 2021/12
|
Содержание |
Под технологической платформой в Сбербанке подразумевают универсальный конструктор для создания нового бизнеса за счет повторного использования компонентов и настроек с минимальным объемом программирования. В 2015 году банк начал разработку новой технологической платформы, на которую планировал к 2020 году перевести клиентов и продукты. По ходу работ срок завершения миграции сдвинулся и теперь обозначен концом 2021 года.
Как устроена платформа по работе с данными Сбербанка (Sberbank Huge Data Platform)
Платформа состоит из нескольких архитектурных слоев. Внизу находится технологическое ядро, отвечающее за базовые прикладные и технические сервисы. Следующим слоем является фабрика данных, которая призвана повысить уровень качества, достоверности и доступности данных для анализа.
Большим слоем являются продуктовые фабрики Сбербанка. Сюда входят кредиты, депозиты, другие традиционные продукты. Но в то же время банк разрабатывает новые сложные продукты, например, комбинацию из страховых и кредитных продуктов.
«Мозгом» новой платформы является бизнес-хаб. Здесь разрабатываются новые решения, которые дают возможность гибко настраивать процессы. В центре бизнес-хаба – единый профиль клиента. Для создания лучшего клиентского опыта создается единая фронтальная система, отвечающая за взаимодействие с клиентом и партнерами.
В рамках построения новой платформы реализуются более 500 проектов. Основными программами, которые Сбербанк выделил для себя как стратегические, являются:
Бизнес задачи, решаемые Фабрикой Данных
- Управленческая отчетность в режиме реального времени
- Регуляторная и налоговая отчетность
- Массовая персонализация, вторичные продажи, AML
- Транзакционный скоринг AI в потребительском кредитовании
- Пакетное исполнение моделей, графовая платформа, проверка гипотез
- Получение единой картины качества данных на уровне Группы
История создания и развития
2020
Греф рассказал о миграции Сбербанка на новую технологическую платформу
В 2019 году Сбербанк запустил новую технологическую платформу и начал постепенный перевод на нее своих продуктовых линеек, рассказал в конце февраля 2020 года председатель правления Сбербанка Герман Греф в ходе конференц-звонка, посвященного обсуждению финансовых результатов 4 квартала 2019-го.
Греф подчеркнул, что эта платформа критически важна для бизнеса Сбербанка и является ключевым элементом превращения банка в технологическую компанию. Она позволяет продуктовым командам гораздо быстрее выводить на рынок новые сервисы, отмечают в Сбербанке. Метавселенная ВДНХ
По состоянию на конец февраля более половины систем Сбербанка работает на двух платформах – на новой и на старой. К концу 2021 года планируется перевести со старой на новую технологическую платформу порядка 80% сервисов банка.
Пока идет миграция, у нас работают обе платформы, чтобы обеспечить безопасность, надежность и точность клиентских данных, а также бесперебойную работу. Конечно, это сказывается на нашем ИТ-бюджете, но мы уверены, что ИТ-трансформация жизненно необходима для нашего будущего. Каждый рубль, вложенный в ИТ сейчас, принесет генерацию выручки в будущем, - отметил Герман Греф. |
Новая техплатформа является ключевым элементом, в том числе, для создания экосистемы небанковских продуктов и услуг, которая занимает важное место в развитии бизнеса Сбербанка. В системе банка порядка двух десятков таких компаний, включая SberMarket – сервис доставки продуктов на дом и в офис, SberFood – сервис для похода в рестораны, «Сбер решения» - услуги аутсорсинга бизнес-процессов и многие другие. Инструменты платформы позволяют подключаться этим компаниям и интегрировать их продукты и услуги с основными продуктами банка.
Без такого рода платформы невозможно построить экосистему. И в случае Сбербанка, я думаю, у нас хорошая, продвинутая платформа. Мы – единственная компания в стране, у кого таковая есть, - заявил Герман Греф. |
Глава Сбербанка, правда, добавил, что тут можно было бы говорить и о «Яндексе», но, по его мнению, у платформы «Яндекса» намного меньше элементов, чем у Сбербанка: «их платформа специфическая и локальная, она не такая всеобъемлющая и универсальная», приводится оценка Грефа в расшифровке звонка.
В числе примечательных характеристик новой техплатформы Сбербанка Герман Греф выделил то, что разработка продуктов на ней требует на 50% меньше кода. Также, по его словам, она обеспечивает возможность параллельной работы сотен, а то и тысяч команд программистов. По данным Грефа, по состоянию на конец февраля в Сбербанке более 2,5 тыс. команд разработчиков работают параллельно.
