Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Чёрного моря. Протяжённость нефтепровода — 1510 км.
Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.
Акционерами совместного предприятия являются компания «Роснефть», через совместное предприятие «Роснефть Шелл Каспиэн Венчурс Лтд.» (ОАО «НК «Роснефть» владеет 51% акций) и компания Shell (49% акций).
История
2022: Приостановка деятельности из-за экологических нарушений с блокировкой поставок казахской нефти в Европу
В начале июля 2022 г районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток после обнаружения экологических нарушений, компания обжалует это решение.
Прелесть этого шага с точки зрения России заключается в том, что поток, который будет сокращен, - это не российская нефть, которую можно перенаправить в другое место, а нефть из соседнего Казахстана. Почти 1,5 миллиона баррелей в день поставок нефти могут быть сняты с и без того напряженного рынка практически без затрат для России.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Президент Казахстана Токаев выступил за диверсификацию поставок казахстанской нефти, приоритетным направлением он назвал Транскаспийский маршрут, который обходит Россию. Токаев призвал американских инвесторов Тенгизского проекта (Chevron и ExxonMobil) помочь с этим.
Значительная доля нефти (около 50-60% на ноябрь 2022 г), которая загружается в порту Новороссийска, является не российской, а казахстанской, транспортируется в Черное море по трубопроводной системе "Транснефти" и загружается на танкеры с выделенного терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).