Содержание |
2024
Минстрой РФ создает цифровой реестр лифтов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России приступило к разработке цифрового реестра сведений в области лифтового хозяйства. Об этом заявил в июле 2024 года заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик на заседании секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Подробнее здесь.
Минпромторг и Минстрой разработали дорожную карту по замене лифтов
Минпромторг и Минстрой разработали дорожную карту по замене лифтов. Об этом стало известно 17 июня 2024 года.
Проектом дорожной карты предусмотрены в том числе мероприятия по стимулированию региональных программ капитального ремонта, финансовой поддержке производителей лифтового оборудования, повышению спроса на российскую продукцию, обеспечению производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов, загрузке производственных мощностей российских лифтовых заводов, цифровизации лифтовой отрасли, — рассказал «Ведомостям» представитель Минстроя. |
В госкорпорации «Дом.РФ» (участвовала в подготовке дорожной карты) сообщили, что документ содержит ряд инициатив по механизмам и источникам финансирования замены лифтов, повышению контроля за безопасностью и качеством – например, предложения по обучению специалистов, расширению полномочий технадзора и цифровизации отрасли. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
В частности, предлагается создание единого реестра объектов лифтового хозяйства, в том числе в целях размещения в системе результатов технического освидетельствования лифтов испытательными лабораториями (центрами), проводящими оценку соответствия лифтов.
Также планируется перевод в электронный вид паспорта по уже введенным в эксплуатацию лифтам, соззание системы электронных паспортов на лифтовую продукцию, введение системы маркировки на лифтовые узлы. Для автоматизации мониторинга состояния лифтов, а также формирования предиктивной аналитики предлагается создание специальной цифровой платформы.
Как отмечает издание, до 2025 г. в соответствии с техническим регламентом «Безопасность лифтов» нужно заменить 78 500 лифтов. У большинства из них истек назначенный срок службы, у остальных срок эксплуатации истечет до 2025 году.[1]
2023: Рост импорта лифтов на 14,4% до 15 186 штук
В 2023 году в Россию было импортировано 15 186 лифтов. Для сравнения, годом ранее поставки оценивались в 13 274 единицы. Таким образом, зафиксирован рост на 14,4%, о чем говорит статистика комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое, обнародованная в конце февраля 2024 года.
Как сообщает газета «Ведомости», ссылаясь на информацию, полученную от Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ), входящего в группу Дом.РФ, до 2022 года на продукцию отечественного производства приходилось более 70% объема лифтового рынка в России. Этот показатель начал расти на фоне сложившейся геополитической обстановки, из-за которой рынок РФ покинули многие зарубежные производители, включая Schindler, Kone и Thyssenkrupp. В результате, к началу 2024-го доля отечественной лифтовой продукции в России превысила 80%.
ЩЛЗ отмечает, что ежегодная потребность России в лифтах составляет от 45 тыс. до 60 тыс. единиц. Спрос формируют девелоперы, которые возводят новостройки, и региональные операторы капремонта, в рамках которого меняются подъемники в многоквартирных домах. При этом, как отмечается, российские предприятия по производству лифтов загружены не на полную мощность из-за нехватки финансирования капремонта. По оценкам, в 2023 году был проведен 18 951 аукцион на замену подъемников против 9674 аукционов годом ранее.
По данным ЩЛЗ, средняя стоимость установки лифта составляет 2,5–3 млн рублей, «но эти цифры очень условные, поскольку не учитывают ни этажность, ни технические характеристики лифта, ни его класс, ни грузоподъемность, ни другие факторы». В соответствии с техрегламентом Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации (25 лет). Затраты на обновление таких подъемников могут составить до 300 млрд рублей.[2]
2022
Сокращение производства на 34% до 20,9 тыс. шт
По оценкам BusinesStat, в 2022 году в России было произведено 20,9 тыс. лифтов, что на 34% меньше, чем годом ранее. Исследование вышло в мае 2022 года.
Одной из причиной этого спада назван уходе с российского рынка американской компанией Otis. При этом ее производственные мощности, технологии и рабочие места в РФ сохранились. Кроме того, Otis продолжила поставлять запчасти, но делать это, по заявлениям представителя фирмы, все труднее из-за экономических и логистических санкций. В августе 2022 г покупатель российских активов Otis возобновил бизнес под новым брендом.
Помимо приостановки работы крупного производителя дополнительным фактором спада выпуска в 2022 году стало нарушение цепочек снабжения. При производстве лифтов на локальных предприятиях используется около 30% импортных комплектующих: в основном это лебедки и микроэлектроника для станций управления лифтами. Проблемы с чипами начались еще в 2021 году, и их запасы у производителей ограничены.
Как отмечают в BusinesStat, российские производители занимают довольно прочную позицию в сегменте оборудования низкой ценовой категории. Отечественные лифты в основном поставляются в жилье эконом-класса и по программам замены и модернизации. К преимуществам российских лифтов относятся: конкурентоспособная цена; широкая сеть сервисных центров, которая позволяет оперативно оказывать техническую поддержку; низкая стоимость и доступность запасных частей. В 2018-2022 гг около 63% проданных в России лифтов были отечественного производства.
В 2022 году из России было вывезено лифтов на $3,6 млн, что на 78,7% меньше, чем в 2018 году. В 2021 году на фоне увеличения поставок лифтов за рубеж выросла и их совокупная стоимость, в остальные годы выручка от экспорта российских лифтов снижалась.[3]
Снижение производства на 30%
В 2022 году в России было произведено 21,6 тыс. лифтов, что на 30% меньше, чем годом ранее. Спад произошел во многом из-за того, что темпы строительства жилья и коммерческой недвижимости в стране резко снизились. Об этом 6 февраля 2023 года пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Росстата.
Еще одной причиной снижения объемов производства гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов называет сокращение финансирования региональных программ по замене устаревших и аварийных лифтов. По его данным, в 2022 году властями регионов закуплено 14 тыс. лифтов, что на 20% меньше год к году. Это произошло в том числе из-за роста цен на продукцию. Эксперт «НЭО Центра» Сергей Нецветаев напоминает, что в 2022 году российские лифты подорожали на 30–50% из-за перестройки логистических цепочек для закупки импортных комплектующих.
Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (объединяет застройщиков) Владислав Преображенский считает, что на объемы производства лифтов в большей степени повлияла заморозка строительства объектов коммерческой недвижимости.
Согласно данным Росстата, наиболее серьезное сокращение производства лифтов — на 84% — в 2022 году зафиксировано на Дальнем Востоке, в Сибири — на 47%, на северо-западе страны — на 44%, в центральной части — на 27%, на Северном Кавказе — на 25%, в Поволжье — на 14%. Только на Урале отмечен рост производства в три раза.
В первой половине 2022 года падение объемов производства лифтов оказалось более значительным — на 40% год к году. Тогда на работу предприятий повлияла негативная ситуация в экономике, в том числе в стройиндустрии, поясняет директор департамента сметного ценообразования ГК «Гранель» Елена Миронова. По ее словам, старт некоторых девелоперских проектов был отложен, но уже во второй половине 2022 года ситуация стала несколько меняться.[4]