Как и в случае с рядом других своих разработок, Сбербанк рассматривает возможность использования новой технологической платформы не только для внутренних нужд, но и предложения ее рынку. Глава Сбербанка полагает, что какие-то элементы платформы можно было бы продавать небольшим банкам.
Я не уверен, что мы сможем ее продавать нашим крупнейшим конкурентам, но каким-то небольшим банкам мы могли бы продавать элементы платформы, - отметил глава Сбербанка в ходе конференц-звонка. |
Использование технологий Сбербанка в цифровой платформе государства
Технологии Сбербанка применят в построении цифровой платформы государства. Такое заявление сделал премьер-министр Михаил Мишустин во время встречи с главой Сбербанка Германом Грефом. [1]
По словам Германа Грефа, после того, как Сбербанк завершит создание собственной цифровой платформы, организация будет вводить новые финансовые и нефинансовые сервисы. В качестве второго приоритетного направления глава Сбербанка обозначил помощь регионам в строительстве цифровых платформ. Подробнее здесь.
2019: Сбербанк поделится технологиями платформы с правительством Москвы
Сбербанк решил поделиться своей технологией разработки сервисов с мэрией Москвы, чтобы ускорить и удешевить процесс создания услуг для москвичей, сообщила РБК в декабре 2019 года[2]. По данным издания, если тестирование пройдет успешно, то стороны заключат коммерческое соглашение.
В ноябре Сбербанк вместе со структурой Москвы зарегистрировал компанию «Цифровые платформенные решения»: 50,1% принадлежит «дочке» банка — ООО «Цифровые активы», остальные 49,9% — у городского АО «Электронная Москва». Возглавляет компанию бывший замруководителя департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Андрей Бородин, следует из данных ЕГРЮЛ.
«Цифровые платформенные решения» — это платформа, на которой будут реализованы разного рода сервисы, ориентированные как на жителей и бизнес, так и на чиновников для автоматизации их деятельности, сообщили РБК в ДИТ. О каких именно сервисах идет речь и другие подробности проекта в департаменте не раскрыли. Сейчас эти сервисы создаются с помощью разных программ, не связанных между собой, пояснили в ДИТ.
Для Сбербанка это первый опыт предоставления своей ИТ-платформы в качестве технологии сторонним организациям. В случае успешного тестирования банк планирует оказывать эту услугу на коммерческой основе, говорит источник РБК, близкий к проекту.
2017: Промежуточные итоги создания новой технологической платформы
В годовом отчете за 2017 год Сбербанк отчитался о развитии своей новой технологической платформы. По состоянию на середину 2018 года операции на новой платформе проводятся в пилотном режиме, говорится в отчете Сбербанка. Какое-то время старая и новая платформы будут работать параллельно. Это позволит незаметно для клиентов и без потерь для банка пройти многие этапы сложных миграций.
К текущему моменту мы создали основу технологической платформы: завершили формирование технологических компонент ядра и создали инструменты разработки бизнес-сервисов, которые относятся к бизнес-хабу. Сейчас мы движемся сразу по нескольким направлениям, в том числе потому, что большие масштабы нашего бизнеса требуют много усилий и времени для внедрения изменений, - отмечает Сбербанк в годовом отчете. |
Единая фронтальная система
В 2017 году была разработана новая версия платформы ЕФС 7.0 с более высоким уровнем надежности и производительности за счет поддержки режима развертывания в многоблочной архитектуре и режима Stand-In, обеспечивающего повышение отказоустойчивости и бесшовное обновление функциональных подсистем платформы.
Также было начато массовое внедрение нового целевого процесса разработки ЕФС с использованием «инструментальных средств разработки. В Сбербанке поясняют, что это позволит одной команде реализовывать решения для всех каналов, максимально переиспользовать уже реализованные объекты и сервисы, уменьшить число ошибок за счет авто-генерации типовых функциональных блоков, а также сократить время обучения новых сотрудников.
Ожидаемый эффект от внедрения целевого процесса разработки ЕФС – сокращение объема ручной разработки в два раза.
Практики DevOps были внедрены для всех приложений ЕФС. Использование DevOps сокращает время на обновление приложений и позволяет избежать ошибок ручной установки параметров. Покрытие кода автоматическими модульными тестами достигло 80%, что привело к снижению количества ошибок на этапе тестирования в два раза, заявляет Сбербанк.
Кроме этого, в 2017 году банк определил стандарт качества платформы ЕФС. Его выполнение контролируется по 12 метрикам. Использование стандарта вдвое сократило количество ошибок на этапе тестирования и позволило добиться того, что 50% ошибок устраняются в течение 8 часов.
