Как CTO может проявить себя в эдвайзинге и менторстве: интервью с Ильей Шкиренко

14.10.24, Пн, 13:02, Мск,

Илья Шкиренко прошел путь от рядового разработчика до CTO и участвовал в нескольких M&A-сделках, увеличив свою команду в три раза. Сейчас Илья работает в роли Fractional CTO и эдвайзера, а также как ментор сотрудничает с несколькими стартап-акселераторами. Он рассказал, какие качества необходимы CTO, и какие методы он использует для оценки стартапов.

Илья Шкиренко

Илья, расскажите о самых значимых достижениях вашей команды в Jazz Pixels — а затем Mediapark — за время работы там?

В Jazz Pixels я прошел путь от фронтенд-разработчика до CTO, вырастив компанию из небольшого стартапа до минского подразделения международной корпорации. Один из самых интересных проектов мы сделали для Vizor Games — это компания с миллионной выручкой, которая производит казуальные игры. Мы разрабатывали для них платформу с механиками социальной сети, через которую можно было и просто участвовать в играх, и общаться с другими игроками: добавлять их в друзья, использовать микроблог, ставить реакции на посты и т.д.

В рамках проекта мы разработали большой SDK, чтобы на платформу могли прийти другие девелоперы, разместить там свою игру и работать с аудиторией. Благодаря этому проекту у нас значительно выросла команда, и мы получили опыт создания крупных социальных платформ. Весь процесс разработки занял 2,5 года.

Также в Jazz Pixels мы разработали продукт MixMatch — это сервис для проведения нетворкинг-сессий. Изначально он предназначался для клуба «Про Бизнес» в Белоруссии — самого крупного бизнес-клуба в стране. Во время нетворкинг-сессий нужно организовать большое количество людей: создать группы для дискуссий, сделать рассадку за столы, зарегистрировать и т.д. Все это отнимает массу времени и создает трудности для организаторов. MixMatch позволил автоматизировать регистрацию и рассадку, а также другие механики нетворкинг сессий. Также там использовался умный алгоритм, который помогал оказываться рядом людям со схожими интересами. Во время самой нетворкинг-сессии с помощью MixMatch можно было обмениваться контактами и реакциями на высказывания.

Мы использовали MixMatch для проведения конференций крупных банков и клуба «Про Бизнес». Сейчас продукт используется на встречах клуба в Минске и по всей Белоруссии, в Казахстане, Польше и России. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.3 т

Благодаря активной работе моей команды Jazz Pixels заинтересовала европейскую компанию Mediapark и стала ее частью. После этого мы в 3 раза увеличили команду — до 50 человек — за счет покупки еще двух компаний, Stack Level и Techwise.

Вы принимали активное участие во всех этих сделках, какова была ваша роль?

Да, для всех наших М&A-сделок я проводил технический due diligence, общался с командами, проводил оценку их целесообразности, готовил технические процессы.

Jazz Pixels вошла в состав Mediapark как самостоятельный юнит, поэтому с точки зрения технических процессов мы сохранили автономность. Большая часть работы была сосредоточена на организации бизнес-процессов для работы в рамках группы компаний.

У меня было очень много звонков с командой внутри Mediapark, чтобы понять, какие у них технические процессы, и что из этого нам стоит использовать. Мы представляли собой самостоятельную команду, но должны были состыковаться по административным и техническим моментам. Я отвечал за то, чтобы решить, какие из собственных процессов мы можем оставить, какие переделать, а какие вообще убрать.

Главный челлендж был в том, чтобы наша эффективность при объединении не снизилась, и мы продолжили отлично выполнять свои задачи. За счет того, что мы входили в группу в формате самостоятельного юнита, нам удалось сохранить многие процессы и при этом перенять некоторые принципы Mediapark. Они тоже использовали наши лучшие практики, и произошел своеобразный симбиоз. В итоге нам удалось сохранить эффективность внутри команды, но при этом довольно быстро влиться в состав Mediapark.

Какие ключевые навыки и качества, по вашему мнению, необходимы сейчас успешному CTO?

Одно из главных качеств — это first principles thinking. Это образ мышления, который позволяет лучше понять суть вещей и их устройство. Необходимо уметь спускаться с верхних уровней абстракции на нижние до четкого понимания, что и как следует делать. First principles thinking помогает найти ответ на вопрос, почему в данном случае нужно принять именно такое решение.

Следующим качеством я бы назвал любопытство — к миру и к тому, как работают вещи. Любопытство позволяет изучать предметы и явления, чтобы понять, как сделать их эффективнее и лучше.

Еще один важный навык — тяга к знаниям. Мне очень нравится всегда допускать, что я чего-то не знаю, и пытаться разобраться. Это позволяет посмотреть на знакомые вещи с новых сторон.

