Заказчики: Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ (Госкорпорация по ОрВД, ФГУП) Подрядчики: Алмаз-Антей, концерн ПВО Дата проекта: 2008/03 — 2020/09
|
Содержание |
Основная статья: Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ
Единая система организации воздушного движения РФ предназначена для организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в России и имеет стратегическое государственное значение, в соответствии с постановлением правительства.
В состав оперативных органов Единой системы входят:
- главный центр (ГЦ ЕС ОрВД);
- зональные центры (ЗЦ ЕС ОрВД);
- региональные центры;
- районные центры;
- вспомогательные районные центры;
- органы обслуживания воздушного движения.
Хроника проекта
2023
Премьер-министр Михаил Мишустин выделил 5 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения в России
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения в России. Соответствующий документ был опубликован 10 августа 2023 года.
Как сообщила пресс-служба кабмина, указанные средства поступят в Государственную корпорацию по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), которая обеспечивает безопасность и регулярность полётов гражданской авиации в России. Выделенное финансирование позволит провести аэронавигационное обслуживание не менее 1 млн полётов, обеспечить основу для безопасности полётов на годы вперёд, повысить устойчивость транспортной инфраструктуры, сделать перевозки более доступными.
В мае 2023 года на поддержку системы организации воздушного движения также было выделено 5 млрд рублей. Вопрос о направлении на эти цели дополнительного финансирования был рассмотрен и одобрен на заседании правительства 10 августа 2023 года. Тогда Михаил Мишустин отметил, что в последнее время количество авиарейсов, совершённых в российском небе, устойчиво растёт.
Тем не менее средства нужны и для закупки радиолокационного оборудования, необходимого для развития региональных аэропортов, усиления защиты информационных систем, а также для авансирования договоров с предприятиями-изготовителями и формирования задела на будущее, – пояснил глава кабмина. |
Как отмечает «Интерфакс», до 2020 года основную часть доходов ГК по ОрВД обеспечивало обслуживание иностранных авиакомпаний. После начала пандемии COVID-19 число их полетов через воздушное пространство России резко снизилось, что привело к финансовым трудностям ГК. Ситуацию усугубили антироссийские санкции после начала военной операции на Украине: ряд зарубежных перевозчиков приостановили рейсы в Россию, почти все, кроме китайских, больше не летают через нее транзитом.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Перевод системы на российские технологии
10 июля 2023 года «Ростех» сообщил о переводе всех центров организации воздушного движения в России на отечественные разработки. Речь идет о Единой системе воздушного движения (ЕСОрВД), которая создана для безопасного использования воздушного пространства и которая, как подчеркнули в госкорпорации, имеет стратегически важное значение для России.
Последний центр в Ростове-на-Дону, использовавший в своей работе зарубежные решения, перешел на российские, разработанные компанией «Азимут». С их помощью теперь организуются полеты над всей территорией страны.
Введенный в эксплуатацию в Ростове-на-Дону отечественный комплекс средств автоматизации включает средства управления воздушным движением, связи, документирования и тренировки. Он позволил оснастить более 70 рабочих мест диспетчерского и инженерно-технического персонала, а также обеспечил одновременное сопровождение до 4000 воздушных судов в зоне ответственности Регионального центра на площади 1,2 млн кв. км.
Как отметили в «Ростехе», воду в эксплуатацию новой системы предшествовала длительная и кропотливая работа по изготовлению и доставке, монтажу, настройке и испытаниям оборудования, а также по обучению персонала регионального центра использованию и эксплуатации комплекса.
По своим характеристикам наше оборудование и программное обеспечение превосходят западные образцы и исключают дальнейшую зависимость от зарубежных поставщиков, - комментирует генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. - Модульный принцип сводит к минимуму возможность распространения ошибок, при этом вероятность полного отказа систем сведена к нулю. Благодаря этому увеличена пропускная способность воздушного пространства, повышена безопасность полетов. |
2022: Правительство выделило 15 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения в России
В середине сентября 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил дополнительные 15 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения.
