ИИ-решения "Сбера" и Правительства Москвы помогли терапевтам московских поликлиник поставить более 17 млн диагнозов
Заказчики: Департамент здравоохранения города Москвы Москва; Фармацевтика, медицина, здравоохранение Подрядчики: Сбербанк, СберМедИИ (SberMedAI) Продукт: Сбер: Адиа Диагностический ассистент на базе ИИНа базе: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) Второй продукт: СберМедИИ: ТОП-3 - цифровой помощник врача Дата проекта: 2020/10 — 2023/10
|
Технология: СППР - Система поддержки принятия решений
Технология: Data Mining
|
Содержание |
2024
Постановка 17 млн диагнозов
Сервис для постановки заключительного диагноза, разработанный совместно компанией СберМедИИ, Лабораторией искусственного интеллекта Сбера и Правительством Москвы, внедрен в работу всех взрослых поликлиник Москвы с конца 2023 года. Об этом Сбер сообщил 17 октября 2024 года.
За это время диагностический ассистент помог терапевтам и врачам общей практики поставить более 3 миллионов заключительных диагнозов по данным электронной медицинской карты (ЭМК). Кроме того, в столичных поликлиниках уже 4 года работает цифровой помощник врача «ТОП-3», с помощью которого поставлено уже более 14,4 миллионов предварительных диагнозов на первичных приемах.
Диагностический ассистент работает следующим образом: врач определяет заключительный диагноз, ИИ параллельно анализирует данные пациента и также формирует диагноз. Если он совпадает с мнением врача, сервис информирует, что поддерживает специалиста в его решении. Если диагноз отличается от того, который поставил врач, система сигнализирует об этом и предлагает свой вариант.
Искусственный интеллект — технология, которая уже показала эффективность в решении медицинских задач. Индустрия здоровья Сбера и компании-партнеры разрабатывают и внедряют сервисы, в которых ИИ участвует в расшифровке снимков, подготовке рентгенологических заключений и помогает врачам первичного звена здравоохранения. Совместно с Правительством Москвы мы внедрили во все столичные поликлиники два диагностических ИИ-помощника для постановки предварительных и заключительных диагнозов пациентам. За время применения этих решений было поставлено уже более 17 млн диагнозов. Это огромная цифра, за которой стоит значительная экономия времени врачей на выполнение рутинных действий и возможность сосредоточиться на сложных медицинских случаях. Мы работаем в тесном взаимодействии с врачами-экспертами и представителями сферы здравоохранения, чтобы создавать и совершенствовать продукты и сервисы для врачей и пациентов, сказал Сергей Жданов, Директор Центра индустрии здоровья Сбербанка.
|
Сервис для постановки заключительных диагнозов был обучен на большом объёме данных – на записях о 30 миллионах визитов пациентов за два года. При его разработке также учитывалось экспертное мнение столичных врачей. Уже год сервис используется во всех взрослых московских поликлиниках, и мы продолжаем на регулярной основе отслеживать его достоверность и точность, в том числе с привлечением экспертов — наших врачей. Это стандартная практика мониторинга всех работающих в городе продуктов искусственного интеллекта. Так, по итогам года работы по ряду диагнозов потребовалось дообучение модели. Сейчас у врачей работает обновленный сервис с точностью постановки диагноза выше 80%, по некоторым диагнозам он превышает уже 90%. Сервис помогает на приеме устанавливать наиболее распространенные среди москвичей и значимые заболевания, чаще всего требующие диспансерного наблюдения, например, сахарный диабет, артериальная гипертония, астма, язва, ревматоидный артрит и другие. Когда пациент повторно приходит к врачу, диагностический ассистент анализирует все данные из электронной медицинской карты за последние 2 года, включая дату приема, в том числе результаты лабораторных и инструментальных исследований, выписные эпикризы, протоколы осмотров специалистов, отметила Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития.
|
Постановка с применением помощника врача «Топ-3» 14 млн диагнозов
Разработанный Сбером и Правительством Москвы цифровой помощник помог терапевтам столичных поликлиник поставить 14 млн диагнозов. Об этом Сбер сообщил 22 мая 2024 года.
Во всех взрослых столичных поликлиниках внедрена линейка цифровых помощников врача в диагностике, разработанная совместно Правительством Москвы, компанией СберМедИИ и Лабораторией искусственного интеллекта Сбера. Цифровой помощник врача «ТОП-3» работает в московских поликлиниках с октября 2020 года, за это время с его помощью поставлено 14 млн предварительных диагнозов.
