Отрасли: | Государственные и социальные структуры, Информационная безопасность |
Технологии: | Информатизация госфункций, Системы видеонаблюдения, Ситуационные центры |
Условное название класса продуктов, внедряемых в рамках реализации
концепции "Безопасный город".
Таким образом, комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта РФ должна представлять собой интегрированную автоматизированную информационно-управляющую систему, включающую в себя совокупность взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Федерации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Центральными компонентами информационно-коммуникационной инфраструктуры КСОБЖН будут являться «Региональный интеграционный центр обработки данных» (РИЦОД) и «Региональная цифровая платформа» (РЦП), обеспечивающие консолидацию информационных ресурсов и автоматизированное взаимодействие региональных автоматизированных систем, АПК «Безопасный город», а также тех муниципальных и объектовых систем, которые на местном уровне не интегрированы в АПК «Безопасный город».
Как работает "Ростелеком"
2020: Системы видеонаблюдения в местах массового пребывания людей подключат к АПК «Безопасный город»
Системы видеонаблюдения в местах массового пребывания людей подключат к АПК «Безопасный город». Об этом стало известно 4 августа 2020 года. Подробнее здесь.
2019: «Ростелеком» стал меньше нуждаться в субподрядчиках в проектах умного и безопасного города
Стратегия «Ростелекома» в области умных и безопасных городов предусматривает меньшее привлечение субподряда в пользу расширения собственной компетенции внутри компании. Об этом в марте 2019 года рассказал TAdviser первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко.
Мы видим, что это перспективные рынки и понимаем, что те компетенции, которые у нас уже сейчас есть, позволяют нам претендовать в них на бОльшую часть маржинальности. И это проекты не разовые, а требующие дальнейшего обслуживания, модернизации, поэтому мы стали двигаться в сервисную модель, - сказал Кириенко. |
«Умный город» - это активное развитие городской инфраструктуры, повышение эффективности управления и безопасности, отметил представитель «Ростелекома». В свое время, когда возникали комплексные технологические проекты, для их реализации «Ростелеком» собирал группы компаний, которые могли их совместно реализовать. Но по мере их выполнения и накопления экспертизы «Ростелеком» стал делать больший акцент на собственные ресурсы в направлениях, которые считает ключевыми, говорит он.
Например, многие проекты в части безопасных городов, включающие установку камер фото- и видеонаблюдения, систем «гражданин-полиция», систем оповещения уже полностью выполняются «Ростелекомом» с последующим обслуживанием, - говорит Кириенко. – То есть, мы нарабатываем технологическую экспертизу, и если считаем, что для нас это комплементарно, то сами это выполняем. |
Представитель «Ростелекома» уточнил, что речь не идет обо всем и сразу: компания выбирает ключевые для себя направления в области безопасности, комфорта в городе, повышения эффективности управления, и именно по ним растит собственную экспертизу. В общей сложности выделено более 20 таких направлений, добавил Владимир Кириенко. Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
В первую очередь, в приоритете проекты видеонаблюдения и связанные с построением АПК «Безопасный город», уточнили в компании. Но ведется работа по усилению собственных компетенций и по другим направлениям. В части видеонаблюдения, в частности, «Ростелеком» определил для себя ключевой компетенцией, в том числе, и софт. Поэтому в 2018 году «Ростелеком» приобрел ИТ-компанию «Нетрис», поясняет Владимир Кириенко.
В 2014-2017 гг. в проекты по видеонаблюдению и «Безопасному городу» «Ростелеком» нередко привлекал, например компанию «Техносерв». В числе других крупных компаний-субподрядчиков по этим направлениям в тот же период помимо «Техносерва» были также AT Consulting и «Энвижн Груп».
«Умные города» - одно из ключевых направлений в рамках новой бизнес-стратегии «Ростелекома», реализация которой началась в 2018 году. Стратегия предполагает трансформацию компании в провайдера цифровых решений и сервисов для государства, бизнеса и граждан.
Прирост выручки «Ростелекома» от проектов «умного города», в частности, в 2018 году составил 46%. Компания заработала на них 23,2 млрд рублей из 320,2 млрд рублей совокупного годового оборота. Доходы от сервисов информационной безопасности в 2018 году выросли в четыре раза.
При этом «Ростелеком», как и ранее, продолжает сотрудничать с производителями оборудования и программного обеспечения, уточнил Владимир Кириенко. Компанию в первую очередь интересуют партнеры, которые дополняют «Ростелеком» в рамках комплексных проектов.
В пример такого партнера Владимир Кириенко приводит «Ростех», совместно с которой «Ростелеком» участвует во многих проектах. А с точки зрения поставки решений весогабаритного контроля, фото- и видеофиксации «Ростелеком», по его словам, сотрудничает с поставщиками всех отечественных решений. В этой сфере, по оценкам Кириенко, на уровне ядра системы – программно-аппаратных комплексов, не менее 50% используемых решений являются отечественными.
2018: Провал проекта в Новгородской области
О практике работы основного подрядчика по внедрению "Безопасного города" можно судить из примера, изложенного в статье Практика госИТ: как «Ростелеком» пролоббировал, подготовил и выиграл огромный тендер
История
2024
В России треть камер «Безопасного города» подключены к системе распознавания лиц
По состоянию на март 2024 года в России каждая третья камера видеонаблюдения из более 1 млн установленных в рамках «Безопасного города» подключена к системе распознавания лиц. А все камеры, которые установлены на дорогах, автоматически распознают номера транспортных средств. Об этом 13 марта 2024-го сообщило Минцифры РФ.
