Эксперт обозначил текущие потребности компаний стран Центральной Азии в части корпоративных информационных систем

22.06.22, Ср, 10:30, Мск,

Руководство любой быстрорастущей компании рано или поздно сталкивается с проблемой систематизации информации и автоматизации процессов, в рамках которых обрабатывается эта информация. Если на начальном этапе развития компании возможна ситуация, когда сотрудники используют стандартные офисные приложения, то со временем рост объемов информации ставит перед компанией задачу внедрения современной корпоративной информационной системы (КИС).

О текущих потребностях компаний стран Центральной Азии в части корпоративных информационных систем рассказал Business Development Team Lead в Directum Денис Мушаков. Он поделился актуальными трендами и поведал, в каком направлении двигается рынок.

Во `главу угла` крупные компании Центральной Азии ставят информационную безопасность. Важна возможность установить КИС на собственных серверах (on-premise). Также важен и технологический суверенитет, когда компании могут самостоятельно модифицировать, развивать и поддерживать информационные системы.

«
Я бы сказал, что этот тренд сейчас прослеживается и в других регионах, не только в Центральной Азии. Существует мировой тренд деглобализации, когда страны пытаются сохранить свой технологический суверенитет и не быть зависимыми от других стран, — отмечает эксперт.
»

Когда речь заходит о среднем и малом бизнесе, то основная тенденция завязана на скорости внедрения.

«
Там нужны продукты, которые решают потребности здесь и сейчас, продукты, которые могут предоставляться по модели подписки (SaaS). И нужны КИС, которые быстро внедряются и приносят мгновенный эффект, — говорит Мушаков.
»

Всё это важно потому, что что рынки регионов Центральной Азии быстро растут, они крайне волатильны, и ситуация меняется действительно очень быстро. Малому бизнесу нужны дешевые и быстрые решения, т.к. не понятно, что будет с бизнесом завтра.

«
Вопрос качества, безусловно, важен, но он второстепенный. Вендоры, предлагающие экосистемы решений, способные обеспечить более выгодные условия на горизонте 3-5 лет с точки зрения совокупной стоимости владения, системы с эффективным UX и удобным UI, могут не обрести успех среди малого бизнеса. Всё потому, что удовлетворяют конкретную потребность в конкретный момент развития бизнеса заказчиков дольше и дороже, чем простые и дешевые конкуренты, — говорит Мушаков.
»

Поэтому одна из стратегий на рынке малого бизнеса — это предложение конкретных функций из зрелых решений как отдельных продуктов с быстрыми сроками запуска и низкой стоимостью.

«
Продукт может быть и не превосходного качества для этих стран. Возможная стратегия, если двигаться по компаниям среднего и малого бизнеса, — это найти какую-то часто повторяемую потребность у широкой аудитории и предложить решение, способное быстрее и дешевле других ее удовлетворить. Для крупного бизнеса такая стратегия может не сработать. Им важны, как я уже отмечал, зрелые решения, с высоким уровнем информационной безопасности, отказоустойчивости и масштабирования. Безусловно, зрелые решения должны сопровождаться средой разработки, доступной заказчикам для самостоятельного развития и сопровождения системы, — объясняет Денис Мушаков.
»

Поставщики должны иметь возможность передать среду разработки клиентам для дальнейшего развития экспертизы по приобретенным решениям специалистами заказчиков. По словам эксперта, обычно у крупного бизнеса есть свои департаменты по ИТ или отдельные юридические лица, выделенные в качестве ответственных ИТ-центров в корпорациях и холдингах. И уже они могут продолжать самостоятельно сопровождать и развивать систему.

«
И когда речь идет о крупных компаниях, они, как правило, проводят тендеры, и им нравится, когда у вендора есть партнерская сеть, способная предоставить различные стоимости услуг и специализирующаяся на различных задачах. С партнёрской сетью заказчики могут получить реализацию своих потребностей специализированными интеграторами по лучшей стоимости, — считает эксперт.
»

По словам Мушакова, стартапы и незрелые системы редко могут предложить такие условия крупному бизнесу.

«
Время, безусловно, и для крупных компаний – важный фактор. Но нужно понимать, что они хотят смотреть на совокупную стоимость владения. Хотя бы на 5 лет. В малом бизнесе закрывают одну потребность дешево и быстро, крупные компании рассматривают комплекс потребностей на горизонте нескольких лет. И с этой целью разрабатывают дорожные карты ИТ-развития. Дорожная карта ИТ-развития на предприятии может содержать различные направления, например, информационную безопасность, управление финансами, бизнес-процессами, сервисами, аналитику данных, и другие, — объясняет Мушаков.
»

Получается, крупному бизнесу интереснее приобретать продукты, способные предоставить экосистему решений, закрывающую целый сегмент задач на горизонте нескольких лет. И когда начинают смотреть варианты, рассчитывают, сколько это будет стоить не на момент покупки и внедрения непосредственного приобретаемого продукта, а на горизонте нескольких лет, учитывая и другие затраты: ИТ-инфраструктуру под приобретаемое решение, стоимость развития, поддержки, сопутствующего программного обеспечения и др.

«
В странах Центральной Азии сейчас это делают единицы, но это тренд, и в течение 2-3 лет большая часть крупного бизнеса начнет оценивать совокупную стоимость владения конкретными решениями, — отмечает эксперт.
»

Мушаков подчеркивает: условия диктуют три фактора — зрелость бизнеса, масштаб и экономика страны. Вновь открывшимся и малым компаниям на рынках Центральной Азии важны скорость и стоимость КИС. А зрелые и крупные компании предпочитают надежные, безопасные и масштабируемые решения. Особенно крупным компаниям дополнительно важен опыт исполнителей, способных реализовать проекты на десятки тысяч пользователей.

«
Для крупных компаний остановка системы хотя бы на час - это прямые убытки. В случае `падения` КИС в крупных компаниях сотрудники не смогут, например, оперативно разобраться в чате или по телефону. Представьте компанию, где работают десятки и даже сотни тысяч территориально-распределенных сотрудников, в которой перестал работать обмен документами. Вы не сможете даже понять, в каком регионе, городе, филиале, подразделении и отделе находится ваш документ. Отказоустойчивая, масштабируемая система с доказанным опытом, а также релевантный опыт исполнителя, её внедряющего – это важно, — отмечает эксперт.
»

Автор: Дмитрий Архипов