Первая грузовая компания
ПГК
С 2007 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
8 800 775-16-16
8 (495) 663-01-01
Топ-менеджеры:
Бабаев Руслан Салманович
Романов Олег Вячеславович
АО «Первая грузовая компания» (ранее ПАО) - высокотехнологичная частная компания, которая оказывает услуги в сфере грузовой логистики в России и за рубежом.
Штаб-квартира компании находится в Москве. На территории Казахстана интересы ПГК представляет компания «ПГК-Центральная Азия» (данные на март 2024 г.).
Цифровизация
2022: Создание ИТ-компании ООО «ПГК Диджитал»
«Первая грузовая компания» (ПГК) создала собственную ИТ-компанию, о чем стало известно в июле 2022 года. Новое юридическое лицо железнодорожного оператора называется ООО «ПГК Диджитал». Подробнее здесь.
2020
Назначение Александра Долгова на должность замгендиректора ПГК по ИТ
Заместителем генерального директора ПГК по информационным технологиям назначен Александр Долгов. Об этом ПГК сообщила TAdviser 16 июня 2020 года. Подробнее здесь.
Алексей Агапкин назначен замгендиректора по операционной эффективности и техническому развитию
3 февраля 2020 в "Первой грузовой компании" (ПГК) введена должность заместителя генерального директора по операционной эффективности и техническому развитию. На новую позицию назначен Алексей Агапкин. Среди его ключевых задач – внедрение Производственной системы в ПГК, а также разработка и реализация стратегии содержания подвижного состава компании, в том числе за счет применения цифровых подходов в области эксплуатации и ремонта вагонов.
2019: ИТ-экосистема ПГК
Управление изменениями бизнес-процессов: «как было»
Процесс:
- моделирование процесса, 2-3 недели
- согласование регламента процесса в СЭД, 2-3 месяца
- доработка ИТ, 1-3 месяца
Источники изменений:
- результаты этапов проектов
- запросы на изменение внутри проектов
- протоколы встреч
- письма с ОК руководителя
Задачи нового процесса:
- ускорение внедрения изменений
- создание общей среды для изменений
- формирование доверия у заинтересованных лиц
- обеспечение прозрачности процесса внесения изменений
Планы на будущее:
- Больше запросов на оптимизацию процессов
- Изменение роли архитектора, фокус на нетиповые случаи
- Отдельный сценарий по SAP изменениям
- Автоматическое предоставление прав доступа при моделировании
- Расширение функции бизнеса при подаче запроса
- Увеличение вовлеченности бизнеса в моделирование процессов: доработка макросов и скриптов
2017
Интервью Вадима Урьяса TAdviser
Вадим Урьяс, назначенный в январе 2017 года заместителем гендиректора по ИТ «Первой грузовой компании» (ПГК), в интервью TAdviser рассказал о планах по разработке ИТ-стратегии, подходах к управлению ИТ и деталях масштабного проекта по переходу на платформу SAP. Читайте интервью здесь.
Вадим Урьяс сменил Сергея Шашурина в роли замгендиректора по ИТ
В январе 2017 года «Первая Грузовая Компания» сообщила о назначении Вадима Урьяса на должность заместителя генерального директора по ИТ. Здесь он курирует процессы развития информационных технологий для достижения ПГК целевых операционных показателей, а также обеспечивает безопасность, оптимизацию и оценку рисков информационной инфраструктуры компании. На этом посту Вадим Урьяс сменил Сергея Шашурина, который покинул компанию по собственному желанию в марте 2016 года.
История
2024
Назначен новый гендиректор Первой грузовой компании
В сентябре 2024 года Олег Романов назначен новым генеральным директором Первой грузовой компании (ПГК; один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России). На этом посту он сменил Руслана Бабаева, возглавлявшего ПГК с ноября 2023 года. Подробнее здесь.
ВТБ купил Первую грузовую компанию за 200 млрд рублей
5 сентября 2024 года стало известно о том, что ВТБ приобрел «Первую грузовую компанию» (ПГК) — крупнейшего железнодорожного оператора в России. Точная стоимость сделки не раскрывается, но говорится, что актив куплен исходя из оценки более 200 млрд рублей с учетом долга.