Как отмечает глава Минцифры Максут Шадаев, установленные в России камеры наблюдения следят за безопасностью в местах проживания, в общественных местах, на объектах транспорта и на дорогах. При этом возможности технологий видеонаблюдения расширяются: внедряются системы контроля содержания объектов благоустройства, чистоты улиц и своевременности вывоза мусора.
По словам Шадаева, Москва является безусловным лидером по видеонаблюдению. С момента развития системы «Безопасный город» в столице количество зарегистрированных преступлений на улицах уменьшилось в два раза, число зафиксированных угонов автомобилей сократилось в 10 раз, а раскрываемость тех преступлений, которые продолжают совершаться, выросла в два раза.
В ноябре 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что качество распознавания лиц и транспортных средств системами фото- и видеофиксации в российской столице достигло 99,8%. Городская система видеонаблюдения вносит решающий вклад в профилактику правонарушений и снижение уровня преступности. В нее входят около 230 тыс. видеокамер, установленных на объектах городской инфраструктуры. На платформе с 2020 года работает система видеоаналитики с использованием технологии распознавания лиц. С ее помощью было установлено более 26 тыс. человек, находящихся в розыске. За 13 лет (к началу 2024-го) общее количество квартирных краж в столице сократилось в 35 раз, разбоев — в 10 раз, грабежей — в 14 раз. Число преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось в 2,7 раза.[1]
«Национальный центр информатизации» пытается через суд взыскать с МЧС деньги за разработку АПК «Безопасный город»
20 февраля 2024 года стало известно о том, что Арбитражный суд Москвы снова рассмотрит иск «Национального центра информатизации» (НЦИ; входит в госкорпорацию «Ростех») к МЧС. Речь идет о разбирательстве, связанном с научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой (НИОКР) в рамках создания аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Договор на выполнение НИОКР заключен между НЦИ и ФКУ «Центральная база измерительной техники МЧС» в октябре 2020 года. В декабре 2022-го был подписан акт сдачи-приемки научно-технической продукции по заключительному пятому этапу проекта. Но оплачивать эти работы стоимостью 45,5 млн рублей МЧС отказалось, сославшись на инициированную министерством экспертизу. Ее, по версии НЦИ, провели с нарушением требования законодательства в части организации закупок (44-ФЗ).
Как сообщает газета «Коммерсантъ», Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск НЦИ, обязав МЧС выплатить указанную сумму. Решение поддержал 9-й апелляционный суд, однако кассационная инстанция отменила постановление в связи с «необходимостью проведения судебной экспертизы». В итоге, столичный арбитраж повторно приступает к рассмотрению материалов дела.
Между тем главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) в рамках проекта «Безопасный город» возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в отношении «неустановленных лиц». Причем в данном случае потерпевшей стороной значится МЧС. Расследованию предшествовала проверка законности расходования бюджетных средств, проведенная Главной военной прокуратурой по инициативе назначенного летом 2022 года на должность советника главы МЧС Даниила Мартынова. Фигурантов в уголовном деле по состоянию на 20 февраля 2024 года нет, а ущерб заявлен на полную стоимость контракта — более 670 млн рублей.[2]
2023: Военная прокуратура выявила хищение почти всех денег, выделенных на НИОКР при создании системы умных камер в России
В конце ноября 2023 года стало известно о том, что Главная военная прокуратура (ГВП) выявила признаки мошенничества в особо крупном размере при расходовании бюджетных средств инициативы «Безопасный город». Речь идет о создании системы умных камер в России.
Как сообщает РБК, махинации связаны с осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках проекта «Разработка единых стандартов, функциональных, технических требований и прогнозно-аналитических решений аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Материалы проверки отдел надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции ГВП направил в Военно-следственное управление Следственного комитета по Москве.
НИОКР — первый этап программы по модернизации «Безопасного города»: речь идет о разработке новых технических и правовых стандартов, включая регулирующий проект федерального закона. Головным исполнителем является Национальный центр информатизации (НЦИ) государственной корпорации «Ростех», выигравший тендер на сумму в 670 млн рублей в 2020 году. Заказчиком выступило МЧС. Предполагается, что новые стандарты, созданные в рамках НИОКР, позволят «обеспечить интеграцию существующих в регионах систем безопасности и создать четкие критерии для построения будущих».
Отмечается, что прокурорская проверка была начата в сентябре 2022-го по обращению советника министра по чрезвычайным ситуациям Даниила Мартынова. Следователь по особо важным делам Никита Никитин опросил в рамках дела ряд сотрудников НЦИ и МЧС. После обращения Мартынова со стороны МЧС поступил отказ переводить деньги НЦИ за финальный акт выполненных работ. В декабре 2022 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщал в письме министру МЧС Александру Куренкову о возникшей у ведомства задолженности в размере 171,3 млн рублей.