Как сообщила пресс-служба кабмина, выделенные средства поступят в Государственную корпорацию по организации воздушного движения, которая обеспечивает безопасность и регулярность полётов гражданской авиации в России. Деньги пойдут на аэронавигационное обслуживание не менее 1 млн полётов. При необходимости до конца 2022 года на эти цели будет выделено дополнительное финансирование.
Решение о поддержке системы организации воздушного движения в условиях внешних ограничений Михаил Мишустин анонсировал 12 сентября 2022 года на совещании с вице-премьерами. Спустя три дня оно было одобрено на заседании Правительства РФ, рассказали в кабмине.
Мишустин на том совещании отмечал, что в общей сложности на поддержку системы организации воздушного движения в этом году может быть предусмотрено дополнительное финансирование в 25 млрд рублей.
В конце апреля 2022 года президиум Центрального совета Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД) от имени 30 000 работников национального провайдера аэронавигационных услуг ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК ОрВД, в ведении подконтрольной Минтрансу Росавиации) подготовил и направил президенту России Владимиру Путину письмо с жалобой на массовые сокращения персонала и просьбой о господдержке.
Наиболее приемлемый, по мнению ФПАДа, вариант госпомощи – выделение ГК ОрВД до 15 млрд руб. с возвратом субсидии в течение пяти лет после начала активной авиационной деятельности в стране. Также есть вариант льготного кредитования с отсрочкой возврата кредита и процентов, но в этом случае, по мнению Ковалева, придется поднять тарифы ФГУПа как минимум в 3 раза, в том числе для российских авиакомпаний.[1]
2015: «Алмаз-Антей» провалил модернизацию единой системы организации воздушного движения
В феврале 2015 года Счетная палата отчиталась о результатах проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета по программе модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2020 гг., за которую отвечает Росавиация. Проверка показала, что к 2015 году оказались не достигнуты плановые значения целого ряда индикаторов и показателей программы, таких как сроки ее реализации, количество введенных объектов, эффективность вложений бюджетных средств и др.
Изначальным сроком завершения программы числился 2015 год, однако в 2013 году он был сдвинут до 2020 года. Как выяснилось, даже с переносом сроков к 2015 году не было введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных узлов опорной сети цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29. Из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров, в эксплуатацию не введено ни одного.
За период с 2011 года по I полугодие 2014 года объем средств, направленных на реализацию программы, составил 10 млрд руб., из которых средства федерального бюджета - 3,7 млрд руб., внебюджетные – 6,3 млрд руб. Аудиторы отмечают, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию программы Росавиацией организовано на низком уровне.
«Значительная часть финансовых ресурсов, выделенных Росавиации на реализацию программных мероприятий, в течение года практически была «заморожена», по предназначению не использовалась и не могла быть перераспределена на другие цели», - отмечают в Счетной палате. – Так что причины несвоевременного и неполного выполнения программных мероприятий не в недостаточности ресурсного обеспечения, а в организации работы».
Единственным поставщиком товаров, работ и услуг по программе указом президента был назначен «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Аудиторы отмечают, что концерн не справился с возложенными на него обязанностями и планируемая эффективность программы была не достигнута.
«Выполнение значительной части договоров заключенных с концерном как с единственным поставщиком фактически осуществлялось субподрядными организациями, - констатирует Счетная палата. - Обязательства по разработке проектно-сметной документации концерном выполнялись несвоевременно и некачественно».
По выявленным нарушениям Счетная палата направила обращение в Генпрокуратуру. В письме указано, что по выявленным фактам необходимо проведение органами прокуратуры надзорных мероприятий, а также для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
2008: Утверждение программы модернизации системы
В 2008 году была утверждена программа модернизации Единой системы организации воздушного движения на 2009-2015 гг. Ее целью является повышения безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства. По результатам реализации программы к 2015 г. планировалось ввести в эксплуатацию 13 укрупненных центров управления воздушным движением, 100 доплеровских метеорологических радиолокаторов, 26 авиационных поисково-спасательных центров.