О проведении сделки рассказал председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его словам, к началу сентября 2024 года банк изучает дальнейшие стратегические варианты в отношении ПГК. Подчеркивается, что ВТБ старается «не держаться» долго в непрофильных активах.
Мы купили уже [«Первую грузовую компанию»]. У нас есть вообще принцип, мы долго в непрофильных (активах) стараемся не держаться, поэтому сейчас будем смотреть, пока она наша, управление там тоже наше. Там был кредит большой, — сказал Костин. |
По данным агентства Rollingstock Agency, по состоянию на первый квартал 2024 года парк грузовых вагонов ПГК насчитывал около 93,5 тыс. единиц. Компания предоставляет широкий спектр решений по перевозке грузов железнодорожным транспортом. В числе услуг — контейнерные перевозки, экспедирование грузов, аренда вагонов, подготовка цистерн на промывочно-пропарочных станциях, ремонт вагонов и пр.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
В структуре ВТБ развитием транспортного сегмента занимается дочернее предприятие — компания «ВТБ Лизинг». В ее арендный парк входят 12,7 тыс. грузовых вагонов и 9 тыс. полувагонов, а также фитинговые платформы, цистерны для нефтепродуктов и крытые вагоны. Как отмечает газета «Коммерсантъ», у ПГК формально низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. Говорится, что ПГК предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд рублей.[1]
Переход под управление ВТБ
7 августа 2024 года стало известно о переходе Первой грузовой компании (ПГК) под управление ВТБ, у которого уже находится вагонный парк ПГК, обеспечивающий долгосрочные обязательства ее материнской структуры.
Как передает «Коммерсантъ», в феврале 2024 года ПГК заложила 66,8 тыс. вагонов стоимостью ₽92,1 млрд. Источники издания связывают такое развитие событий с недовольством ВТБ и других кредиторов итогами сделки по приобретению ПГК. Тогда компания «Аврора Инвест», связываемая с Тимуром и Русланом Бабаевыми, выкупила ПГК у структур Владимира Лисина. Сумма сделки оценивалась примерно в ₽220 млрд.
Переход ПГК под управление ВТБ может стать первым шагом в крупном процессе консолидации на рынке железнодорожных перевозок. Некоторые собеседники издания не исключают возможности присоединения к ПГК компаний «Трансфин-М» и «Атлант».
Более того, четыре источника «Коммерсанта» сообщают о возобновлении обсуждений возможного слияния ПГК с Федеральной грузовой компанией (ФГК), подконтрольной РЖД. Это напоминает о плане «Ураган» 2015 года, предполагавшем консолидацию около 200 тыс. вагонов под единым собственником.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что смена контроля над ПГК, вероятно, связана с взаимоотношениями между покупателем и финансирующим банком, так как компания демонстрирует высокий уровень финансовой устойчивости и операционной эффективности.
Переход управления ПГК к ВТБ — хорошая для рынка новость, так как «ВТБ Лизинг» — крупнейший лизингодатель, — считает Бурмистров. Он предполагает, что банк может сменить менеджмент ПГК, возможно, уменьшить долг компании, а в дальнейшем не исключено даже проведение IPO.[2] |
2023
Назначение Руслана Бабаева гендиректором
В ноябре 2023 года новым генеральным директором Первой грузовой компании (ПГК) стал Руслан Бабаев, один из двух сыновей бывшего вице-президента РЖД Салмана Бабаева. На этом посту он сменил Сергея Каратаева. Подробнее здесь.
«Аврора Инвест» купила ПГК
В начале ноября 2023 года стало известно о смене собственника Первой грузовой компании. Одного из крупнейших операторов ж/д перевозок купила компания «Аврора Инвест».
Как пишет РБК, о продаже ПГК АО «Аврора Инвест» ее генеральный директор Сергей Каратаев объявил сотрудникам 2 ноября 2023 года. По его словам, новый собственник обязался сохранить вектор развития ПГК, которым шла компания последние пять лет, с фокусом на расширение бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах.
АО «Аврора Инвест», о котором писал в обращении Каратаев, было зарегистрировано в декабре 2022 года в Москве на улице Академика Пилюгина, 22. Этот же адрес, как отмечает РБК, указан как центральный офис «СГ-Транса». Гендиректором АО до августа была Юлия Терсаакова, затем ее на посту сменила Елена Чайковская. Терсаакова также возглавляет компанию «Вектор Рейл», которой принадлежит «СГ-Транс».
