Закон о цифровизации АПК вступил в силу. Как российским фермерам поможет новая ИТ-система - TA мнения
Заказчики: Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз России) Москва; Государственные и социальные структуры Дата проекта: 2023/06
|
Содержание |
2024
Закон о цифровизации АПК вступил в силу. Как российским фермерам поможет новая ИТ-система - TA мнения
В России создается государственная информационная система цифровых сервисов агропромышленного комплекса (ИС ЦС АПК), которая позволит аграриям (как юридическим, так и физическим лицам) получать информацию о действующих мерах господдержки через единую базу, а также оформлять саму господдержку в электронном виде. Этот проект цифровизации отрасли обсуждается давно, а после вступления в силу закона (в сентябре 2024 года) он наконец получил развитие. В декабре 2024 года TAdviser обсудил с участниками рынка важность и перспективы ИС ЦС АПК.
Согласно закону, ИС ЦС АПК будет информировать юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в том числе с учетом специфики предоставления таких мер регионами; формировать и рассматривать в электронной форме заявки на предоставление мер государственной поддержки. Через систему также можно будет собирать отчетность, контролировать доведение до получателя мер государственной поддержки.
Как сообщили TAdviser в Минсельхозе, создание единой базы позволит более широкому кругу сельхозпроизводителей получать достоверную информацию о действующих мерах государственной поддержки. Возможность подавать заявки на такие меры поддержки в электронном виде значительно ускорит процесс и облегчит жизнь производителям, а госорганам позволит оперативно получать отчетность по предоставляемым мерам, подчеркнули в министерстве.
Как рассказала TAdviser первый заместитель генерального директора ГК «Прогресс Агро» Татьяна Басханова, к концу 2024 года крупные сельхозпроизводители используют в своей деятельности в среднем до 30 государственных систем. Если ИС ЦС АПК объединит все системы на одну платформу, причем как-то автоматизируется процесс работы в них, тогда – это, естественно, улучшение и «в плюс», рассуждает собеседник.
Например, подача документов на получение мер господдержки будет осуществляться автоматически. То есть, основываясь на производственных данных, содержащихся в различных системах учета, будет формироваться заявка и рассчитываться объем помощи, который предоставится автоматически, то это можно было бы считать цифровизацией и оптимизацией, — отметила она. |
По мнению Татьяны Басхановой, если просто будет создана единая цифровая платформа - не более чем объединение всех сервисов, то в этом нет никакого смысла, кроме упрощения контроля со стороны органов власти и контролирующих органов. Для сельхозтоваропроизводителей это очередные затраты: трудовые - необходимы специалисты по внедрению и сопровождению системы, материальные - в виде программного и технического обеспечения, и, соответственно – финансовые, которые будут увеличивать издержки производства, в конечном итоге, не оказывая никакого положительного влияния.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Основатель издания про агробизнес «Культиватор» Евгения Асоян говорит, что у АПК есть проблемы с цифровизацией, а ИС ЦС АПК может улучшить ситуацию к лучшему, если она действительно упростит взаимодействие аграриев с государством. По мнению эксперта, система облегчит в том числе формирование массива данных, необходимых для создания сквозной системы информационного обеспечения, снижения показателей себестоимости продукции, повышения производительности труда.
Как подчеркивает Евгения Асоян, фокус цифровизации смещен в сторону систем прослеживания («Меркурий», «Зерно», «Сатурн»), которые зачастую воспринимаются как обременительные и неэффективные.
Никто не любит принуждение. Сами аграрии жалуются на недостатки решений, сложности с отчетностью, которые выливаются в финансовые потери и банальное неудобство: что-то приходится оформлять в бумажном виде, чтобы отчитаться. Поэтому популярность цифровых решений среди аграриев невысока, — добавила собеседник TAdviser. |
Технический директор департамента «Новые рынки» компании «Рексофт» Светлана Савельева считает, что реализация полного потенциала ИС ЦС АПК будет зависеть от решений органов исполнительной власти, но важно, что технологическая база для внедрения перспективных функций уже будет создана. По мнению эксперта, система станет не просто инструментом для подачи заявок, а полноценной цифровой платформой. Она позволит получать актуальную информацию о мерах государственной поддержки, анализировать данные по региону и даже участвовать в совершенствовании системы, предоставляя обратную связь.
