Павел Ципорин, ХМАО:
ИТ-приоритеты Югры – это большие данные, нейротехнологии и промышленный интернет
Павел Ципорин, директор Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа, в интервью TAdviser рассказал об ИТ-приоритетах региона, а также важных и интересных проектах, выполненных в Югре.
Как программа «Цифровая экономика России» повлияла на развитие сферы ИТ в Ханты-Мансийском автономном округе? Изменились ли приоритеты в этой области?
Павел Ципорин: Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а по сути, новое направление развития государства, экономики и общества, которое тесно связано с развитием информационных технологий.
Создание основы цифровой экономики требует последовательных и продуманных шагов сразу на нескольких уровнях, начиная с цифровой инфраструктуры и заканчивая повышением цифровой компетентности граждан. В настоящее время более 92% населения Югры имеют широкополосный доступ в интернет со скоростью более 10 Мбит в секунду. Совсем не имеют доступа к интернету только 0,11% жителей округа, проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях, но эту проблему мы решаем, выделяя государственные субсидии частным компаниям на прокладку оптоволоконной связи. Сейчас Правительством автономного округа ведется работа по включению Югры в пилотную зону для тестирования беспроводных сетей связи пятого поколения, наряду с российскими городами-миллионниками.
Мы не только обеспечиваем гражданам доступ к высокоскоростному интернету, но и стремимся обучить их соответствующим навыкам. В округе действует программа «Электронный гражданин», обучение по которой уже прошли свыше 87 000 человек.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Важнейшим направлением нашей работы является также информатизация государственного управления. Жители автономного округа все более активно получают государственные услуги в электронном виде. По данному показателю Югра занимает I место по Уральскому федеральному округу и IV место по Российской Федерации. Это говорит о том, что югорчане доверяют информационным технологиям и готовы к работе в режиме онлайн. Развивая сервисы электронных услуг, мы стремимся к улучшению не только количественных, но и качественных показателей. К последним можно отнести разработку искусственной нейронной сети (искусственного интеллекта). В этом направлении Югра стала пионером по использованию такой технологии в сфере оказания услуг.
Нейротехнологии также активно используются в регионе для автоматизированного поиска противоправной информации в сети интернет.
Цифровые технологии в Югре развиваются и во многих других сферах. Например, в здравоохранении, внедряется электронный медицинский документооборот с подключением к федеральным сервисам личного кабинета «Мое здоровье», развивается телемедицина.
Накоплены наработки в направлении цифровых компетенций и в образовании. В частности, в этом году на базе двух образовательных организаций округа – БОУ «Югорский физико-математический лицей-интернат» и АПОУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» реализуется пилотный проект по интеграции традиционного и цифрового образования посредством внедрения цифровой образовательной платформы. В ближайшем будущем планируется подключать к этой цифровой платформе и другие образовательные организации региона.
Приоритетные направления программы «Цифровая экономика», которые планируется в дальнейшем развивать в Югре – это большие данные, нейротехнологии, новые производственные технологии, промышленный интернет и технологии беспроводной связи. Города Ханты-Мансийск и Сургут наряду с городами-миллионниками вошли в число пилотных городов России, в которых внедряется проект «Умный город».
Эти и другие актуальные направления цифровизации обсуждались в ходе десятого Международного IT-Форума, с участием стран БРИКС и ШОС, который в этом году был посвящен тенденциям и перспективам цифровой экономики. Югорский IT-Форум, в котором приняли участие более 3 тысяч человек из 55 стран мира и 43 российских регионов, еще раз убедительно подтвердил свою репутацию востребованной площадки для обсуждения актуальных вопросов информационного общества и цифровой экономики. В рамках форума представители стран БРИКС и ШОС обменялись опытом и представили лучшие практики цифровой трансформации.
Одним из решающих факторов для перехода к цифровой экономике является наличие высококвалифицированных ИТ-кадров. Сталкивается ли ваш регион с нехваткой таких специалистов, и если да, то как решается эта проблема?