Общая сумма возможного ущерба может достигать 620 млн рублей. То есть, могло произойти хищение почти всех денег, выделенных на НИОКР. По итогам анализа полученных материалов в Следственном комитете будет принято решение о возбуждении уголовного дела о мошенничестве либо об отказе.[3]
2022
МЧС меняет куратора системы «Безопасный город»
23 сентября 2022 года стало известно о передаче замглавы МЧС Виктору Яцуценко полномочий по курированию проекта «Безопасный город», в рамках которого развиваются системы мониторинга работоспособности структур обеспечения жизнедеятельности (коммунальная и городская инфраструктура), транспортной инфраструктуры и дорожного движения, экологической обстановки и общественной безопасности. Прежде за работы по построению и развитию этого аппаратно-программного комплекса отвечал первый заместитель главы МЧС Александр Чуприян. Подробнее здесь.
Приграничные с Украиной области запросили субсидии на систему «Безопасный город». Расходы оценены в 13,7 млрд рублей
15 сентября 2022 года появилась информация о том, что приграничные с Украиной области запросили субсидии на внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Как пишет РБК, письма с просьбой выделить дополнительные средства из федерального бюджета вице-премьеру — министру промышленности и торговли Денису Мантурову направили губернаторы Курской, Брянской, Белгородской и Ростовской областей. То же самое сделали власти ДНР и ЛНР, а четыре других приграничных региона — Крым, Севастополь, Воронежская область и Краснодарский край — обратятся к Мантурову позже, рассказал изданию информированный источник.
Губернатор Курской области Роман Старовойт попросил выделить на внедрение «Безопасного города» 1,5 млрд рублей. По оценкам губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, региону необходимо 1,75 млрд рублей. Источники РБК не сообщили, какие суммы запросили другие регионы. По данным издания, на все муниципалитеты восьми регионов нужно потратить около 13,7 млрд рублей. в течение двух лет.
По информации издания, межведомственная комиссия обсуждала выделение субсидий на «Безопасный город» в два этапа. При этом губернаторы запросили выделить эти средства напрямую из федерального бюджета. Глава Белгородской области убежден, что внедрение «Безопасного города» позволит обеспечить «соответствующий режим работы органов госвласти регионального и муниципального уровней» на фоне спецоперации на территории Украины.
К середине сентября 2022 года система «Безопасный город» частично реализована в десяти регионах, в том числе в Курской области. АПК «Безопасный город» собирает и обрабатывает данные о чрезвычайных ситуациях, поступающих из разных систем мониторинга, в том числе с камер видеонаблюдения, сенсоров, газоанализаторов и др. Всего в состав АПК должно войти около 150 систем, которые сгруппированы в четыре блока.[4]
МЧС оценило в 15 млрд рублей развертывание ИТ-системы «Безопасный город» на границе с Украиной
20 июня 2022 года стало известно о том, что Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ оценило в 15 млрд рублей развертывание ИТ-системы «Безопасный город» на границе с Украиной. Речь идет о Краснодарском крае, Крыме и Севастополе, Воронежской и Белгородской областях.
О том, что МЧС планирует запросить 15 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию проекта в этих регионах, «Коммерсанту» рассказали информированные источники. Один из них сообщил, что в условиях «проведения специальной операции на Украине» внедрение «Безопасного города» стало «чрезвычайно актуальной задачей», в том числе с учетом «кратно увеличившихся угроз диверсионных атак на объекты гражданской инфраструктуры».
Проект планируется развернуть за 1,5 года в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, а также Воронежской и Белгородской областях. В этих регионах планируется внедрить систему, объединяющую специальный софт, промышленные датчики движения, камеры видеонаблюдения с аналитикой и мониторинг экологического состояния.
По словам источников издания, ключевой элемент системы — видеоаналитика с различными сценариями, однако большая часть из них еще разрабатывается. Собеседник издания, знакомый с ходом внедрения системы в регионах, отметил, что проект может поднять уровень безопасности в областях, потому что это будет рост с низкой базы.
Сейчас там невысокие стартовые показатели, технологии внедрены в минимальном объеме, - пояснил источник газеты. |
Директор центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам «Т1 Интеграции» Игорь Афонин добавил, что система не является гарантией предотвращения терактов и угроз: она только предоставляет часть нужной информации уполномоченным службам. [5]
2021
МВД раскритиковало проект МЧС об ИТ-системе «Безопасный город» за ₽97 млрд
МВД раскритиковало проект МЧС об ИТ-системе «Безопасный город», стоимость которой оценивается более чем в 97 млрд рублей. Об этом стало известно 25 ноября 2021 года.
Один из пунктов законопроекта касается создания оператора системы — публично-правовой компании (ППК) «Безопасный город», которая будет обеспечивать построение и работу единой системы. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо бывшего замглавы МВД Аркадия Гостева в МЧС, контроль МЧС за расходованием средств на внедрение информационных систем «может привести к осуществлению контроля со стороны ППК «Безопасный город» за деятельностью исполнительных органов власти в целом и МВД в частности».
По данным источника издания, знакомого с ходом разработки проекта, в МВД опасаются, что, если ППК наделят контролирующей функцией, она станет монопольным поставщиком решений и оборудования для «Безопасного города» во всех регионах.
Источник газеты в МЧС говорит, что «позиция МВД не совсем ясна». Дело в том, что публично-правовая компания будет выступать не в роли контрольно-надзорного органа, а в роли центра компетенций, проще говоря, аудитора, пояснил он.
