Рачинский Гавриил Андреевич

Персона

СМ. ТАКЖЕ (2)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Рачинский Гавриил Андреевич - русский скрипач, композитор.

Биография

Отец Гавриила Рачинского, музыкант и композитор Андрей Андреевич Рачинский, родился примерно в 1729 году в городе Августов (территория Короны в составе Речи Посполитой), получил образование во Львове и там примерно в начале 1750-х годов в течение трёх лет был регентом епископской капеллы. В 1753 году он эмигрировал на территорию Гетманщины, подвластную Российской империи.

Гавриил Рачинский родился в 1777 году в Новгород-Северском (Российская империя) и при рождении был записан сержантом в Измайловский полк, но до 12-ти лет находился дома.

1789: Обучение в Киеве

Гавриил Рачинский с ранних лет начал увлекаться музыкой, обнаруживая недюжинные способности. Отец старался дать ему правильное и серьезное музыкальное образование. В 1789 году его отвезли в Киевскую духовную академию, в которой он пробыл шесть лет и, кроме общеобразовательных предметов, изучал латинский, французский и немецкий языки, продолжая в то же время по-прежнему заниматься музыкой.

1795: Переезд в Москву

В 1795 году Pачинский оставил Академию и отправился в Москву, где поступил в университетскую гимназию, в 1797 году окончил курс ее и остался при ней в качестве учителя высшего музыкального класса, который вел до 1805 года, когда вышел в отставку, все более и более отдаваясь музыке. В это же время появляются его первые русские песни с вариациями: «Чем тебя я огорчила» и «Скучно, матушка, весною жить одной».

К 1815 году Рачинский приобрел такую широкую известность, особенно среди москвичей, своими концертами, заканчивавшимися русскими песнями, что ему посвящено было несколько стихотворений. Не довольствуясь одной Москвой, он начал предпринимать концертные поездки и в другие города России: побывал в Калуге, Твери, Орле, Курске, Нижнем Новгороде, Харькове, Полтаве, Киеве и некоторых других больших городах, везде пользуясь симпатиями публики, причем наибольшим успехом пользовалось его исполнение русских народных песен. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.4 т

В 1828 году он приехал в Петербург. Концерт его, данный 20-го мая в зале филармонического Общества, собрал много публики, желавшей послушать московскую знаменитость. Артистически владея смычком, Pачинский, естественно, скоро завладел вниманием слушателей, когда же в конце концерта он перешел к исполнению русских песен и сыграл: «Чем тебя я огорчила», «Не белы снеги в чистом поле забелелися», «Скучно, матушка, весною жить одной», «За горами за долами» и некоторые другие, то симпатии публики перешли в шумный восторг, и рукоплескания долго не умолкали. Давая отчет об этом концерте, «Северная Пчела», между прочим, писала: «Рачинский должен служить примером для всех литераторов и художников. Хотите ли быть любимы отечеством, публикой, быть известными, иметь пламенных приверженцев – будьте национальны, вот и вся тайна».

Рачинский действительно был национален. Прекрасно исполняя многие трудные сочинения Тица, Роде, Виоти, Мастрина и других знаменитых скрипачей-композиторов, он в то же время более всего увлекался сам и увлекал других исполнением чисто национальных русских песен. Все его вариации русских песен так хороши, так мелодичны и в то же время так народны, что производили на слушателя захватывающее впечатление. Заботясь прежде всего, чтобы вариация вполне передавала народный мотив, он старался ловить его во время пения то русского мужичка-хлебопашца, то русского коробейника.

Впрочем, не одни русские мотивы и не одни русские песни клал на музыку и тем сохранял их Рачинский: уроженец Украины, он с не меньшим искусством и талантом положил на музыку некоторые украинские песни и более десяти польских. Как те, так и другие отличаются своею мелодичностью и верностью народному мотиву.