Павел Ципорин: В автономном округе разрабатывается программа развития центра ИТ-компетенций, в соответствии с которой строится целостная система подготовки кадров для цифровой экономики, включающая:
- подготовку педагогов для начального и среднего образования с ИТ-компетенциями;
- создание и развитие центров дополнительного образования по ИТ-компетенциям;
- работу базовой кафедры Югорского государственного университета с подготовкой студентов со специализацией «Data Science и машинное обучение»;
- аспирантуру в рамках базовой кафедры на базе АУ «ЮНИИ ИТ» по специальности 05.13.01 «Системный анализ и обработка информации»;
- работу научной школы под руководством действительного члена РАН РФ Попкова Ю.С.
Уже сейчас можно продемонстрировать разработки студентов и аспирантов с использованием элементов искусственного интеллекта в области оценки рисков экологической безопасности на базе Центра космических услуг АУ «Югорский НИИ информационных технологий», распознавания речи при проведении медицинских обследований, программные роботы при формировании информационных справок для руководителей округа.
Еще один важный момент – цифровая грамотность населения и чиновников. Какие мероприятия проводятся в ХМАО для формирования подобных компетенций? Каков уровень «цифровых навыков» у представителей власти?
Павел Ципорин: В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» в округе на постоянной основе проводится обучение жителей основам цифровой грамотности. Особое внимание уделяется обучению социально незащищенных граждан, в том числе пожилого возраста. Основными направлениями являются обучение базовым навыкам и знаниям работы с компьютером, текстовым и графическим редактором, изучение возможностей, предоставляемых Единым порталом государственных услуг и его региональным сегментом (86.gosuslugi.ru).
В настоящее время обучение проводится по 3 основным программам:
- «Основы компьютерной грамотности»
- «Эффективное использование сервисов электронного (цифрового) правительства»;
- компьютерная грамотность для неработающих пенсионеров.
Чтобы соответствовать последним тенденциям в сфере информационных технологий, постоянно проводится актуализация учебных методических материалов и разработка новых учебных программ, так например до конца 2018 года завершится разработка и внедрение программы «Планшет для начинающих», а в 2019 году планируется разработка учебных материалов и практикумов по информационной безопасности и интернет-мошенничеству.
Обучение проходит на постоянной основе во всех городских округах и муниципальных районах автономного округа, в том числе и в некоторых труднодоступных населенных пунктах.
Все учебные материалы размещены на портале «Электронный гражданин Югры» и образовательном портале Югорского НИИ информационных технологий для самостоятельного изучения гражданами.
В целях повышения «цифровых навыков» у представителей власти планируется работа по созданию единого портала обучения государственных и муниципальных служащих, внедрение и сопровождение системы дистанционного обучения госслужащих по базовым и профессиональным цифровым компетенциям.
Каковы основные приоритеты в сфере цифровой трансформации органов власти ХМАО
Павел Ципорин: Правительством автономного округа утвержден План мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Централизация полномочий в автономном округе в части координации закупок в сфере ИКТ позволит оптимизировать расходы бюджета автономного округа, реализовать единые подходы и требования к мероприятиям по защите информации, к принятию эффективных управленческих решений, будет способствовать цифровизации экономики. Централизация обеспечит организационное, технологическое, нормативно-правовое и методическое единство создания и функционирования государственных информационных систем, а также создание единой системы управления, мониторинга и контроля эффективности использования ИКТ в деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа.
В июне текущего года Правительством Югры утвержден План информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке. В рамках реализации Плана предполагается внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности (финансовую, социальную, строительство и т.д.).
Насколько успешно в Ханты-Мансийском автономном округе реализуются проекты ИТ-импортозамещения?
Павел Ципорин: В Югре утвержден план перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения (ПО). На отечественное программное обеспечение в полном объеме переведены справочно-правовые системы (Гарант, Консультант), системы электронного документооборота (Дело), средства антивирусной защиты (Доктор Веб, Касперский).