То есть если она обнаружит нарушения или недочеты при закупках или внедрении систем городской безопасности, то сообщит об этом в уполномоченные органы, прокуратуру или Следственный комитет, — сказал собеседник «Коммерсанта». |
Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн в разговоре с изданием назвал «объективным плюсом» создание ППК — появление внешнего регулятора, который сможет оказывать влияние на всех участников процесса и контролировать ход реализации проекта в масштабах всей страны. По словам Хинштейна, с учетом всех необходимых правок МЧС вряд ли успеет внести законопроект на рассмотрение Госдумы до конца осенней сессии.[6]
МЧС внедряет в ИТ-систему «Безопасный город» технологию контроля за эпидемиями в городах
В начале октября 2021 года стало известно о решении МЧС внедрить в ИТ-систему «Безопасный город» технологию контроля за эпидемиями в населенных пунктах. О нововведении, связанном с обработкой больших массивов данных, министерство рассказало «Коммерсанту».
Для отслеживания возникновения эпидемий в городах будут использоваться прогнозно-аналитические модели. Они, как ожидается, смогут прогнозировать вероятность возникновения эпидемии вирусов гриппа, парагриппа, коронавирусов, аденовирусов, риновирусов и вирусов гриппа А (H5N1), а также динамику их распространения, рассказал изданию собеседник, близкий к МЧС.
По его словам, при построении аналитических моделей система будет учитывать широкий массив данных: специфику категорий населения и типов местности, а также прогнозируемые параметры по скорости заражения, выздоровления, количество заболевших, госпитализированных и смертность. Но проблемой при запуске системы остается процесс сбора данных.
Все хранится в разных форматах, видах и ведомствах, — отмечает собеседник. |
По словам директора центра стратегического развития компании «Ланит-Интеграция» Павла Сварника, модели рогнозирования развития пандемии очень нужны, однако распространение вируса связано с плотностью населения в определенной локации, особенностями взаимодействия людей в местах массового скопления и общим иммунитетом. Из-за быстрых изменений этих параметров в зависимости от тех или иных факторов получать актуальные значения в определенный момент времени не так просто, пояснил он.
ИТ-директор директор Международного медицинского кластера Роман Габайдуллин допускает, что такую задачу можно решить, однако, по его словам, нужны данные с абонентских устройств, которые мониторят заболевших и контактировавших с ними. [7]
Прокуратура проверит внедрение системы «Безопасный город» в регионах
8 сентября 2021 года стало известно о том, что прокуратура по поручению Совета безопасности РФ проверит внедрение системы аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» в регионах.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ходом подготовки к заседанию межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по общественной безопасности, полпредам в федеральных округах будет поручено рекомендовать субъектам «предусматривать в бюджетах на 2022 год средства на создание, эксплуатацию и развитие АПК», а прокуратуре — до июля 2022-го провести проверки в части законности расходования средств на внедрение элементов «Безопасного города».
По словам собеседника издания, Совбез не доволен темпами и качеством внедрения элементов АПК. Регионы строят разрозненные, неэффективные и в некоторых случаях неработающие системы, которые к тому же не интегрированы. Кроме того, зафиксированы случаи, когда их внедряют компании, аффилированные с местными администрациями, сообщил он.
Местные власти готовят отчеты, но недавняя выборочная ревизия показала, что они необъективны. Проверка прокуратуры будет подробной ревизией, — рассказал газете информатор. |
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты подтвердили существование нескольких проблем в развитии «Безопасного города». Гендиректор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский говорит, что в каждом субъекте свои модели угроз, связанные с географическими особенностями, которые необходимо учитывать: где-то есть риск подтопления, а где-то — пожароопасность. В каких-то регионах видеобиометрия стала стандартом, а в других — эти проекты не прошли даже пилотные стадии, добавил он. В компании ОТР считают, что в текущих реалиях построения АПК «Безопасный город» в регионах создание ГИС не встретит таких проблем, как еще 10 лет назад.[8]
Опасные производства в России хотят подключить к системе «Безопасный город»
21 июля 2021 года стало известно о планах правительства обязать заводы устанавливать на своих заводах оборудование, которое будет передавать показания в систему «Безопасный город». Речь идет о камерах, датчиках, устройствах пожарной безопасности, газоанализаторах и др.
Нововведение планируется для предприятий, аварии на которых могут причинить ущерб не только сотрудникам, но и находящимся поблизости жителям и организациям, а также экологии. Среди таких — нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие производства, предприятия химической, металлургической и лакокрасочной промышленности. По данным Ростехнадзора, к июлю 2021 года в России насчитывается около 176 тыс. подобных объектов.
В правительстве решили, что оборудование, которое будут покупать компании, должно быть российским. В Министерстве промышленности и торговли полагают, что это будет стимулировать спрос на отечественную микроэлектронику.
Собеседник газеты отметил, что установка датчиков на объектах позволит сократить число очных проверок. Это поможет снизить коррупционную составляющую, считает он.
Отечественные производители способны удовлетворить спрос только частично, считает руководитель направления аналитики Softline Юрий Цой.
