2010/05/23 00:09:14
ИТ-консультант
Хорошего ИТ-консультанта отличает целый набор факторов — личностные качества, мотивы, профессиональный опыт, знания и навыки, поведенческие характеристики, определяемые целью, заданностью ситуации и должностью. Все это в совокупности и составляет компетенции.
ИТ-консультант должен быть специалистом в своей области — будь то программирование, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение ИС или разработка ИТ-стратегии. Профессиональные знания и навыки остаются основными требованиями, определяющими эффективность его работы. Требования к профессиональным знаниям и навыкам формулируются для определенной должности и включают опыт и стаж работы, образование, специальные условия и т. д. Зачастую они определяются для участников проектной команды в зависимости от конкретного проекта и решаемой задачи.
Базовые компетенции являются дополнительными требованиями в части оценки ИТ-консультанта. Практика показывает, что от ИТ-консультантов требуется большая стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в новых ситуациях, готовность к командировкам, способность много общаться с самыми разными людьми и ряд других необходимых качеств.
Еще одна особенность ИТ-специалистов — постоянное повышение своего профессионального уровня. Во многом это связано с тем, что сфера ИТ чрезвычайно динамична: многочисленные и быстрые изменения обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту, как мало кому другому, необходимы регулярное дополнительное обучение, изучение публикаций и самообразование. Все это должно быть частью его основных обязанностей независимо от специализации, направления деятельности или занимаемого положения.
Базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке:
Компетенция
| Как проявляется
|
Клиенториентированность
|
- Искренняя заинтересованность в решении проблем клиентов, способность к эмпатии.
- Заинтересованность в потребностях клиента.
- Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем.
|
Ориентированность на результат
|
- В меру развитое стремление быть непревзойденным специалистом в своей области.
- Ориентированность на конечный результат.
- Способность четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
- Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать неоптимальное решение.
|
Желание помочь, оказать положительное влияние
|
- Умение работать в команде.
- Желание повысить профессиональный уровень, и собственный, и своих коллег.
- Искреннее желание способствовать решению проблем каждого клиента.
- Генерирование идей по улучшению бизнес-процессов и организационной структуры как предприятий-клиентов, так и собственной компании.
|
Этичность
|
- Стремление принять максимально правильное с этической точки зрения решение.
- Прямой, открытый и честный стиль поведения.
- Открыто говорит о возникающих сложностях и рисках проекта.
- Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта.
- Предотвращает попытки внести в ходе проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
|
Сила воли, внимание к деталям и предупредительность
|
- Не отказывается от поставленных целей.
- Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач.
- Концентрируется на имеющихся в проекте сложностях и на запросах клиентов.
- Активно сотрудничает с представителями своего и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
- Должным образом готовится к встречам с клиентами.
|
Системное мышление
|
- Имеет живой ум и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях.
- Характеризуется гибкостью и подвижностью психики.
- Способен осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии.
- Задает систематизированные, позволяющие исследовать ситуацию вопросы.
|
Ответственность
|
- Всегда выполняет обязательства.
- Берется за решение сложных задач.
|
Уверенность в себе
|
- Не демонстративная и в то же время очевидная уверенность в себе, вызывающая доверие. Способность самостоятельно строить свое будущее.
- Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
- Не теряет уверенности в себе, когда кто-либо подвергает сомнению его способности или компетентность.
|
Оптимизм
|
- Уверенность в успехе проекта.
- Позитивное отношение к жизни.
|
Коммуникабельность
|
- Способность много общаться с самыми разными людьми.
- Умение задавать открытые вопросы, выяснять требования клиентов, предлагать соответствующие решения и демонстрировать экспертную позицию.
- Способность эффективно обмениваться информацией, обеспечить «обратную связь» с собеседником.
- Способность влиться в рабочие отношения внутри проектной команды.
- Способность конструктивно разрешать конфликты.
|
Исполнительность
|
- Качественно и в установленные сроки выполняет поставленные задачи.
|
Стрессоустойчивость
|
- Способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях.
- Способность принимать взвешенные решения даже в тех случаях, когда «все в панике и не знают, что делать».
- Способность выдерживать высокий рабочий темп.
|
Инициативность
|
- Определение новых возможностей и их использование.
- Творческий подход к работе, умение находить интересные, нестандартные решения.
|
В качестве критериев оценки ИТ-консультанта необходимо использовать не только профессиональные навыки, но и личностное соответствие. Очень важно, чтобы человек был частью команды и стремился не только получать собственную выгоду, но и развивать бизнес компании, в которой он работает, повышать результативность общего труда. Задача в том, чтобы найти «своего» специалиста, правильно определив его компетенции.Объём данных Казначейства прирастает на 22-25% ежегодно. Как развивается экосистема сервисов датацентричного ведомства 40.7 т
Елена Нижникова
CRN