Руководитель направления инновационных технологий ГК TeamIdea (развивает ИТ-решения в том числе для сектора АПК) Алексей Пономарев считает, что необходимость создания такого сервиса назрела давно по двум основным причинам. Во-первых, часть сельхозпроизводителей из-за неопределенностей на геополитической арене боится трудностей, связанных с отправкой продукции на экспорт, а ИС ЦС АПК может оказать им весомую поддержку. Вторая причина, по мнению Пономарева, – нужно консолидировать предложения всех участников рынка: банковской сферы, органов местного самоуправления регионов, федеральных агентств и ведомств. Если система будет интегрирована с другими существующими площадками и сервисами для B2B-сегмента, а также грамотно реализована, как, например, портал Госуслуг, то она станет хорошей поддержкой представителей сельхозотрасли в непростые времена, уверен собеседник TAdviser.
Принятие закона о создании ГИС
24 июля 2024 года стало известно о том, что в России принят закон, позволяющий Министерству цифрового развития (Минцифры) с 1 сентября 2024 года приступить к созданию государственной информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса (ИС ЦС АПК). Эта инициатива, направленная на поддержку сельскохозяйственного сектора, была одобрена Государственной думой.
Законопроект № 588707-8 был внесен депутатами Владимиром Кашиным и Андреем Аникеевым. По данным «Интерфакс», принятый закон позволяет Минцифры приступить к созданию системы уже осенью 2024 года, тогда как предыдущие законодательные нормы предусматривали начало ее внедрения лишь с 1 марта 2026 года.
По мнению авторов законопроекта, ускорение сроков разработки позволит в кратчайшие сроки обеспечить юридическим и физическим лицам доступ к государственной поддержке в сфере сельского хозяйства.
Закон о создании ИС ЦС АПК был первоначально принят в мае 2021 года. Оператором системы было определено Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз) или подведомственное ему федеральное государственное учреждение. Планировалось, что система будет информировать юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки, включая региональные особенности предоставления таких мер, а также обеспечивать формирование и рассмотрение заявок на государственную поддержку в электронной форме.
Кроме того, через систему предполагалось собирать отчетность и контролировать процесс доведения мер поддержки до получателей. Первоначально запуск системы был запланирован на 1 января 2025 года, однако затем сроки были перенесены на 1 марта 2026 года. Принятый депутатами законопроект не изменяет срок начала работы системы, который остается 1 марта 2026 года, но уточняет, что Минцифры сможет приступить к ее созданию начиная с сентября 2024 года.[1]
Минцифры создаст для Минсельхоза ГИС цифровых сервисов агропромышленного комплекса
29 марта 2024 года стало известно о том, что Минцифры создаст для Минсельхоза государственную информационную систему цифровых сервисов агропромышленного комплекса (ИС ЦС АПК). Формирование платформы начнется в июне 2024-го.
Законопроектом предлагается уточнить полномочия правительства России в части порядка создания ИС ЦС АПК. Предполагается, что новые меры позволят реализовать возможность получения юридическими и физическими лицами государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. При этом подчеркивается, что реализация программы не потребуют дополнительного бюджетного финансирования.
Как сообщает «Интерфакс», закон о создании ИС ЦС АПК был принят Госдумой в мае 2021 года. Оператором системы определен Минсельхоз или по его решению подведомственное ему федеральное государственное учреждение. Предполагается, что платформа будет информировать юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в том числе с учетом специфики предоставления таких мер регионами; формировать и рассматривать в электронной форме заявки на предоставление мер господдержки. Через систему также планируется собирать отчетность и контролировать доведение до получателя мер государственной поддержки.
В документе говорится, что до начала эксплуатации ИС ЦС АПК мероприятия, реализуемые в соответствии с федеральным законом с использованием указанной системы, не осуществляются, за исключением случаев, если в соответствии с законодательными актами Российской Федерации такие мероприятия могут осуществляться без использования информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса.[2]
2023
Минсельхоз впустую потратил деньги на создание ГИС. На нее выделялось 1,5 млрд рублей
23 июня 2023 года стало известно о том, что Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) разорвало контракты с разработчиком дорогостоящей информационной системы, на создание которой выделялось почти 1,5 млрд рублей. Фактически эти средства потрачены впустую.