Однако при внедрении отечественных операционных систем в корпоративной сети органов власти пока еще возникает необходимость решения ряда проблем совместимости. Так, к примеру, в процессе тестирования отечественных операционных систем: Astra Linux (АО «НПО РусБИТех»), Альт Линукс (Базальт СПО), Роса (ООО «НТЦ ИТ РОСА») на первом этапе мы столкнулись с проблемами организации работы с почтой, календарем, контактами через почтовый сервер Microsoft, настройки сетевых периферийных устройств, использования цифровой подписи в электронном документообороте. По результатам тестирования большая часть проблем совместимости решена, сформировано рабочее место госслужащего, которое включает типовой набор программного обеспечения в составе отечественных операционных систем и в этом году планируем начать закупку лицензий отечественных операционных систем для внедрения на рабочих местах сотрудников органов власти Югры.
В 2016-2017 годах Система 112, АИС «МФЦ», АИС «Управление транспортом», АИС «Строительство энергетики и ЖКХ» переведены с СУБД Oracle на PostgreSQL. До конца 2018 года планируем перевести на PostgreSQL реестр государственных и муниципальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. При этом затраты по переходу на PostgreSQL окупились за счет сокращения расходов на поддержку СУБД Oracle.
На платформе «Битрикс 24» в 2017 году мы начали использовать отечественный госмессенджер, к которому подключены более 60% сотрудников органов власти. Мессенджер используется для обсуждения рабочих вопросов и дает возможность использования элементов проектного управления в каждом органе власти.
В 2016 году нами осуществлен перевод единого сайта государственных органов автономного округа с зарубежного ПО IBM Web Sphere ("АйБиЭм Веб Сфера") на российский программный продукт «1С Битрикс. Управление сайтом». В результате удалось не только оптимизировать расходы на техническое сопровождение, но и повысить работоспособность и отказоустойчивость сайта, ввести новые удобные сервисы для граждан.
Какие интересные проекты были реализованы в вашем регионе за последние два года? Кто был вашим технологическим партнером и как вы оцениваете это сотрудничество? С какими трудностями столкнулись в ходе реализации проектов и как удалось их преодолеть? Какой положительный эффект в результате был получен?
Павел Ципорин: В конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2017» 9 югорских проектов из 11 заявленных отмечены призовыми местами. Такое количество наград не смог завоевать ни один субъект Российской Федерации. Это лучший результат Югры за пятилетнюю историю конкурса. В 2017 году Югра забрала 4 первых места. В номинации «Лучшее мобильное приложения органа государственной власти» золото получил проект «iTIS – Мобильное приложение ТИС Югры», которое позволяет повсеместно и оперативно получить доступ к информации для принятия управленческих решений.
В номинации «IT в сфере дорожного хозяйства и транспорта» максимальную оценку получил проект «Комплексный подход по управлению воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом в Югре» – АИС «Управление транспортом» и Публичный информационный уровень ТИС Югры, тематическая карта «Транспорт». Эти системы позволяют получать информацию о воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте в комплексе. Благодаря данному сервису югорчане могут использовать уникальный инструмент подбора транспортной схемы из одной точки Югры в другую любым из перечисленных видов транспорта, а также узнавать расписание и местоположение на карте транспортных средств, тарифы на проезд и другую информацию.
В тройке лидеров в номинации «IТ в природопользовании и охране окружающей среды» проект «Применение современных технологий в сохранении природного богатства Югры», реализуемый также на базе ТИС Югры. Проект позволяет на основе результатов космической деятельности давать оценку нарушений границ лесосеки и участков незаконных лесных вырубок. В дальнейшем это используется при организации выездных контрольно-надзорных мероприятий и возмещении нанесённого ущерба. Благодаря этой работе Югра является лидером в России по объёму возмещения причинённого вреда окружающей среде в региональный бюджет (с 2014 года более 1 млрд. руб. в год). В дальнейшем данный проект планируется использовать и в мониторинге загрязнений лесного фонда и водных объектов региона.