По производственным датчикам вибраций, давления, газоанализа, температуры, радиации и влажности российские производители могут вполне конкурировать с зарубежными, такими как Bosch, Siemens и Honeywell, — признал он. |
По отдельным направлениям отсутствует научно-исследовательский задел, добавляет эксперт. Речь, по его словам, идет о бионических датчиках, средствах прототипирования электронных систем и другом оборудовании.
В Ростехнадзоре рассказали газете, что ведомство ранее уже запустило в экспериментальном режиме систему мониторинга опасных производственных объектов, в которой принимает участие 15 крупных компаний.[9]
Для запуска ИТ-проекта «Безопасный город» в регионах потребуется 1 трлн устройств
Согласно предварительному бизнес-плану проекта аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», для его запуска в регионах до 2030 года потребуется около 1 трлн устройств, в том числе измерительных приборов, датчиков и камер видеонаблюдения. Об этом стало известно 7 июня 2021 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ, состав функций и систем «Безопасного города» расширен с видеонаблюдения и фотовидеофиксации до порядка 150 систем, которые охватывают все области общественной безопасности и правопорядка. Для разработки и производства устройств будет создана автономная некоммерческая организация (АНО). Ее участники смогут претендовать на субсидии.
По словам нескольких источников газеты, близких к проекту, каждое из предприятий, которое войдет в АНО, будет отвечать за свой сегмент: связь, выпуск серверов и систем хранения данных (СХД), разработка и выпуск электронно-компонентной базы (ЭКБ), подготовка софта.
В Минпромторге сообщили изданию, что инициатива о разработке и реализации проекта идет от «представителей отрасли», а сам «Безопасный город» «поможет обеспечить новые объемы производства для отечественной радиоэлектронной промышленности».
За поставки оборудования и создание инфраструктуры связи будут отвечать «Ростех» и «Ростелеком». Производством серверов, СХД и процессоров власти хотят загрузить компании, которые консолидирует совладелец ГК Astra Linux Денис Фролов, говорят информаторы «Коммерсанта».
Исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский при этом считает АНО неочевидным инструментом поддержки производителей.
Если предположить, что участники консорциума получат приоритет при распределении субсидий, потребуется вносить изменения в критерии отбора проектов, которые закреплены постановлением правительства, — сказал он.[10] |
«ВЭБ.РФ» профинансирует ИТ-проект «Безопасный город» стоимостью 97 млрд рублей
1 июня 2021 года стало известно разработанной ВЭБ.РФ, «Ростехом» и «Ростелекомом» схеме финансирования запуска в регионах аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», общая стоимость которого оценивается в 97 млрд рублей.
Как пишет «Коммерсантъ», участники партнёрства договорились, что ВЭБ.РФ выделит до 3 млрд рублей на внедрение системы по всей России, «Ростех» будет отвечать за оборудование для АПК (датчики, контроллеры, оборудование для видеофиксации), а «Ростелеком» — за программную часть и связь. Предполагается, что средства на реализацию проекта будут выделены в рамках концессионных соглашений либо контрактов жизненного цикла.
В «Ростехе» подтвердили газете, что к началу июня 2021 года проект находится в проработке, но отказались раскрыть его детали. В ВЭБ.РФ сообщили, что проекты по направлению «Безопасный и умный город» «находятся в начальной стадии проработки». В «Ростелекоме» отметили, что у многих регионов нет собственных средств на реализацию крупных цифровых инфраструктурных проектов, а участие институтов развития может придать дополнительный импульс цифровизации.
По данным издания The Bell, ранее регионы не были заинтересованы в развитии систем видеофиксации «Безопасный город» из-за нехватки средств и отсутствия санкций за отказ эксплуатировать такой аппаратно-программный комплекс.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что основной проблемой, которая тормозит запуск «Безопасного города», остается отсутствие у регионов бюджета на цифровизацию.
Автоматизация управления городской инфраструктурой и ее безопасность — это важные задачи. Но для многих субъектов федерации она не является приоритетной, — отмечает директор по развитию веб-технологий Artezio Сергей Матусевич. |
В МВД признавали существование ряда проблем, связанных с разрозненностью собираемых данных.[11]
Правительство ускоряет внедрение системы «Безопасный город» после стрельбы в казанской школе
24 мая 2021 года стало известно о намерениях Правительства РФ ускорить внедрение системы «Безопасный город», которая должна обеспечить транспортную и экологическую безопасность, а также безопасность населения.
Как сообщает РБК, законопроект «О единой системе «Безопасный город», разработанный в Институте законодательства и сравнительного правового анализа при правительстве, направлен на согласование в профильные ведомства. В июне 2021 года его планируется внести в Госдуму.
По информации издания, 13 мая 2021 года прошло заседание межведомственной комиссии, на которой обсуждалась стрельба в казанской школе. Выяснилось, что уличные камеры зафиксировали Ильназа Галявиева, идущего по улице с оружием, но не смогли предупредить об этом силовиков, так как не были подключены к системе искусственного интеллекта. По итогам заседания было принято решение ускорить принятие федерального закона о «Безопасном городе».
Эта система должна будет координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления и организаций в области создания и функционирования системы. Ее основная цель – собрать разрозненные аппаратно-программные комплексы (АПК), отвечающие за безопасность. В итоге в «Безопасный город» должны войти около 150 систем, объединенных в четыре блока: транспортная безопасность, экологическая безопасность, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств.
