Концертный зал имени П. И. Чайковского

Компания

СМ. ТАКЖЕ (3)

Конечные собственники

1952

Концертный зал имени Чайковского. Фото 1948 - 1952 гг.

1940: Завершение отделки здания и открытие зала

К 1940 году уже на иной эстетической основе под руководством архитекторов Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова была завершена внутренняя и наружная отделка здания.

Но и в новой декоративной форме в сильной мере просматриваются первоначальные идеи проекта. Место предполагавшихся артистических и оркестра занял мощный орган. Бетонный колодец для механизма вращающихся кругов занял зрительский буфет, служебная световая галерея превратилась в узкий балкон. Новый фасад мощным портиком и ковровой стеной развернулся на площадь.

Сохранился овал основного пространства зала, затеянного первыми авторами во главе с Мейерхольдом. Десять рядов небольшого партера, а дальше, один за другим, поднимаются три крутых амфитеатра с общей вместимостью 1500 мест.

Концертный зал имени Чайковского. Фото 1940 - 1942 гг.

В таком виде зал был открыт 12 октября 1940 года.

1939: Здание передано Московской филармонии

В 1939 году недостроенное здание театра Мейерхольда передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского.

Наземный вестибюль станции метро «Маяковская» и реконструируемое здание Государственного театра им. Вс. Мейерхольда на улице Горького. Москва. 1938-1939 гг. Главархив Москвы.

В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала), расстрелян.

1938: Остановка строительства в связи ликвидацией Театра Мейерхольда и открытие станции метро «Маяковская»

К 1937 году почти полностью был возведён каркас здания, но в январе 1938 года строительство остановили в связи с приказом о ликвидации Театра имени Мейерхольда.

В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская». Авторы проектов станции — архитектор А. Н. Душкин, инженер-конструктор Р. А. Шейнфайн, вестибюля — архитекторы Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев.

1933: Продолжение строительства и конкурс на фасад здания театра

К 1933 году удалось построить самое основное: внутри старых стен возник огромный железобетонный эллиптический зал, в бетоне были сооружены ступени большого амфитеатра, сделаны игровая площадка с двумя кругами и трюм. Зал был перекрыт, устроены фонари верхнего света, построены фойе и лестницы. По задней стене зала были сделаны два этажа полуколец артистических и уборных. В том же году объявляется архитектурный конкурс на фасад Театра имени Мейерхольда. Дальнейшая работа была передана архитектору А. Щусеву, а затем — Д. Чечулину и К. Орлову.

Нереализованные проекты Театра Мейерхольда

В то время стилистическая направленность советской архитектуры развернулась от конструктивизма в сторону классических форм. Щусев предлагал возвести прямоугольную башню с элементами ар-деко на углу здания и декорировать фасад ромбовидным орнаментом. Именно на этот вариант позднее опирался Чечулин, которому поручили исполнение итогового проектирования.

Согласно проекту Щусева башню "стеклянного небоскреба" должна была увенчать статуя "агитатора, горлана, главаря...".

Один из проектов здания был отмечен в советских филателистических материалах (1937)

1932: Театр имени Мейерхольда переезжает в здание современного Драмтеатра имени Марии Ермоловой

В 1932-м Театр имени Мейерхольда переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой.

Один из первоначальных, к счастью нереализованных, проектов театра Мейерхольда на Триумфальной площади, 1932 г

1930: Проект перестройки здания

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве.

Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархиным. Проект 1930 года включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Анисимов пишет: "Здесь все было необычно. Мейерхольд пытался материализовать в этом сооружении находки многих постановок. Сцена и зал образовывали единое пространство, вписанное в гигантский эллипс. Не было портала, оркестровой ямы и рампы. Сцена вытянутым "языком" вливалась в середину зала. На ней — два подъемно-опускных круга: малый, на месте которого сейчас партер Концертного зала им. П. И. Чайковского, и большой — на месте существующей сцены. Эти вращающиеся и подвижные по вертикали барабаны могли образовывать гибкие постановочные площадки. Артистические имели выход прямо на сцену через проемы, повторяя известную декорацию к постановке Мейерхольда "Ревизор". Над ними на балконе за сценической площадкой неожиданно было найдено место для оркестра. Зрительские места крутым амфитеатром поднимались от центра к границам эллипса. Мейерхольд мечтал о раздвигающемся потолке в зале, но в те годы было трудно осуществить столь сложную механику, и в натуре был сделан лишь весьма интересный стеклянный потолок, обеспечивавший верхнее дневное освещение".

Рассказывают, что Мейерхольд хотел, чтобы на фронтоне нового здания театра были высечены слова Пушкина: "Дух века требует важных перемен и на сцене драматической". А М. Садовский вспоминал - "Предполагалось, что фасад здания будут украшать большие картины, выполненные мозаикой, изображающие отдельные сцены из спектаклей ГосТИМа".

Угол улицы Горького и площади предполагалось акцентировать так называемой «творческой башней», в которой разместились бы лаборатории для работы создателей спектакля: режиссеров, художников, конструкторов, композиторов.

К. Рудницкий в статье "Крушение театра" писал: "После трагической гибели Маяковского многие его друзья хотели, чтобы урна с прахом поэта была замурована в стену нового театра Мейерхольда".

В 1931 году был представлен второй вариант, более радикальный, где новое здание считалось только с габаритами участка.

1927

Триумфальная площадь. Фото 1925-1927 гг.

1922: Здание передано Театру Мейерхольда

В начале XX века на месте концертного зала находился театр «Буфф-миниатюр», затем ― театр лёгкого жанра «Зон». В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте современного Театра сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-холл.

После революции в 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие.

1920: Всеволод Мейерхольд создаёт «Театр РСФСР-1»

Театр «Театр РСФСР-1» был создан Всеволодом Мейерхольдом в Москве в 1920-ом году (Театр имени Мейерхольда с 1923 года).