Цифровизация строительства:
почему коробочные решения не заменят инсорсинг
В этой статье Павел Гуштюк, руководитель управления информационного моделирования девелоперской группы «Самолет», реализующей масштабные объекты недвижимости, рассказывает о плюсах и минусах двух основных подходов к цифровому развитию компании.
Содержание |
Большинство отраслей экономики активно переходит на «цифру». Форс-мажорные обстоятельства текущих дней придали этому процессу «космическое ускорение», и девелопмент не исключение. Компании-девелоперы систематизируют и автоматизируют управление проектами на основе сквозных данных, сокращают сроки проектирования и строительства, повышают уровень контроля качества и эффективность взаимодействия на всех этапах жизненного цикла проекта, внедряют удобные сервисы для клиентов, чтобы поддержать их лояльность услугам управляющей компании.
Сложный выбор
В процессе внедрения единой цифровой платформы компании сталкиваются с выбором: приобрести готовые «коробочные» решения или создать собственную команду, которая займется внутренней разработкой. Так называемая «коробка» удобна для решения стабильных и очень стандартизированных задач. Хороший пример – система «1С», которая позволят наладить работу бухгалтерии, казначейства. Кроме того, это решение подходит для тех, кто только начал цифровизацию и не имеет четкой стратегии трансформации и развития.
Обычно такие продукты позволяют решить часть бизнес задач и даже могут помочь настроить процессы. Однако у готовых продуктов есть ряд существенных недостатков.
Стоимость «коробки»
Бытует мнение, что стоимость готового решения в разы дешевле, чем собственная разработка. Однако, на практике все подчас складывается совершенно иначе. Платить придется много и часто: за внедрение, за лицензии и поддержку. Такой способ монетизации, как годовые подписки, принуждают вас ежегодно оплачивать большие суммы за пользование продуктами. А если по какой-то причине вы решили отказаться или не можете на данный момент продлить лицензии, то вы ставите под угрозу важные бизнес-процессы.
Тут можно провести аналогию со съемной квартирой: вы в ней живете только до тех пор, пока готовы регулярно платить. Так что будьте готовы заранее включать в бюджет затраты на продление лицензий, иначе в какой-то момент бизнес-процессы, которые завязаны на этом продукте, просто остановятся.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Например, за внедрение продукта по контролю качества строительных работ на площадке с полным пакетом услуг - внедрение, обучение, лицензии - нам выставляли счет в 70 млн рублей и ежегодным продлением в сумме 30 млн. рублей. На разработку собственного решения, функционал которого превосходит «коробку» на 70%, ушло в 5 раз меньше средств. При этом авторские права на собственные разработки принадлежат компании.
Если же ваш продукт без годовой подписки, то в скором времени он устареет, максимальный цикл актуальности продукта - 5 лет, в реалиях гораздо меньше - 2-3 года. Так что рано или поздно «коробку» придется менять. Это обеспечит новые порции затрат, которые превысят ваши предыдущие затраты не менее, чем на 15%. Более того, вы можете столкнуться с рисками потери части данных, так как функция корректной миграции данных в новую систему обычно не предусмотрена.
Универсальность vs. ценность
Готовые решения всегда нацелены на универсальность, а значит, лишены собственной ценности. Пытаясь угодить всем, часто такие продукты в исходном виде не подходят никому, и их неизбежно надо адаптировать под заказчика. Быстрого старта, как принято считать, не получается и приходится адаптировать бизнес-процессы «под коробку».
Если же вы захотите приблизить коробочное решение к вашим процессам, то возникает необходимость доработки системы. И тут начинаются большие проблемы. Доработки систем обходятся, гораздо дороже. В лучшем случае вы заплатите двойную цену за человеко-час разработки. Срок реализации будет затянут: то, что можно было сделать за месяц, вам выставят как три. Ведь это не основной бизнес производителя систем, и свои быстрые деньги он уже получил. Рычагов влияния у вас мало. В итоге вы становитесь заложником решений, и вам самим придется подстраиваться под продукт.
Собственные разработки
Создание собственного ИТ-подразделения и разработка экосистемы цифровых решений in-house позволяет решить вышеперечисленные проблемы. В этом случае компания сама ставит и сама решает задачи. Так проще разработать решение под нужды бизнеса и сделать его в разы функциональнее и эффективнее «коробки». К тому же вам легче настроить интеграцию между системами и создать единую цифровую экосистему.
На разработку собственного продукта уходит меньше ресурсов, особенно если рассматривать продукт в долгосрочной перспективе использования. Если сравнивать разработку свою и внешними подрядчиками, то первое вам обойдется дешевле как минимум в два раза. Если же сравнивать с готовым продуктом, то разница гораздо выше. Также не стоит забывать, что порой на рынке нет продукта с функционалом, которым вам нужен. Гибкая система управления разработкой продукта дает возможность внедрять необходимый функционал для бизнеса в короткие сроки.
Проблемы in-house
На пути организации собственной разработки есть свои сложности и главная из них – кадровый голод. Найти высококвалифицированных специалистов, разбирающихся не только непосредственно в разработке, но и в бизнес-процессах – действительно сложная задача. Конкуренция на рынке труда очень высокая, и вы можете столкнуться с проблемой нехватки кадров. Следовательно, сроки разработки могут увеличиться.
Еще одним серьезным препятствием может стать недоверие или неготовность к изменениям со стороны менеджмента компании, особенно среднего звена. Часто руководителям среднего звена не выгодно делать свою работу максимально прозрачной и переходить на четкие критерии оценки качества. Если продукт разрабатывают собственные коллеги из соседнего департамента, их инициативы легко остановить на первых этапах, таких как разработка гипотез, архитектуры решения и сбор данных, или саботировать новые системы на этапе их внедрения, что сделает всю работу ИТ-подразделения бесполезной.
Чтобы преодолеть это сопротивление, необходимо иметь твердую поддержку со стороны топ-менеджмента. Если же руководитель не уверен в своем решении, скорее всего, инициатива останется на уровне идеи.
Подходя итоги, можно отметить, что коробочные решения имеет смысл использовать на стандартизированных процессах или, наоборот, очень сложных, как, например, проектирование САПР систем. Малому, среднему бизнесу, а также новичкам на пути цифровизации практичнее использовать готовые решения.
Крупным же компаниям стоит двигаться в сторону собственной разработки. Это подход поможет создать более эффективную экосистему. Кроме того, сегодня создание собственной команды разработчиков – это развитие своего бизнеса и возможное создание новых направлений. Многие крупные компании это понимают и начинают наращивать собственные компетенции в разработке ИТ-продуктов.