Разработчики: | Министерство транспорта РФ |
Дата премьеры системы: | июль 2024 г |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
2024
Минтранс: На создание реестра нужно 420 млн рублей
13 сентября 2024 года Минтранс России объявил о внесении изменений в правила дорожного движения РФ. Речь идет, в частности, о создании государственного реестра средств микромобильности и региональных информационных систем по контролю передвижения транспорта.
Нововведения предполагают, что мопеды, электровелосипеды и СИМ (средства индивидуальной мобильности) будут объединены под единым термином «средство микромобильности»: их владельцам потребуется осуществлять регистрацию в создаваемом государственном реестре. Госуслуга будет сопровождаться выдачей «учетного знака» для установки на транспорт (аналог автомобильного номера) и «учетной метки» (QR-код). Региональные реестры для контроля передвижения и нарушителей будут создаваться в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и городах с населением более 50 тыс. человек.
Говорится, что создание реестра электросамокатов обойдется в общей сложности в 420 млн рублей. Базовые затраты составят 294 млн рублей. В рамках инициативы крупные города смогут формировать региональную информационную систему средств микромобильности для контроля над новыми видами транспорта. На создание таких систем потребуется около 100 млн рублей софинансирования из федерального бюджета. Еще 25 млн рублей потребуется на содержание реестра.
Оператором платформы выступит подведомственное Минтрансу Агентство автомобильного транспорта (Росавтотранс). Обязанность по регистрации средств микромобильности начнет действовать ориентировочно в 2026 году.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
В документе говорится, что велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, не должны двигаться со скоростью более 10 км/ч при опережении пешехода, а также при встречном разъезде с ним. При этом владельцы этих транспортных средств должны соблюдать такую дистанцию до пешехода, которая позволила бы избежать столкновения с ним.[1]
Работа по созданию реестра
Министерство транспорта России приступает к созданию единого реестра средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты. Согласно плану, представленному ведомством в июле 2024 года, каждому устройству будет присвоен уникальный учетный номер и радиочастотная метка для идентификации.
По информации «Парламентской газеты», член Комитета Совета Федерации по государственному строительству и конституционному законодательству Артем Шейкин сообщил о подготовке соответствующих поправок ко второму чтению законопроекта о дополнительной ответственности пользователей СИМ.
Новая система учета затронет не только прокатные электросамокаты, но и устройства, приобретенные для личного пользования. Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица будут обязаны поставить свои электросамокаты на учет, получив индивидуальный регистрационный номер и радиочастотный маячок.
Создание реестра СИМ предусмотрено пунктом 4 дорожной карты Минтранса по регулированию использования средств индивидуальной мобильности. Помимо учетного номера и знака, владельцам будет выдаваться специальная метка радиочастотной идентификации. Эти меры позволят осуществлять автоматическую фиксацию правонарушений и идентификацию нарушителей.
В рамках подготовки ко второму чтению законопроекта о штрафах для водителей электросамокатов рассматриваются предложения по ужесточению санкций. В частности, обсуждается увеличение штрафа за оставление места ДТП лицом, использующим СИМ или велосипед, с 4-5 тыс. рублей до 20-30 тыс. рублей.
Согласно принятому в первом чтении законопроекту, езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения будет наказываться штрафом от 20 до 30 тыс. рублей. За превышение скорости предусмотрен штраф от 500 до 5 тыс. рублей. Причинение легкого вреда здоровью при ДТП повлечет штраф от 2 до 5 тыс. рублей, а вреда средней тяжести — от 10 до 15 тыс. рублей.
Необходимость ужесточения контроля за СИМ обусловлена ростом числа происшествий с их участием. По данным МВД России, если в 2019 году было зарегистрировано 142 таких инцидента, то в 2023 году их число возросло до 3 177. При этом большинство пострадавших — сами водители СИМ.[2]