Как сообщает CNews, речь идёт о проекте информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса (ИС ЦС АПК). Инициативу планировалось реализовать в два этапа. Первую очередь системы по контракту от декабря 2019 года за 65,5 млн рублей создавала компания «Контролтугоу.ру». Затем два контракта на вторую очередь разработки системы и её развитие в мае 2020 года получила компания «Форс — центр разработки». Стоимость этих работ составила соответственно 547 млн и 859,2 млн рублей. Таким образом, общая сумма по проекту равна 1,47 млрд рублей.
Однако на финальных стадиях исполнения контрактов второй очереди между компанией «Форс — центр разработки» и Минсельхозом возникли разногласия. В результате, в августе–сентябре 2022 года оба эти соглашения были расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке. Причём использовать уже предоставленные и по большей части оплаченные результаты работ невозможно.
Как отмечает CNews, ссылаясь на информацию, полученную от ряда экспертов, работающих в сфере юриспруденции, сложившаяся ситуация может привести к возбуждению уголовных дел в отношении должностных лиц Минсельхоза. Известно, что уже инициированы два разбирательства в арбитражном суде. Первое проходит по иску «Форс — центра разработки» к Минсельхозу от 25 апреля 2022 года о взыскании недоплаченных средств. Второе, датированное 8 сентября 2022-го, также исходит от исполнителя и касается требований о признании расторжения контрактов незаконными.
По первому разбирательству первая судебная инстанция уже вынесла решение в пользу «Форса». Если апелляция решение не изменит, оно вступит в силу. Затем второе разбирательство, которое приостановлено, должно автоматически завершиться в пользу истца. В случае такого сценария получится, что государство потратило огромные средства, не получив никакого результата.[3]
Российская ИТ-компания отсудила у Минсельхоза 367,2 млн рублей за разорванные контракты
В середине июня 2023 года российская ИТ-компания «Форс - Центр разработки» убедила суд, что Минсельхоз РФ неправомерно не доплатил ей 350 млн руб. по проекту на разработку и развитие информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса. В качестве штрафа ведомству придется заплатить бывшему подрядчику еще 20 млн рублей, но неустойка может вырасти в зависимости от того, когда именно Минсельхоз РФ осуществит выплаты.
По информации издания CNews, 13 мая 2020 года между ИТ-компаней «Форс» и Минсельхозом РФ было заключено два госконтракта на общую сумму 1,41 млрд руб. Совокупно госконтракты заключались в разработки и развитии информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса (ИС ЦС АПК) «в объеме цифровизации процессов льготного оказания услуг (льготное кредитование и агролизинг)».
На финальных этапах исполнения контракта между компанией «Форс» и Минсельхозом РФ возникли разногласия по исполнению работ, и в сентябре 2022 года, оба контракта были расторгнуты федеральным органом исполнительной власти в одностороннем порядке.
25 апреля 2022 года компания «Форс» обратилась с иском в суд. В ходе рассмотрения иска Арбитражный суд Москвы 6 сентября 2022 года назначил проведение компьютерно-технической экспертизы, проведение которой было поручено эксперту подведомственного Минцифры НИИ «Восход». В ходе разбирательства судья встал на сторону компании.
В связи с тем, что выявленные к концу ввода в эксплуатацию дефекты ИТ системы не являются существенными, так как не препятствуют использованию результатов работ по назначению. Присужденная судом основная сумма долга эквивалентна тем средствам, которые Минсельхоз РФ не доплатил по разорванным контрактам.
По словам генерального директора «Форс» Евгения Ефименко, решение, вынесенное судом, подтвердило, что компания не совершала никаких нарушений, и поэтому у клиента не было оснований для одностороннего отказа от проекта. Поскольку иск не носил финансового характера, взыскание долга не производилось.[4]
Примечания
- ↑ Дума приняла закон о разработчике информационной системы цифровых сервисов АПК
- ↑ Минцифры создаст информационную систему цифровых сервисов АПК России
- ↑ В России «уничтожена» ГИС за 1,5 миллиарда. Эксперты прогнозируют уголовные дела
- ↑ ИТ-компания выбила из государства 370 миллионов по разорванным контрактам