Разработчики системы утверждают, что проблем с утечкой данных из «Безопасного города» не будет. Информация будет храниться на платформе с ограниченным доступом, и пользоваться ей смогут только авторизованные службы, заявили они.
Эксперт в области информационной безопасности Денис Батранков заявил РБК, что обеспечение информационной безопасности — это прежде всего вопрос объема инвестиций в проект.
Если в «Безопасном городе» будут бюджетные средства, то все не так плохо, — считает он.[12] |
Минцифры берёт контроль над ГИС «Безопасный город»
В начале февраля 2021 года стало известно о решении Минцифры взять контроль над аппаратно-программным комплексом (АПК) «Безопасный город», за который изначально отвечало МЧС.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замглавы Минцифры Андрея Черненко, направленного 22 января 2021 премьер-министру Михаилу Мишустину, ведомство указывает на необходимость проработать разделение сфер ответственности за проект с текущими исполнителями и провести аудит уже запущенных элементов АПК «Безопасный город» и системы вызова экстренных служб 112 для их интеграции.
Передать Минцифры контроль над «Безопасным городом» просил глава МЧС Евгений Зиничев. По данным издания, передача проекта в Минцифры вызвана конфликтом двух заместителей Зиничева — Андрея Гуровича и Александра Чуприяна. Оба заместителя хотели возглавить работу над системой, но им это не удалось. Письмо Зиничева в правительство с просьбой передать проект Минцифры подготовил Андрей Гурович, а Зиничев его подписал, утверждает источник газеты.
Директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев считает логичным разделение ответственности за исполнение проекта «Безопасный город», который, по его словам, существует уже шесть лет, но так и до сих пор не запущен. По мнению Комлева, в этом проекте Минцифры может курировать технологическую сторону и вопросы формирования, а также сопряжения систем, а МЧС — вопросы эксплуатации и работы с контентом. Для снижения нагрузки на бюджет лучше бы дать доступ к внутренним массивам данных коммерческим компаниям, отмечает эксперт.
С этим мнением согласен глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. По его оценке, МЧС может отвечать за разработку стандартов безопасности, методики и подготовку законодательства, а Минцифры — за технологическое объединение и контроль системы.[13]
==2020==
МЧС просит Мишустина назначить Минцифры ответственным за создание ГИС «Безопасный город»
28 декабря 2020 года стало известно о письме, которое глава МЧС Евгений Зиничев направил премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением назначить Минцифры ответственным за координацию мероприятий по развитию АПК «Безопасный город» и системы вызова экстренных служб 112.
Ранее МЧС собиралось самостоятельно заниматься этим проектом, но теперь просит правительство сделать Минцифры куратором. Причина — попытка снизить бюджетные расходы, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Зиничева Мишустину.
В этом обращении также сказано, что внедрение АПК «Безопасный город» в рамках одноименного проекта, реализация которого началась в 2014 года, хоть и ведется в 40 российских регионах, но делается «неравномерно, с использованием разных технических решений». В то же время система 112 работает на постоянной основе в 63 регионах, отметил глава МЧС.
Ранее в рамках проекта планировалось создать публично-правовую компанию, ключевым участником которой должен был стать «Ростех». Источник газеты, участвующий в проекте, отметил, что попытка передать «Безопасный город» под контроль Минцифры может означать сворачивание работы с «Ростехом» и потерю прогресса в разработке АПК.
Минцифры не отвечает за безопасность или предотвращение ЧС. В их зоне ответственности всего лишь техническая часть. Реализовать такой сложный проект их аппарат не сможет, — отметил собеседник. |
Директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов же считает передачу Минцифры координации мероприятий по «Безопасному городу» и «Системе 112» логичной. Минцифры, по его мнению, способно заняться разработкой законодательной базы и систематизацией уже проведенной работы со стороны коммерческих и государственных компаний.
Директор по комплексным продажам компании «Крок» Олег Майданский считает хорошим вариантом разграничение полномочий МЧС и Минцифры в рамках проекта.[14]
Национальный центр информатизации начал создавать ГИС для МЧС
Как стало известно в конце октября 2020 года, Национальный центр информатизации (НЦИ) стал победителем тендера на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), связанных с созданием единых стандартов для будущего проекта МЧС по развитию аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». Подробнее здесь.
Создание ГИС для МЧС приостановлено из-за тендерного рейдерства
19 августа 2020 года стало известно о риске срыва проекта разработки государственной информационной системы «Безопасный город» для МЧС. Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области остановило тендер на предоставление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для модернизации системы «Безопасный город».
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст постановления УФАС, необходимо переработать контракт стоимостью 690 млн рублей. С претензиями выступило ООО «Трудовые ресурсы», не участвовавшее в торгах по этому направлению.
В компании утверждают, что все исполнители по контракту должны иметь лицензию от ФСБ, а конкурс должен проходить в закрытом режиме, так как связан с гостайной. Также был высказан ряд претензий к формулировке технического задания в документации. Аргумент про гостайну антимонопольное ведомство не удовлетворил, но остальные поводы стали достаточными для заморозки торгов.