До лета 2023 года мажоритарными акционерами «СГ-Транса» были Алексей Тайчер и Сергей Смыслов — на двоих им могло принадлежать 63% компании. Но в августе стало известно, что бизнесмены планируют продать свой пакет другим владельцам компании — братьям Тимуру и Руслану Бабаевым, а также топ-менеджерам «СГ-Транса» и инвестфондам, писал «Коммерсантъ». Как объясняли источники издания, Тайчер после сделки планировал сконцентрироваться на другом своем бизнесе — компании «Трансфин-М», которая занимается лизингом подвижного состава, а также судов, автотранспорта и самолетов. «Тайчер и Смыслов больше не являются акционерами «Вектор Рейл», — заявил РБК представитель Алексея Тайчера. — Оба продали свои доли Бабаевым, менеджменту и фондам». Он также опроверг участие бизнесмена в сделке по покупке ПГК.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Ведомостями» отметил, что ПГК продана в «очень удачное» время: цены на грузовые вагоны с начала года выросли почти на 50%, арендные ставки по большинству видов вагонов динамично растут, поэтому доходы операторов будут увеличиваться.[3]
2022
Продажа 17% общероссийского парка цементовозов «Первому промышленному оператору»
«Первый промышленный оператор» выкупил у «Первой грузовой компании» (ПГК) Владимира Лисина 17% общероссийского парка цементовозов. Речь идет 4 тыс. специализированных железнодорожных вагонов по перевозке цемента (хопперов-цементовозов).
О сделке сообщило издание РБК. По данным его источника, цементовозы переданы в парк «Первого промышленного оператора» летом 2022 года вместе с сервисными контрактами по перевозке грузов для крупнейшего в России производителя цемента «Евроцемента», связанного с компанией родственника Олега Дерипаски Павла Езубова.
По данным аналитического отчета агентства Rollingstock, в начале августа в России насчитывалось в общей сложности 23,4 тыс. вагонов по перевозке цемента. ПГК продала почти пятую часть парка. В результате «Первый промышленный оператор» стал лидером на рынке с 7,5 тысячи цементовозов, отмечает издание. Сумму сделки опрошенные эксперты оценивают в диапазоне 4,5–6 млрд рублей. С учетом стоимости портфеля сервисных контрактов стоимость сделки могла составить до 10 млрд руб., полагает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. ПГК продала парк на «высоком рынке», замечает он.
Благодаря сделке с ПГК «Первый промышленный оператор» получил налаженный бизнес и устоявшиеся компетенции, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Рынок перевозок цемента он называет довольно стабильным.
Как отмечает РБК, помимо хопперов-цементовозов в парке «Первого промышленного оператора» находятся 10 тыс. полувагонов, 200 думпкаров (вагонов-самосвалов) и еще 400 хопперов других типов. Компании также принадлежит Саяногорский вагоноремонтный завод в Хакасии, который до марта 2021 года был подконтрольным UC Rusal (тоже входит в En+).[4]
Направления деятельности
Основная деятельность ПГК на март 2022г.:
- оперирование подвижным составом, предоставление вагонов в аренду
- промышленная логистика
- комплексная логистика
- экспедирование грузов
- ремонт и подготовка грузовых вагонов на промывочно-пропарочных станциях (ППС)
ПГК предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов, включая круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
Для планирования грузоперевозок и управления многотысячным вагонным парком ПГК использует предиктивные цифровые системы, созданные на основе технологий искусственного интеллекта, и другие программные решения собственной разработки.
Основные клиенты компании – металлургические предприятия и производители минеральных удобрений. Компания строит бизнес с грузоотправителями на долгосрочной основе – более 80% всех контрактов заключены на срок 5–7 лет (на март 2022г.).
Офис в Финляндии
По состоянию на март 2022 года ПГК входила во Fletcher Group Holdings Limited. На территории Финляндии интересы ПГК представляла компании Freight One Scandinavia (представительство было закрыто в 2023 г.[5]).
2021: В управлении ПГК – более 100 тыс. вагонов
- В управлении компании – более 100 тысяч вагонов
- Доля ПГК в общем парке Российской Федерации - 10%
- Около 3 000 сотрудников
- Филиалы в 14 городах России, Казахстане и совместное предприятие в Финляндии
- Выручка (за первое полугодие 2021 год по МСФО) – 40 млрд рублей.