Владея гитарой с не меньшим искусством, чем смычком, он одушевлял её своей игрой. Да и не одни простые слушатели восторгались его игрою: по отзывам лучших современных музыкальных критиков, Рачинский совершенно постиг национальность русской песни, и темы длинные, трудно варьируемые, и короткие, веселые и унылые передавал он во всем совершенстве народного выражения. Его адажио дышало особенно приятным чувством и какою-то индивидуальностью, ему одному свойственною. «Его вариации отличались точным подражанием коренному русскому напеву и строгим соблюдением оригинальности мотивов. Самая игра его блестела чистотою отделки и в особенности утонченным вкусом. Всякая нота под смычком его имела особенное выражение, напоминавшее каждому русскому несравненную мелодию отечественных песен». Конечно, такая чистота игры не могла явиться сама собою, даже и при тех огромных способностях, какие были у Рачинского. Такого совершенства в игре он достиг только благодаря долговременным усиленным занятиям музыкой. Он избрал и, так сказать, создал особенный род игры, который довел до возможного совершенства[1].

Возвратясь из Петербурга в 1828 году, он еще в течение одиннадцати лет продолжал концертировать в Москве и некоторых других ближайших городах. Все знали уже его, как прекрасного музыканта, и встречали всегда восторженно.

1839: Болезнь и возвращение в Новгород-Северский

В конце 1830-х годов у него стала развиваться чахотка; в 1839 году он покинул Москву и вернулся в Новгород-Северский. Приехавши на родину, Pачинский не бросил музыки и всегда охотно играл у знакомых помещиков по просьбе гостей. Несмотря на успех, которым пользовались его концерты и на почти 35-летнюю деятельность в качестве виртуоза, Рачинский – поэт и художник по натуре, не сумел материально обеспечить свою старость, а потому последние годы испытывал нужду и после своей смерти оставил семью без всяких средств.

В 1843 году, 18-го марта, он скончался в Новгород-Северском, где и погребен.

Сочинения

Из сочинений Гавриила Рачинского (которых до 50-ти) наибольшим распространением пользуются следующие песни:

  • «За горами за долами», русская песня с вариациями,
  • «Не белы снеги в чистом поле забелелися», русская песня с вариациями,
  • «Здравствуй, милая, хорошая моя», русская песня с вариациями,
  • «Я по цветикам ходила»,
  • «Среди долины ровныя», песня Степана Давыдова с вариациями;
  • украинская песня «Виют витры, виют буйны» и несколько польских песен.

Также в Сводном каталоге российских нотных изданий упоминаются как пока не найденные[2]:

  • Вариации для скрипки на русскую песню: «Скучно матушка весною жить одной». Моск. ведомости. — 1808. - № 69.

  • 48 вариаций на цыганскую пляску для скрипки с аккомпанементом второй скрипки и баса, "в сих вариациях есть такая, которыя выражают игру балалайки и гудка". Вышли из печати. Моск. ведомости. — 1810. - № 34.

  • Десять пьес для семиструнной гитары:

1. Русская песня: Я по цветикам ходила, с вариациями;

2. Русская песня: Молодка молодая, с вариациями;

3. Польской en sol majeur;

4. Польской en re majeur;

5. Польской еп mi mineur;

6. Польской en si mineur;

8. Вальс;

9. Марш;

10. Фантазия.

Моск. ведомости. — 1817. - № 24.

  • Десять пьес для скрипки:

1. Русская песня: Как мне жить без друга, в квартете с вариациями;

2. Русская песня: Скучно матушка весною жить одной, для одной скрипки с вариациями;

3. Русская песня: Вспомни, вспомни моя любезная, для скрипки с вариациями;

4. Русская песня: Чем тебя я огорчила, в квартете с вариациями;

5. Русская песня: За долами, за горами, в квартете с вариациями;

6. Цыганская пляска с вариациями и аккомпанементом виолончели и второй скрипки;

7. Дуэт для двух скрипок;

8. Вальс, поднесенный моей двоюродной сестре, с аккомпанементом фортепьяно;

9. Польской в квартете;

10. Романс: Quand tu m'aimois, с вариациями и аккомп. фп.

Моск. ведомости. — 1817. — № 24.

CD с музыкой XVIII века