Сергей Соломахин, СИГМА - о перспективах рынка аутсорсинга поддержки SAP
В рамках обзора рынка «Крупнейшие аутсорсеры решений SAP» на вопросы TAdviser ответил Сергей Соломахин, директор департамента решений SAP, компания СИГМА.
Соломахин
Как Вы оцениваете российский рынок аутсорсинга решений SAP по итогам 2020-21 гг. – его размеры в денежном выражении, общее количество игроков, динамика роста (%)?
Сергей Соломахин: Российский сегмент аутсорсинга решений SAP завершает 2021 год на подъеме. Общий объем рынка составляет около 10 млрд руб., а динамика роста усиливается. В условиях активной политики импортозамещения это очень неплохой показатель. На мой взгляд, количество игроков на отечественном рынке SAP существенно не меняется. Прежде всего, это связано с тем, что рынок SAP растёт умеренными темпами и дефицит покрывает существующими компаниями. В условиях нарастающей цифровизации при выборе поставщика главенствующую роль играют его опыт, отраслевая экспертиза и репутация, которая формируется годами.
В чем преимущества аутсорсинга поддержки программных продуктов SAP в сравнении с обслуживанием собственными силами?
Сергей Соломахин: Чем больше автоматизированных процессов в компании, тем меньше сервисных услуг остается «внутри» нее. Особенно это касается работы с такими сложными платформами, как SAP. Заказчики понимают, что аутсорсинг – это не только дополнительные «рабочие руки». Это уникальная экспертиза и компетенции. На конкретный проект или узкоспециализированную задачу намного проще и быстрее найти внешнюю команду, которая обладает соответствующими знаниями и опытом, чем искать и нанимать сотрудников в штат, конкурируя с компаниями, предоставляющими аутсорсинг и возможность более многогранного развития для сотрудников.
В каких случаях эти преимущества наиболее очевидны? Когда самообслуживание решений SAP бывает удобней/выгодней?
Сергей Соломахин: Я уверен, что залог успешной реализации ИТ-стратегии любой компании заключается в грамотном сотрудничестве внутреннего подразделения и аутсорсинга. Например, аналитика, внедрение и последующее сопровождение ИТ-решения могут выполняться сторонними организациями. Но при этом архитектура решений, развитие ИТ-ландшафта и контроль качества всех работ должны оставаться за специалистами заказчика. Только если внутренний персонал досконально знает специфику компании, может объективно оценить эффективность работы систем и определить направления их дальнейшего развития с учетом бизнес-приоритетов, крупная компания реализует проекты грамотно и с максимальной выгодой для себя.
Обозначьте, пожалуйста, основные тенденции, проявившиеся на рынке аутсорсинга SAP в минувшие два года? Как они повлияли на рынок?
Сергей Соломахин: Сегодня аутсорсинг поддержки – это возможность получить по принципу «одного окна» полный центр компетенции и, в то же время, источник квалифицированных ресурсов, способных быстро подключиться к любому проекту и усилить внутренние ИТ-подразделения. Такой подход нацелен на задачи развития бизнеса заказчика и поддержку его ИТ-стратегии. Он позволяет в сжатые сроки автоматизировать процессы, которые внутренняя команда не осилила бы за многие годы.
Каким образом отразилась на этом сегменте рынка аутсорсинга политика импортозамещения? Почему именно так?
Сергей Соломахин: Конечно, активная политика импортозамещения влияет на темпы роста SAP в России. Но, несмотря на это, платформа по-прежнему удерживает значительную долю рынка, особенно в сегменте крупного бизнеса. Нужно понимать, что многие компании потратили годы и огромное количество ресурсов на внедрение решений SAP и обучение персонала. Сегодня на основе SAP поддерживаются ключевые бизнес-процессы крупных предприятий и холдингов. Поэтому огромный сегмент российского бизнеса продолжает развивать свои SAP-системы, так как современный бизнес невозможен без использования мощных полнофункциональных ИТ-решений. Коммерческие компании выбирают платформы исходя из собственных интересов и потребностей, которым очень часто наиболее соответствует именно SAP.
Дефицит кадров – общая проблема ИТ-рынка. Насколько остра она для аутсорсинга решений SAP? Как решает эту задачу СИГМА?
Сергей Соломахин: Квалифицированных ИТ-специалистов в энергетике не так много, они практически на вес золота. Поэтому мы стараемся «растить» кадры самостоятельно. Для этого в компании создана СИГМА.Академия – структура, занимающаяся обучением молодых специалистов. Работа налажена по нескольким направлениям – от традиционных студенческих практик и стажировок до организации собственных прикладных курсов по специфике ИТ для энергетики. Курсы проводятся как на своей базе, так и на площадках крупных профильных ВУЗов – ориентированных на подготовку кадров для энергетики или имеющих сильные ИТ-факультеты. Благодаря нашей стажёрской программе мы в значительной мере обеспечены кадрами. Около 30% текущих сотрудников – это люди, обученные в департаменте с нуля, некоторые в команде уже более 3-х лет. Подразделение SAP сформировалось в СИГМЕ 5 лет назад и сегодня мы – одна из крупнейших практик SAP среди российских ИТ-компаний.
С какими типовыми проблемами сталкивается компания в рамках аутсорсинга поддержки решений SAP?
Сергей Соломахин: К сожалению, у многих российских компаний нет четкого разграничения сфер ответственности внешней и собственной команд поддержки, а также – где заканчивается ответственность подрядчика и начинается ответственность заказчика. Важно понимать, что внешний подрядчик – это, прежде всего, ваш партнер и эксперт, который выполняет четкий пул обязанностей в рамках договора и заявленного ТЗ. То есть привлечение аутсорсера не означает, что все проблемы и задачи автоматически передаются ему. Внутренняя операционная работа в системе, определение приоритетов и принятие стратегических решений всегда остаются за заказчиком, как и контроль качества работы аутсорсинга и внутренних ИТ-подразделений. Таким образом, наиболее острой задачей является грамотное построение взаимодействия между заказчиком и подрядчиком.
Ваша оценка перспектив роста рынка? Новые тенденции?
Сергей Соломахин: О темпах роста рынка говорить сложно, год только начался, но однозначно SAP был и остается на высоком уровне востребованности. Объемы цифровизации неуклонно растут, компании всё больше денег вкладывают в развитие ИТ. Одна из тенденций, актуальных уже несколько лет – внедрение облачных технологий. Они открывают огромные возможности для развития внутренних бизнес-процессов компании, инструментов документооборота и мобильных сервисов. Кроме этого, облако ускоряет развитие Machine learning, IoT, Big Data и других инновационных технологий. Энергетика, возможно, несколько позже приходит к использованию этих технологий, зато решение по их выбору принимается уже на основе большого опыта, накопленного другими отраслями. В любом случае, приоритетом отрасли является надежность и стабильность – ведь именно от этого зависит и работа крупных предприятий, и комфорт в каждом доме. Поэтому в отрасли были, есть и будут востребованы ИТ-решения, которые учитывают специфику отрасли и обеспечивают надежную поддержку ее инновационного развития.