Следующее — это умение справляться с ответственностью и коммуникабельность. СТО должен хорошо и эффективно говорить как на языке машин, так и с людьми. Это человек, который может спуститься с уровня менеджмента на уровень технологий и транслировать рекомендации с верхних уровней на технический — и наоборот. СТО должен понимать как технологии, так и бизнес и быть своего рода проводником — человеком, который создает синергию бизнеса и технологий.

И, конечно, важны базовые фундаментальные знания. Это понимание принципов, которые, как правило, меняются раз в 40-50 лет. Ведь все основные подходы в IT уже сформированы, и на их основе каждый день создается много различных фреймворков, технологий, методов.

Лично мне нравится такой подход, как системное мышление. И я считаю, что для СТО очень важно понимать, что такое системы, как они взаимодействуют, а также уметь использовать практики и методы системной инженерии в рамках своих компаний. Их можно применять как на уровне технических процессов, так и на уровне менеджмента. Системное мышление помогает лучше принимать решения и понимать суть вещей, а также отлично подходит для развития стартапов.

Что вас вдохновило перейти от традиционной роли CTO к fractional-формату, и какие преимущества он приносит вам и самим стартапам?

Fractional-формат подразумевает, что специалист работает с компаниями не как наемный сотрудник, а периодами, выделяя блоки своего времени — например, несколько дней, неделю или месяц. Fractional-специалист отдельно оговаривает с клиентом, в какие дни и какое время он будет на связи. При этом он может заключать контракты одновременно с несколькими компаниями и разделять свое время между ними. Часто Fractional-специалисты привлекаются для проектной работы.

Такой формат показался мне очень интересным: меня всегда привлекало работать с разными людьми, использовать разные технологии и, в целом, у меня есть большая тяга к знаниям. Fractional-формат подразумевает, что я надолго не задерживаюсь в одном месте. Я работаю с людьми, помогаю им и двигаюсь к следующей точке.

Кроме этого я занимаюсь собственными проектами и разрабатываю свои стартапы. Соответственно, я хочу, чтобы у меня оставалось время на них. Такой формат помогает мне самому управлять своим временем.

Я считаю, что как предприниматель могу реализоваться лучше, чем в качестве наемного сотрудника, поэтому для меня ценно, что я сейчас уделяю своим стартапам достаточно внимания. На основе своего опыта я помогают другим предпринимателям в различных акселераторах и фондах, а также я разработал свой подход к оценке технологических стартапов.

А какую стратегию вы применяете для эффективного управления временем и приоритезацией задач при работе сразу с несколькими проектами?

Мой главный принцип в работе — это приоритизация. Я выделяю для каждого проекта недельный блок — это позволяет мне работать более сфокусировано. Например, если клиент покупает у меня две недели, я могу сразу просчитать, какой объем работ я смогу выполнить за это время, исходя из его бюджета. При этом я блокирую эти две недели для других заказов и плотно занимаюсь только задачей клиента. Это позволяет мне предоставлять наилучшее качество.

Когда я составляю план задач, то действую по матрице Эйзенхауэра — разделяю дела по важности и срочности. Самое главное — это, в первую очередь, сделать задачи, которые приносят максимально полезный эффект. Такую работу я стараюсь выполнять в первой половине дня, потому что в это время мозг готов к серьезной деятельности.

Можете рассказать о наиболее значимых успехах и вызовах, с которыми вы столкнулись, работая с различными стартапами в роли Fractional CTO и адвайзера?

Одним из таких вызовов была задача для индонезийского маркетплейса услуг Interaksi. Там есть чат, где заказчики и поставщики услуг общаются между собой, и в этой коммуникации задействованы менеджеры. Они помогают с дополнительной информацией, могут пингануть заказчика или поставщика, если они долго не отвечают. Мы решили заменить этих менеджеров на AI-агентов.

Я занимался анализом диалогов между клиентами и поставщиками услуг, используя языковые модели и приемы из машинного обучения. Под моим руководством создавались небольшие MVP по анализу диалогов с использованием АI-агентов — это особые боты, которые отслеживали контекст диалога и на основе его динамики выполняли определенные действия для повышения конверсии. Например, если по ходу диалога становилось ясно, что поставщик услуги не подходит заказчику, то бот предлагал другого поставщика. Или AI-агенты включали в диалог дополнительную информацию, которая помогала принять решение о сделке.

Сложности здесь возникли, так как в Индонезии довольно сложный язык, не похожий, например, на английский. Поэтому строить аналитику диалогов тут нужно было по-новому. Также надо было учитывать особенности менталитета и коммуникации между людьми.

