Юлия Кудрявцева, "Форсайт": спрос на внедрение систем удаленного доступа к корпоративной инфраструктуре продолжит усиливаться
Многие компании вынуждены создавать инфраструктуру для удаленной работы в режиме аврала, считает Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании "Форсайт". В интервью TAdviser она рассказала, какие решения помогут организовать удаленный доступ эффективно.
Для многих компаний переход на удаленный режим работы - новый опыт, в некоторых случаях - большое испытание. Какие отрасли и предприятия оказались наиболее неподготовленными к удаленному формату работы и находятся в зоне риска?
Юлия Кудрявцева: Экстренный переход на удаленную работу застал врасплох многих. Более сильные позиции сейчас у предприятий и холдингов с распределенной структурой: для них удаленный формат взаимодействия с филиалами – привычен. Они давно внедрили системы видео-конференц связи, организовали удаленный доступ к почтовому клиенту и рабочему столу. Сегодня такие организации оказались в лучшем положении, чем те, кто не использовал информационные технологии для удаленного взаимодействия команды и выполнения задач.
Среди отраслей, которые давно и серьезно вкладывают в ИТ-инфраструктуру - нефтегаз, металлургия, энергетика, ритейл, финансы. К сегодняшнему дню они подготовились лучше, чем небольшие производственные предприятия, которые выполняют, например, гособоронзаказ, или региональные администрации, региональные органы исполнительной власти и даже некоторые федеральные органы исполнительной власти. Многие из них сейчас вынуждены создавать инфраструктуру для удаленной работы в режиме аврала.
Среди тех, кто оказался не подготовлен есть те, кто «не готов частично» и те, кто «не готов совсем». Есть ли какой-то базовый набор технологий, который в текущей ситуации способен поддержать работу компании?
Юлия Кудрявцева: Даже про организации, которые в последние годы создавали инфраструктуру для удаленной работы, нельзя сказать, что они полностью закрыли этот вопрос. Обратимся, например, к нефтегазовой сфере и банкам, где часть персонала работает удаленно. В нефтяных компаниях - это сотрудники и ремонтные бригады, которые трудятся на месторождениях, поддерживая производственные процессы. В банках – команды сотрудников, которые работают с клиентами вне офиса, используя для этого мобильные устройства. Многие организации позаботились об операционной эффективности и закрыли задачи по организации удаленного выполнения таких задач.
Но есть бэкофисные процессы, к которым не предъявляли требования по удаленному выполнению, считалось, что ответственные за них сотрудники должны находиться в офисе постоянно. Такие процессы, как удаленный доступ к корпоративной сети для согласования документов и работы с содержимым корпоративных папок, для учета рабочего времени и организации командировок и отпусков – не были реализованы. В том числе, не предусматривалось наличие у сотрудников корпоративных ноутбуков для работы из дома.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Компании-лидеры в своих отраслях давно осознали важность внедрения софта для выполнения этих процессов в удаленном режиме. Они создавали мобильные рабочие места и обеспечивали возможности выполнения задач с личных мобильных устройств.
У нас есть несколько кейсов, которые мы реализовали вместе с заказчиками. Например, в ЕВРАЗе используют приложения на базе «Форсайт. Мобильной платформы» для электронного документооборота, технического обслуживания и ремонта оборудования. Также есть приложения по промышленной безопасности и охране труда и приложения с сервисами самообслуживания сотрудников. Об этом представитель компании ЕВРАЗ рассказал в рамках онлайн-проекта «Цифровые технологии «Форсайт» в действии». Можно посмотреть запись вебинара на сайте мероприятия.
Сегодня ситуация наглядно показывает важность внедрения инфраструктуры для удаленки. Мы, как разработчик программного обеспечения, предлагаем помощь в создании удаленных рабочих мест, в том числе для бэкофисных сотрудников. «Форсайт. Мобильная платформа» позволяет развернуть единую безопасную мобильную инфраструктуру в компании, настроить интеграцию в ERP и СЭД, автоматизировать все процессы, которые оказались уязвимы и восстановить работу организации.
Какие конкретно шаги в текущей ситуации нужно предпринять, чтобы восстановить работу компании?
Юлия Кудрявцева: Чтобы настроить удаленную работу - нужно четкое понимание задач компании, проект, технологии и софт, с помощью которых эти задачи будут реализованы. Важно продумать угрозы и модели рисков: оценить насколько инфраструктура компании готова к удаленной работе, есть ли необходимые сервисы, защищающие корпоративный сегмент с данными.
На рынке присутствуют все продукты, которые необходимы для организации удаленной работы: это системы удаленных конференций, инструменты доступа в корпоративную сеть через VPN, технологии разворачивания безопасной корпоративной мобильной инфраструктуры, включая средства разработки мобильных приложений, системы управления мобильными устройствами, системы выдачи электронно-цифровых ключей и так далее.
Процесс создания инфраструктуры для удаленной работы не быстрый, но, я думаю, он крайне необходим в сегодняшних реалиях.
Вы упомянули о вашем продукте «Форсайт. Мобильная платформа». Какие бизнес-задачи он позволяет решать удаленно?
Юлия Кудрявцева: В принципе – любые. Это платформа класса MADP (Mobile Application Development Platform) она позволяет типовым образом разрабатывать и внедрять в корпоративный ландшафт любые мобильные приложения, позволяющие работать с корпоративными ERP-системами, с корпоративной системой электронного документооборота. Платформа помогает управлять работой сотрудников: создавать задачи и чек-листы, рассылать их на мобильные устройства. Организовать работу отдела кадров: найм, оформление отпуска, увольнение сотрудников, выдача справок. Организовать коммуникацию сотрудников: неголосовые сервисы, телефонные справочники. Рассылать push-уведомления, вести учет рабочего времени.
С помощью «Форсайт. Мобильной платформы» можно строить мобильные операционные бизнес-процессы по ремонту и обслуживанию оборудования, складские и логистические процессы и решать другие задачи.
Станет ли сложившаяся ситуация катализатором для развития цифровой экономики в России?
Юлия Кудрявцева: Вопрос сложный, хочется надеется, что да. Сложившиеся обстоятельства действительно стали катализатором для цифровизации процессов, но это ситуативный стимул. Чтобы создать инфраструктуру, нужно время. Это большая и кропотливая работа. Мы не можем утверждать, что одномоментно, за полтора-два месяца карантина, компании осознают необходимость перевода своих сервисов в режим удаленной работы. Наверняка, некоторые отнесутся к тому, что происходит, как к фактору временных трудностей. Но выиграют те, кто серьезно воспримет эту ситуацию и применит опыт для формирования стратегии развития компании.
Как в компании «Форсайт» сейчас настроена удаленная работа? Поделитесь опытом.
Юлия Кудрявцева: Мы оказались неплохо подготовлены к удаленной работе. В нашей компании сервисы для удаленной работы давно развернуты. Сейчас и разработчики, и бэк-офис, и коммерческая служба, и маркетинг – все работают удаленно. До введения режима самоизоляции, мы провели стресс-тест корпоративной инфраструктуры – в один из дней попросили всех сотрудников работать удаленно. Так мы проверили, что инфраструктура выдержит большое число удаленных пользователей, определили «узкие» места. У нас было время, чтобы все поправить. Мы уже почти месяц слаженно работаем удаленно всей командой.