Платформа поддержки бизнеса
В 2017 году было проведено совершенствование внутренних процессов работы платформы поддержки бизнеса. Например, кластер платформы был расширен на 160 узлов, что обеспечивает хранение данных в геораспределенном режиме. Также в платформе был внедрен механизм отказоустойчивости и надежности, обеспечено восстановление ее работоспособности без потери данных в случае инцидента, внедрены интерфейс интеграции с «Фабрикой данных», технологические и базовые прикладные сервисы ядра платформы, необходимые для продуктовых фабрик, расширен инструментарий разработки приложений.
Сквозной процесс DevOps применяется на технологическом ядре платформы, базовых платформенных сервисах, клиентском модуле и модуле «Переводы ППРБ».
В числе изменений, которые произошли в бизнес-хабе платформы, - были внедрены ключевые сервисы «Единый профиль клиента физических и юридических лиц (ЕПФЮЛ)», «Единый каталог продуктов и тарифов», «Динамический прайсинг», «Пакеты услуг», «Управление доступом к данным клиента», «Online Compliance Control». Также Сбербанк внедрил процесс принятия решений с применением машинного обучения и искусственного интеллекта.
Одна из составных частей платформы - продуктовые фабрики. В 2017 году Сбербанк запустил в промышленную эксплуатацию фабрики «Торговый Эквайринг», «Торговое финансирование и документарные операции», функционал фабрики «Залоги» по залоговым объектам (недвижимость, оборудование и транспорт, товары в обороте, автомобили) и завершил тираж функционала ведения договоров эквайринга, торгово-сервисных точек и POS-терминалов. Несколько продуктовых фабрик банк запустил в опытную эксплуатацию.
Фабрика данных
В 2017 году были реализованы и введены в промышленную эксплуатацию ключевые системы «Фабрики данных» для работы с большими данными на технологиях Hadoop – «Облако данных» и «Лаборатория данных». К середине 2018 года в «Облако данных» загружается информация из 34 систем, содержащих данные из внутренних и внешних источников. В 2017 году на основе данных, поступающих в «Облако», были созданы первые витрины с информацией о физических и юридических лицах. Витрины представляют собой срезы хранилища данных по направлениям.
Также были созданы первые предметные области Единого семантического слоя (ЕСС) «Фабрики данных».
К 2020 году мы планируем обеспечить поступление в «Облако» всех востребованных потребителями данных, вывести в формат витрин все необходимые для бизнеса данные и завершить построение ЕСС, - отмечает Сбербанк в годовом отчете. |
На базе «Лаборатории данных» проводятся эксперименты и исследования данных, в том числе по созданию инфраструктуры для работы с data science моделями, использующими методы интеллектуального анализа данных. В банке рассчитывают, что эта работа позволит поддержать реализацию его инициатив в области искусственного интеллекта.
Активы Сбербанка
- Сбербанк (основная статья)
- Финансовые показатели Сбербанка
- Поглощения и продажа активов Сбербанка
- Экосистема Сбербанка
Компании в России
- Северо-Западный Сбербанк
- Сбербанк Восточно-Сибирское отделение
- Сбербанк капитал
- Сбербанк Управление Активами
- НПФ Сбербанка
- Сбербанк Лизинг
- Сбербанк Факторинг
- Сбербанк страхование
- Сбербанк Девелопмент
- Сбербанк-Телеком
- Сбербанк - АСТ
- АО ДБ Сбербанк
- Сбербанк-Сервис
- Сбербанк-Технологии (СберТех)
- Сбербанк-Технологии (Белоруссия)
За рубежом
- Сбербанк за рубежом
- Сбербанк РФ (Казахстан)
- Сбербанк РФ (Украина)
- Сбербанк РФ (Индия)
- Сбербанк РФ (Германия)
- Сбербанк РФ (Китай)
Информационные технологии
- Цифровой бизнес Сбербанка
- Инновационные лаборатории Сбербанка
- СберКлауд, СберТех
- Информационные технологии в Сбербанке
- Сбербанк (новая технологическая платформа)
- Искусственный интеллект в Сбербанке
- Большие данные (Big Data) в Сбербанке
- Marketplace Сбербанк Бизнес Онлайн
- ИТ-бюджет Сбербанка
- ЦОДы Сбербанка
- Автоматизированные системы Сбербанка
- Единая корпоративная телефонная сеть Сбербанка
- Информационная безопасность в Сбербанке
- Утечки данных в Сбербанке
- Блокчейн в Сбербанке
- Школа 21
- Банкоматы Сбербанка