Следующий вызов связан с российским сервисом по подбору психотерапевтов и психологов «vNorme». Я помогал восстановить продукт после череды неудачных запусков с разными подрядчиками. Когда я приступил к работе над продуктом, он разрабатывался уже около полутора лет с подрядчиком, который впоследствии отказался выполнять свои услуги и отдал продукт в нерабочем состоянии — с багами и проблемами.

Моя задача состояла в том, чтобы наладить коммуникацию между заказчиками и прежним подрядчиком, помочь забрать все части продукта, запустить его и найти новых подрядчиков для продолжения разработки. Мне предстояло исправить баги и настроить внешние и внутренние процессы компании. Сейчас все в порядке, мы успешно развиваем проект и расширяем команду.

Какие ключевые критерии вы используете при оценке стартапов в качестве эдвайзера? На что, по вашему мнению, должны обращать внимание начинающие фаундеры на каждом этапе развития проекта?

Один из моих методов для оценки ключевых критериев стартапов — это семь альф системной инженерии: возможности, стейкхолдеры, определение системы, воплощение системы, работа, команда и технология. Они помогают оценить самые важные аспекты развития продукта.

Я всегда стараюсь использовать системный подход, чтобы понять, как дальше работать со стартапом. Каждый из них уникален, сложно загнать его в конкретные рамки для всесторонней оценки. И подход семи альф помогает разложить по полочкам каждый аспект технической оценки.

Оценивая бизнес-составляющую, я часто использую фреймворк Lean Canvas. С его помощью можно определить ключевые метрики бизнеса, а также найти уязвимости и, на основе полученных данных, сформировать вектор развития стартапа.

Стартапам я советую обращать внимание на обратную связь от пользователей и на создание так называемого product feedback loop. Суть в том, чтобы продукт развивается быстро и оперативно на основе обратной связи от пользователей. На каком бы этапе он ни находился, всегда очень важно получать обратную связь и на основе нее производить дальнейшие итерации.

Расскажите о своём опыте менторства в международных акселераторах Founder Institute Startup Accelerator и Ultra VC. Можете ли назвать стартапы, которые, по вашему мнению, сделали наибольший прогресс благодаря вашей поддержке?

Работать со стартап-акселераторами я начал два с половиной года назад. Тогда я получил приглашение от Founder Institute Startup Accelerator. Это один из крупнейших акселераторов в мире, и в основном там участвуют стартапы на ранних стадиях. У меня уже был опыт общения с такими людьми во время работы в аутсорсе, и мне самому было интересно помогать делать классные цифровые продукты, поэтому я с удовольствием согласился.

Там я уделяю основное внимание не столько техническим аспектам, сколько бизнес-девелопменту и быстрой проверке гипотез. Например, мы ищем новые каналы продаж, думаем, как увеличить LTV, запустить маркетинг, свести юнит-экономику. Сейчас я работаю с индонезийским стартапом Tenang AI как технический адвайзер. Стартап прошел Founder Institute в Джакарте и после этого обратился ко мне.

С Ultra VC я начал работать около года назад, когда их команда обратилась ко мне за помощью уже не только в менторстве, но и в оценке и отборе стартапов. Этот акселератор привлек меня хорошей организацией процессов и очень профессиональной командой. Стартапы здесь более сильные, некоторые уже привлекли инвестиции, и круг задач немного другой — не просто запустить бизнес с нуля, а вывести его на качественно новый уровень.

В Ultra VC я работаю со стартапами, у которых есть запросы и на технические задачи. В основном беру на менторство тех, у кого есть сформированный запрос на техническую поддержку, так как моя основная экспертиза именно в этом. Кроме того, у меня есть большой опыт развития IT-бизнеса c нуля. Соответственно, я могу помогать им еще и с этой точки зрения.

Например, в рамках программы Ultra VC я работал с платформой для подготовки к интервью Duzzle — помогал готовиться к фандрайзингу, составлять питч, формировать технический вектор, выдвигать гипотезы. Это позволило сформировать текущий формат продукта — AI-ассистент, который коммуницирует с кандидатом, проводит первичное и техническое интервью, делает ассессмент и дает рекомендации.

Также недавно я подписал контракт на технический эдвайзинг со стартапом Maramora — его создатели делают продукт для различных арт-практик и методик по улучшению ментального состояния. Я работал со стартапом на протяжении второго батча в Ultra VC — мы тренировали питч, готовили питчдек, обсуждали технические вопросы по формированию продукта. Фаундер закончила программу в акселераторе, получила около $70 тыс. инвестиций и сейчас готовится к следующему раунду. Я помогаю ей с подготовкой технических вопросов и сопровождаю реализацию продукта для мобильных платформ.

Автор: Евгений Романов