Еще один успешный югорский проект по обучению граждан «Электронный гражданин» в марте 2018 года награжден в г.Женеве дипломом Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в номинации «Доступ к знаниям и информации». Со всего мира было представлено 685 проектов. Проект «Электронный гражданин» стал одним из 90 чемпионов. В их число вошли лишь семь российских проектов.
В целях улучшения качества оказания электронных услуг было создано мобильное приложение «Госуслуги ХМАО», посредством которого предоставляются следующие услуги: «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», «Проверка очереди в детский сад», «Запись на прием к врачу». Впервые в России разработана нейронная сеть, позволяющая предоставлять информацию о наиболее востребованных сервисах Единого портала госуслуг, а также отвечать в режиме реального времени на вопросы, возникающие у граждан при получении услуг, используя технологию искусственного интеллекта. Нейронная сеть является самообучаемой системой, способной действовать на основании ранее полученного опыта, становясь совершеннее и возвращая верные результаты даже на основании неполных и частично неверных запросов, что позволит вывести поддержку пользователей Единого портала на качественно новый уровень.
Предоставление электронных услуг, а также иных государственных сервисов невозможно без скоростного качественного доступа к сети интернет. В настоящее время значение показателя «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, в общем числе домашних хозяйств» по автономному округу составляет 90,5% (при среднем значении 76,3% по России по итогам 2017 года). Это стало возможным благодаря развитию сетей связи, в том числе подвижной радиотелефонной (сотовой) связи.
По сравнению с 2016 годом автономный округ поднялся по вышеуказанному показателю с 7-го на 2-е место среди регионов Российской Федерации. Интернет в последние годы становится все более доступным не только для жителей крупных городов, но и малочисленных населенных пунктов. Для решения этой задачи предоставляются государственные субсидии по возмещению части затрат на строительство объектов связи на территории труднодоступных и отдаленных местностей в автономном округе.
По схеме субсидирования в 2016 году компаниями «Зуммер» и «Северсвязь» реализованы инвестиционные проекты по строительству радиорелейных и волоконно-оптических линий связи линий в Нижневартовском, Белоярском и Октябрьском районах. Итого в 2016 году по двум инвестпроектам доступом к сети интернет обеспечено 15 населенных пунктов с общей численностью населения более 36 тысяч человек.
В 2018 году также по схеме субсидирования компании «Ростелеком» и «Сеть» планирует обеспечить 18 населенных пунктов, тем самым еще более 25 тысяч человек получат возможность пользоваться доступом к сети интернет на скорости не менее 10 Мбит/с.
Также в 2018 году в рамках проекта устранения цифрового неравенства «Ростелеком» планирует установить точки доступа к сети интернет в 12-ти населенных пунктах на основании соглашения между Правительством автономного округа, Минкомсвязи и «Ростелекомом». В автономном округе по вышеуказанному проекту предусмотрена установка точек доступа в 26-ти населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. Реализация проекта осуществляться из Фонда универсальных услуг связи.
В апреле 2017 года введена в постоянную эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая предназначена для сокращения времени комплексного реагирования служб при возникновении экстренных и чрезвычайных ситуаций. Охват населения автономного округа возможностями Системы-112 составляет свыше 99%. Югра находится в первой десятке регионов России, где Система-112 введена в постоянную эксплуатацию.
В 2016 и 2017 году в рамках государственных контрактов с компанией Softline реализованы проекты, направленные на автоматизацию деятельности 78 участков мировых судей автономного округа. Создана система аудио-видео протоколирования хода судебных заседаний, которая позволяет обеспечить возможность записи качественной аудио-видео дорожки хода судебных заседаний, тем самым повысить качество правосудия и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. С помощью созданной системы электронных архивов мировой юстиции были решены вопросы по размещению и надежному хранению всех судебных материалов, предоставлению регламентированного доступа к электронной копии документа, удобному и оперативному поиску документов, формированию и автоматической выгрузке банка судебных решений, обеспечению сохранности и неизменности всех электронных документов, подготовке и поиску необходимых документов для анализа или при проведении различных проверок и подготовке отчетов, предоставлению гражданам доступа к судебным решениям (через выделенные персональные компьютеры и информационные киоски).