- Чистая прибыль (за первое полугодие 2021 г. по МСФО) – 9 млрд рублей
2020: Основные направления деятельности ПГК
Основные направления деятельности ПГК на февраль 2020 года:
- оперирование подвижным составом
- предоставление вагонов в аренду
- экспедиторское обслуживание
- управление подвижным составом третьих лиц
- управление промышленной логистикой
2019
ОАО «Первая грузовая компания» - оператор железнодорожных перевозок в России. Основные услуги: перевозка грузов, экспедирование грузов, промышленная логистика.
ПГК формирует железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). По данным на июнь 2019 года, в управлении компании - более 115 тыс. грузовых вагонов разных типов.
2018
- В управлении компании – 111,4 тысяч вагонов
- Доля ПГК в общем парке Российской Федерации -10%
- 3 500 сотрудников
- Филиалы в 14 городах России, Казахстане и совместное предприятие в Финляндии
- Выручка(2018 г.) – 104,1 млрд рублей
- Чистая прибыль (2018 г.) – 26,6 млрд рублей
2016: 134,6 тыс. единиц подвижного состава
На 2016 год в управлении компании - 134,6 тысяч единиц подвижного состава, более 203 млн тонн грузов перевезено в 2016 году. 15% - доля в общем объёме перевозок по сети железных дорог России. 3600 сотрудников, филиалы в 14 городах России, филиал в Казахстане и совместное предприятие в Финляндии.
2014: Переименование «Независимой Транспортной Компании» в «Первую Грузовую Компанию»
В 2014 году ОАО «Независимая Транспортная Компания» переименовано в ОАО «Первая Грузовая Компания» (ОАО «ПГК»). В этом же году создано дочернее предприятие в Республике Казахстан – «ПГК-Центральная Азия». ПГК также стала единственным акционером вагоноремонтного предприятия (ВРП) «Грязи» в Липецкой области.
2013
- Январь 2013 г. - Международное рейтинговое агентство Standard and Poor's присвоило UCL Rail B.V. долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «BB+» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruАА+», прогноз «Стабильный».
- Январь 2013 г. - Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило UCL Rail B.V. долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «BB+» и рейтинг по национальной шкале на уровне «АА(rus)», прогноз «Позитивный».
2012: «Независимая транспортная компания» (НТК) приобрела оставшиеся 25% акций ПГК
- Январь 2012 г. - Агентство Fitch Ratings присвоило ОАО «ПГК» долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте - на уровне «B» и национальный долгосрочный рейтинг «AA(rus)».
- 1 февраля 2012 г. - В целях повышения эффективности управления подвижным составом и снижения финансовых издержек ОАО «ПГК» перешло к самостоятельному управлению парком полувагонов, переданным ранее в управление ОАО «РЖД» по условиям агентского соглашения.
- На февраль 2012 года в собственности ПГК – свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%.
- 22 июня 2012 г. - ПГК и «Опора России» подписали соглашение о сотрудничестве для развития и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.
- Июль 2012 г. - В целях обеспечения российских предприятий малого и среднего бизнеса подвижным составом ПГК распространила действие услуги публичной оферты на цистерны, платформы и полувагоны.
- Август 2012 г. - ПГК осуществила перевозку свыше 1,3 тыс. тонн строительного кирпича для восстановления жилья пострадавших от наводнения жителей г. Крымска, доставка груза была профинансирована из собственных средств компании.
- С 1 октября 2012 г. - Весь парк вагонов ООО «Независимая транспортная компания» перешел в управление ПГК.
- Декабрь 2012 г. – ООО «Независимая транспортная компания» (входит в состав UCL Rail) успешно завершило сделку по приобретению у ОАО «РЖД» 25% плюс 1 акции ПГК, консолидировав таким образом 100% акций оператора.
- Конец декабря 2012 г. - Принято решение о продаже 45,7% акций ЗАО «Русагротранс», принадлежащих ПГК, компании «Рустранском».
2011: «Независимая транспортная компания» приобрела 75% минус 2 акции ОАО «ПГК»
- 10 февраля 2011 г. - Состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ПГК», на котором был избран новый состав совета директоров компании.