Технологии, разработанные Сбером и компаниями-партнёрами, сегодня активно используются в различных сферах, в том числе и в здравоохранении. AI-решения помогают врачам в ежедневной работе, повышают качество и доступность медицинской помощи. В рамках цифровизации первичного звена здравоохранения — московских поликлиник — совместно с Правительством Москвы разработаны диагностические ассистенты на базе искусственного интеллекта, которые делают прием пациента более быстрым и эффективным. Например, цифровой помощник врача "ТОП-3" помогает столичным терапевтам и врачам общей практики ставить предварительные диагнозы на первичном приеме, делая постановку диагнозов более эффективной и быстрой, сказал Сергей Жданов, Директор Центра индустрии здоровья Сбербанка.
|
Во всех взрослых городских поликлиниках используется система поддержки принятия врачебных решений, которая работает на базе алгоритмов искусственного интеллекта. Она была разработана несколько лет назад совместно с компанией СберМедИИ и Лабораторией ИИ Сбера. Один из наших сервисов, цифровой помощник "ТОП-3", анализирует жалобы на здоровье пациента и на основе полученной информации предлагает три наиболее вероятных предварительных диагноза. Врач может согласиться с одним из них или поставить свой. Сервис определяет 95% самых распространенных заболеваний. На май 2024 года он помог московским врачам поставить уже 14 миллионов предварительных диагнозов, отметила Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития.
|
2023: Разработка и внедрение диагностического ассистента «Аида»
В сентябре 2023 года в мэрии Москвы рассказали о создании ИИ-инструмента для помощи врачам столичных поликлиник. Диагностический ассистент «Аида», разработанный совместном со «Сбером», помогает терапевтам и врачам общей практики в постановке основного заключительного диагноза на основании данных электронной медицинской карты (ЭМК) за последние два года.
Во время повторного посещения пациентом врача сервис анализирует все текстовые данные за последние два года, включая дату приема, собранные в электронной медицинской карте (ЭМК), в том числе жалобы и анамнез, историю болезни, результаты первичного осмотра, лабораторных и инструментальных исследований. На основании этих данных модель помогает врачам в постановке основного заключительного диагноза из числа 95 наиболее встречающихся и значимых диагнозов, зачастую требующих диспансерного наблюдения.
Диагностический ассистент «Аида» работает следующим образом: когда врач определяет заключительный диагноз, ИИ параллельно анализирует ЭМК пациента и также формирует диагноз. Если он совпадает с мнением врача, сервис информирует, что поддерживает специалиста в его решении. Если диагноз отличается от того, который поставил врач, система сигнализирует об этом и предлагает свой вариант. Задача сервиса — дополнительно «подстраховать» врача, предоставив ему независимое «второе» мнение. При этом окончательное решение всегда принимает врач.
В пресс-службе мэрии пояснили, что новый модуль системы подключается в случае, когда во время заполнения протокола осмотра в единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) терапевт решает поставить пациенту заключительный диагноз. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Модель разрабатывалась при участии экспертов компании СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбербанка) и Лабораторией искусственного интеллекта Сбера. Диагностический ассистент был обучен московскими врачами высочайшего уровня на большом объёме данных – на записях о 30 миллионах визитов пациентов за два года. В ходе эксперимента с привлечением 38 врачей высшей категории и статусом «Московский врач» сервис уже продемонстрировал точность более 87% при определении 95 наиболее часто встречающихся диагнозов. На сентябрь 2023 года сервис уже в 40% случаев показывает врачу подсказку на приеме, тем самым помогая ставить окончательный диагноз. В будущем планируется расширение и дообучение модели для анализа большего количества диагнозов. Система пилотируется в 24 столичных поликлиниках. До конца сентября она будет внедрена во все взрослые поликлиники Москвы.
Мы видим огромный потенциал в использовании технологий искусственного интеллекта для развития московского здравоохранения. Уже сегодня ИИ внедрен в рутинную практику медиков городских медучреждений. Мы идем дальше и запустили в 24 поликлиниках новый модуль системы поддержки принятия врачебных решений, - отметила заммэра Москвы Анастасия Ракова, чьи слова пресс-служба столичного правительства приводит 7 сентября 2023 года. |
«АИДА» — это система глубокой диагностики и мониторинга состояния пациента. Создание данной модели на базе ИИ – это уже второй совместный проект Правительства Москвы и Сбера в сфере цифровизации поликлинического звена. Благодаря сотрудничеству с 2020 года на первичном приеме во всех поликлиниках Москвы умный помощник врача «ТОП-3» помогает специалистам в постановке предварительного диагноза. А теперь, после проведенных обследований, на основе всех данных из ЭМК пациента «АИДА» будет помогать в постановке заключительного диагноза, отметил Сергей Жданов, директор Центра индустрии здоровья Сбербанка.
|
В совместной разработке Сбера и Правительства Москвы также находится ряд решений на основе ИИ, которые призваны повысить скорость постановки диагнозов. Это сервис предиктивной аналитики для постановки впервые выявленного диагноза вне приема на основании данных электронной медкарты, а также модель, прогнозирующая по данным ЭМК риск развития инсульта/инфаркта у пациента в краткосрочной перспективе (от 6 до 18 месяцев).