По данным сайта Kartoteka.ru, «Трудовые ресурсы» принадлежат гражданке Киргизии Мунире Максутовой, а их основной вид деятельности — торговля ювелирными изделиями. 2018 год компания закончила с нулевой выручкой, более свежих данных нет.
По словам источника издания, близкого к разработке «Безопасного города», антимонопольная служба заморозила проект по меньшей мере на месяц, и «это катастрофа», поскольку на реализацию проекта в срок не останется времени.
Собеседник газеты пояснил, что в МЧС видят в происходящем попытку шантажа со стороны структур, которые хотят контролировать разработку АПК. По словам юриста компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Артема Константинова, речь может идти о тендерном рейдерстве, когда на закупку выходит компания без надлежащего опыта, ресурсов и цели и оспаривает в ФАС отдельные ее положения для отмены или затягивания процедуры.[15]
На разработку ИТ-системы для МЧС претендуют структуры ФСО, «Росатома» и «Ростеха»
10 августа 2020 года стало известно о нескольких претендентах на разработку государственной информационной системы «Безопасный город» для МЧС. Само ведомство намерено заключить контракт с единственным поставщиком — ООО «Национальные технологии» (совместное предприятие концерна «Автоматика» «Ростеха» и «Центра хранения данных» ПАО «Ростелеком»), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект доклада МЧС президенту России.
По данным источников издания, в качестве единственного исполнителя контракта МЧС себя предложило подведомственное ФСО ФГУП «НТЦ «Система»». Кроме того, на ИТ-контракт претендуют структуры «Росатом», в том числе АО «Русатом Инфраструктурные решения». Представитель этой компании подтвердил газете намерения.
Для нас это будет, по сути, продолжением работы, которую мы ведем сейчас на уровне муниципалитетов и ряда регионов, — сообщили в АО «Русатом Инфраструктурные решения». |
Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» в начале августа 2020 года направила в администрацию президента письмо с просьбой не допустить монополизации разработки аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». По мнению авторов обращения, планируемое предоставление единственному исполнителю широкой номенклатуры поставки товаров, работ и услуг приведет к монополизации рынка создания АПК в ущерб интересам развития отечественной ИТ-отрасли.
Передача такого огромного количества задач одному исполнителю, как правило, приводит к снижению эффективности их реализации хотя бы в силу наличия отраслевых специфик. И одновременно ведет к консолидации огромного количества бюджетных ресурсов в одних руках, — считает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. |
В МЧС сообщили «Коммерсанту», что подготовка предложений по определению единственного поставщика — это лишь один из возможных вариантов, которые рассматриваются министерством к 10 августа 2020 года.[16]
Разработка ИТ-системы для чрезвычайных ситуаций за 97 млрд рублей
17 июля 2020 года стало известно о решении МЧС создать государственную информационную систему (ГИС), которая станет единым контуром для разрозненных данных о чрезвычайных происшествиях. Первоначальные расходы на разработку и внедрение технологии в 2021-2022 года оценены в 14 млрд рублей, а суммарные затраты к 2030 году могут составить 97,1 млрд рублей.
Созданием этой ГИС планируется модернизировать аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город», предназначенный для борьбы с чрезвычайными ситуациями (ЧС). На этот проект к середине июля 2020 года потрачено более 16 млрд рублей, а совокупные расходы на создание систем безопасности разного уровня превысили 150 млрд рублей, говорится в докладе первого заместителя главы МЧС Александра Чуприяна, направленном вице-премьеру Юрию Борисову (документ есть у «Коммерсанта»).
Источник издания рассказал о проблемах в АПК «Безопасный город»:
Сейчас диспетчеры в регионах — это не сотрудники, способные быстро принимать решения исходя из ситуации и постоянно поступающих данных, а люди с улицы. Представьте, в лесу в Сибири случился пожар. Информация об этом поступает диспетчеру, например, с камер и тепловых датчиков. Она разрозненная и не дает полной картины. Диспетчер, не имея готовых и современных сценариев, сам субъективно решает, что делать и куда звонить. Информация доходит до главы муниципалитета. Он тоже не связан с готовыми сценариями и может ради собственной выгоды не сообщить руководству региона о происшествии, надеясь исправить все своими силами. В итоге небольшое возгорание, которое можно было потушить за день, превращается в гигантский лесной пожар. |
По мнению главы ГК «Национальные информационные системы» Дмитрия Зайцева, основная проблема АПК — в передаче информации от единой диспетчерской службы к ведомствам, ликвидирующим ЧС: службы действуют по разным стандартам и протоколам, и, чтобы автоматизировать работу, нужен как минимум единый понятийный аппарат, который так и не разработали.[17]
2018: Разработка единой платформы для систем «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112»
Госкорпорация «Ростех» 24 апреля 2018 года сообщила о том, что входящий в её состав концерн «Автоматика» ведёт работу по созданию технологической платформы «Видеогард», которая позволит объединить системы «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112». Разработка в целом призвана минимизировать время реакции на экстренные ситуации и повысить безопасность граждан, отметили в госкорпорации. Подробнее здесь.