- Октябрь 2011 г. - Состоялся аукцион по продаже 75% минус 2 акции ОАО «ПГК». Победителем аукциона признано ООО «Независимая транспортная компания».
- Осень 2011 г. - ОАО «ПГК» запустила услугу для малого и среднего бизнеса - заключение соглашений на перевозкугрузов на условиях договора публичной оферты.
2010: Перевезено свыше 300 млн тонн грузов
- 28 января 2010 г. - ОАО «Первая грузовая компания» вошло в состав Некоммерческого Партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава»
- 26 июля 2010 г. - Перевезено полмиллиарда т. грузов за три года работы компании
- 28 сентября 2010 г. - Fitch присвоило ОАО «Первая грузовая компания» долгосрочный рейтинг «ВВВ-»
- 4 октября 2010 г. - ПГК заняла 63 место в рейтинге ведущих российских компаний «Эксперт-400» 2010 г. по объему выручки.
- 08 октября 2010 г. - Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's присвоило ОАО «Первая грузовая компания» долгосрочный рейтинг «ВBB-», прогноз - «Стабильный»
- За 2010 год перевезено 302,3 млн тонн грузов
2009: В оперировании - 200 тыс. вагонов
- 1 января 2009 г. - ОАО «ПГК» стало членом НО «Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта»
- 1 апреля 2009 г. - В оперировании свыше 200 тысяч вагонов
- 23 апреля 2009 г. - На XXIV заседании Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД принято решение о включении в состав данной организации ОАО «Первая грузовая компания» в качестве присоединённого предприятия
- 1 июня 2009 г. - Начало эксплуатации 7 промывочно-пропарочных станций (ППС)
- 1 июля 2009 г. - В первом полугодии перевезено 103 млн т.
- 5 октября 2009 г. - ПГК заняла 87 место в рейтинге ведущих российских компаний «Эксперт-400» 2009 г.
- 14 декабря 2009 г. - Зарегистрировано совместное предприятие ОАО «Первая грузовая компания» и VR-Group - Freight One Scandinavia Ltd
- 31 декабря 2009 г. - Перевезено свыше 238 млн т. грузов
2008: В оперировании - 140 тыс. вагонов
- 1 марта 2008 г. - В оперировании 30 тысяч вагонов
- 4 марта 2008 г. - Создание филиалов в Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Челябинске
- 1 апреля 2008 г. - В оперировании 50 тысяч вагонов
- 17 апреля 2008 г. - Созданы филиалы в Москве, Владивостоке, Ярославле, Воронеже и Красноярске
- 21 апреля 2008 г. - Зарегистрировано ООО «Первая грузовая компания в Украине»
- 1 июля 2008 г. - В оперировании 100 тысяч вагонов
- 19 июля 2008 г. - Подписан договор о титульном спонсорстве с ФК «Локомотив»
- 21 сентября 2008 г. - Совет директоров принял решение об участии ОАО «ПГК» в ЗАО «Русагротранс» и ООО «ПГК-Лизинг»
- 1 октября 2008 г. - В оперировании 140 тысяч вагонов
- 13 ноября 2008 г. - ОАО «ПГК» стало членом Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП)
- 18 ноября 2008 г. - Переход к публичным тарифам
- 31 декабря 2008 г. - Перевезено 100 млн т.
2007: Создание компании
- 26 июля 2007 г. - Регистрация ОАО «ПГК»
- 26 октября 2007 г. - Заключены договоры владения и пользования грузовыми вагонами между ОАО «РЖД» и ОАО «ПГК»
- 25 ноября 2007 г. - Отобран в оперирование первый вагон
- 10 декабря 2007 г. - В оперировании 10 тысяч вагонов
- 27 декабря 2007 г. - Создание филиалов в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону
Примечания
- ↑ ВТБ приобрел ПГК исходя из оценки более 200 млрд рублей с учетом долга
- ↑ ВТБ встает под погрузку
- ↑ У Первой грузовой компании сменился владелец
- ↑ Компания Лисина продала 17% общероссийского парка цементовозов Она полностью избавилась от хопперов, цистерн и универсальных платформ
- ↑ Финский железнодорожный оператор VR ликвидировал две российские "дочки"