Лучшие интеграторы данного продукта по годам
Без привлечения консультанта или нет данных (18)
Ростелеком (6)
Ростех (госкорпорация) (4)
Ситроникс (Sitronics) (4)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (3)
Другие (29)
МегаФон (1)
Morion Digital (Морион Диджитал) Технопарк (1)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (1)
Коркласс (ранее ТехноИнвестПроект УК Технологии Проектных Инвестиций) (1)
Без привлечения консультанта или нет данных (1)
Другие (1)
Областной центр информационных технологий, ОблЦИТ (Новосибирск) (1)
Галэкс ГК (Галэкс НТЦ) Galex (1)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (1)
Другие (0)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (1)
Ростелеком-Юг (1)
Без привлечения консультанта или нет данных (1)
Другие (0)
Данные не найдены
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Ростелеком (53)
VizorLabs (Визорлабс) (41)
Вокорд (Vocord) (38)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (26)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (22)
Другие (760)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (7)
Ростелеком (7)
VizorLabs (Визорлабс) (5)
Талмер (Talmer) (4)
Hikvision Russia (3)
Другие (65)
VizorLabs (Визорлабс) (11)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (7)
Мобильные ТелеСистемы (МТС) (5)
НИИПТ Растр — Научно-исследовательский институт промышленного телевидения (4)
Nord Clan (Норд Клан) (4)
Другие (46)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Вокорд (Vocord) (12, 43)
VizorLabs (Визорлабс) (8, 40)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (16, 27)
Ростелеком (7, 27)
ЭЛВИС-НеоТек (12, 18)
Другие (651, 316)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (7, 7)
Ростелеком (4, 6)
Hikvision (Хиквижн) (3, 5)
VizorLabs (Визорлабс) (2, 5)
ISS (Intelligent Security Systems) Интеллектуальные системы безопасности (2, 3)
Другие (12, 17)
VizorLabs (Визорлабс) (7, 11)
ВидеоМатрикс (Videomatrix) (6, 7)
Департамент здравоохранения города Москвы (1, 2)
Nord Clan (Норд Клан) (1, 2)
НИИПТ Растр — Научно-исследовательский институт промышленного телевидения (1, 2)
Другие (12, 12)
VizorLabs (Визорлабс) (4, 13)
Технологии безопасности дорожного движения (ТБДД) (1, 3)
Softlogic (Софтлоджик Рус) (1, 2)
НИИПТ Растр — Научно-исследовательский институт промышленного телевидения (1, 2)
РИР (Росатом Инфраструктурные решения) (1, 2)
Другие (8, 10)
Nord Clan (Норд Клан) (1, 3)
ЭЛВИС-НеоТек (2, 1)
Искра Технологии (1, 1)
VizorLabs (Визорлабс) (1, 1)
Интеллектуальные технические системы НПО (НПО ИТС) (1, 1)
Другие (1, 1)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 24
ИСБ Eselta - 16
Vocord Traffic - 16
ЦРТ: Визирь - 15
Vocord FaceControl - 13
Другие 386
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 4
Hikvision HikCentral - 3
Nord Clan: RDetector - 3
Ростелеком: Умный дом Видеонаблюдение - 3
FindFace Public Safety - 2
Другие 26
Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 6
Nord Clan: RDetector - 2
Vmx SILA: HSE - 2
НИИПТ Растр: Цифровые термостойкие системы видеонаблюдения - 2
Сервис круглосуточного видеонаблюдения за новорожденными онлайн - 2
Другие 21
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
КСК Технологии (119)
Проектная практика (66)
Ростелеком (64)
БАРС Груп (24)
Кворум (Quorum) (21)
Другие (414)
Проектная практика (11)
Практика Успеха (6)
КСК Технологии (4)
Крок (2)
Ред Софт (Red Soft) (2)
Другие (23)
Проектная практика (7)
КСК Технологии (2)
AT Consulting (Группа ЭйТи Консалтинг) (2)
АМТ-Груп (AMT Group) (1)
Эттон (Etton) (1)
Другие (16)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
КСК Технологии (7, 119)
Проектная практика (2, 67)
Ростелеком (4, 58)
Кворум (Quorum) (1, 21)
Практика Успеха (3, 16)
Другие (109, 61)
Проектная практика (1, 11)
Практика Успеха (1, 6)
КСК Технологии (2, 4)
Катарсис НПК (1, 2)
Электронные офисные системы (ЭОС) (1, 2)
Другие (0, 0)
Проектная практика (1, 7)
КСК Технологии (2, 2)
Лига Цифровой Экономики (1, 2)
Практика Успеха (1, 1)
Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) (1, 1)
Другие (0, 0)
Практика Успеха (2, 5)
КСК Технологии (3, 3)
Электронные офисные системы (ЭОС) (1, 1)
Ростелеком (1, 1)
Проектная практика (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
КСК СИУМВВ Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия - 87
ПМ Форсайт (PPMPlus) - 66
КСК РПГУ Региональный портал государственных и муниципальных услуг - 61
Типовое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП) - 47
КСК Шлюз ЕСМЭВ - 27
Другие 140
ПМ Форсайт (PPMPlus) - 11
SmartDeal - 6
КСК АИС Госэкспертиза - 3
АИС МФЦ Дело - 2
Катарсис: Занятость Программный комплекс - 2
Другие 1
ПМ Форсайт (PPMPlus) - 7
Лига Цифровой Экономики: Портал налогового мониторинга - 2
SmartDeal - 1
КСК АИС Госэкспертиза - 1
КСК АИС. Строительные услуги - 1
Другие 1