Никита Цаплин, RUVDS: Арендуя облако, вы снимаете с себя очень многие риски
Облачная тематика в России активно набирает обороты. Согласно недавним экспертным оценкам, уже более половины российских компаний работают в облаках. О том, как выглядит усиление «облачности» в российском корпоративном сегменте, TAdviser рассказал Никита Цаплин, генеральный директор и основатель компании RUVDS
Сегодня даже такие консервативные в отношении облаков компании, как представители банковского сектора и госструктур, реализуют проекты гибридных облаков или пользуются услугами публичных облаков, как российских, так и зарубежных провайдеров. Как Вы полагаете, это массовый тренд?
НИКИТА ЦАПЛИН: Заявления о «гибридном» облаке для госкомпаний, действительно, были. Наиболее вероятен следующий сценарий: когда основные поставщики для госов («Ростелеком» и окологосударственные провайдеры) исчерпают свой ресурс, тогда, действительно, госструктуры пойдут к частникам. Однако, как говорится, есть нюансы.
Во-первых, особенности процедур госзакупок, бюрократия плюс длительное время ожидания оплаты при том, что вложить свои деньги надо сразу. Во-вторых, сертификация, аттестация решений по требованиям ФСТЭК, зачастую - ФСБ. Это дорого, долго, поэтому далеко не каждый оператор с этим связывается. Скорее всего, на рынке выделится определенный пул частных операторов, которые будут подходить под особые требования, И именно они будут выполнять роль гибридных облаков, по крайней мере, в течение некоторого времени.
Банковский сектор, да и в целом весь финансовый сегмент – уже давно клиент облаков. Но и тут есть специфика: чувствительные данные они на сторону не отдают. В облаке размещаются, скорее, дополнительные проекты, резервные копии. В то же время банки превращаются в целые экосистемы, и, соответственно, растет спрос на облачные услуги, которые обеспечивают новые потребности в мощности. Это очевидный тренд, и в целом, динамика этого развития соотносится с темпами роста рынка.
По Вашим оценкам, какие причины более всего стимулируют использование облаков? С какими запросами чаще всего клиенты обращаются в Вашу компанию?
НИКИТА ЦАПЛИН: Один из главных стимулов - перевод капитальных затрат в операционные. Железо сильно дорожает. К тому же пандемия наносит урон рынку нехваткой чипов, железо нужно ждать сильно дольше, чем раньше. Второй стимул - не нужен штат админов высокой квалификации, так как большой пласт работ переходит на оператора облака. И, конечно, легкая масштабируемость, причем, как рост ресурсов, так и, что очень важно в кризис, их уменьшение - все происходит легко. Свой сервер вы так легко масштабировать не сможете.
Предприятия все чаще обращаются не просто за арендой виртуалки, но и за арендой специализированного ПО, услугами администрирования и даже ИТ-консультациями. Тому есть причина - общее падение квалификации администраторов в среднем по рынку. Потому компаниям проще отдать администрирование на сторону, нежели искать собственного администратора. В деньгах это обычно еще и дешевле.
По Вашим оценкам, насколько хорошо подготовлены российские потребители пользованию облачными услугами?
НИКИТА ЦАПЛИН: На наш взгляд, реально очень хорошо подготовлены. Да, среди наших клиентов немало новичков, которые иногда даже не понимают, что они арендовали. Но это, скорее, исключения. В целом, уровень клиентов высок, они знают, чего хотят, зачем они это делают. Дополнительно им в помощь мы ведем корпоративный блог на Habr. Он призван решать несколько задач, включая охват описаниями максимального количества сценариев работы с сервером, привнесение полезного контента в сообщество и, конечно, продвижение бренда.
В западных странах сложился облачный стандарт де-факто: «большая облачная тройка» (AWS, Microsoft Azure, Google Cloud). Как Вы полагаете, российский рынок двигается по той же траектории корпоративных потребностей (со своими ключевыми провайдерами), или у нас просматривается собственный путь корпораций в облака?
НИКИТА ЦАПЛИН: Вряд ли у нас будет какой-то свой путь. У нас уже по рынку ходят некоторые компании и скупают либо пытаются скупить конкурентов, укрупнялись таким образом.
Безусловно, уровень «Яндекса», Mail.ru, Sber Cloud, с точки зрения денежного ресурса, недосягаем для большинства игроков. Но средние и мелкие игроки, пусть и в уменьшенном количестве после всех слияний и поглощений, останутся. Так развивается ситуация и в США, и в Европе. Ведь самой «большой тройке» не очень выгодно, чтобы конкуренции не было совсем.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
Скорее всего, у нас будет примерно так же. Выделится ряд крупнейших игроков, которые будут обслуживать госструктуры, крупные корпорации и относительно небольшой список физлиц. И будет ряд остальных игроков, которые будут больше ориентированы на физлиц и небольшие компании.
С Вашей точки зрения, насколько «горяча» конкуренция на российском рынке облачного провайдинга? В чем она проявляется?
НИКИТА ЦАПЛИН: Конкуренция на российском рынке облачного провайдинга весьма горяча. Вплоть до того, что некоторые провайдеры с целью привлечения клиентов даже пытались использовать adult-контент. Компании постоянно оптимизируют железо, чтобы сэкономить и снизить цену услуг, некоторые предлагают серверы с десктопной ОС Windows или процессорами для ПК, что на деле является нарушением лицензионных соглашений. В общем, крутятся, как могут.
При этом со всех сторон поднимаются цены - на железо, на ПО (НДС и просто рост цен), а клиенты порой не выдерживают коронавирусных ограничений и уходят, что бьет по прибыли. Все это серьезно обостряет конкурентную борьбу.
Ключевым факторами конкурентоспособности, на наш взгляд, являются соотношение цены и качества услуги. Здесь важно высокое качество железа и надежные партнеры ЦОДы и операторы связи. Очень важна гибкость в обслуживании клиентов. Она заключается в умении услышать клиента и адаптироваться под его нужды. В частности, исходя из этой задачи, мы создали маркетплейс. Думаю, что важнейший аспект конкурентоспособности - в целом честное и уважительное отношение к клиенту. Для нас это означает, что каждый клиент, сколько бы он ни платил, может написать в компанию, позвонить в техподдержку и получить при этом оперативный ответ не от робота, а именно от человека-специалиста.
Собственный маркетплейс сервисов – интересное предложение для рынка. По какому принципу вы отбираете сервисы для него? Какие из них сегодня являются настоящими хитами?
НИКИТА ЦАПЛИН: В самом начале мы проводили опросы среди клиентов. Конечно, изучали тикеты клиентов - что им было нужно. Естественно, изучаем поисковые запросы и смотрим на конкурентов. На сегодняшний день одни из самых популярных продуктов- это сервера с предустановленным Docker и WordPress.
С течением времени стал явно снижаться уровень недоверия корпоративного сектора к облачным услугам. Как думаете, что изменилось: психология заказчиков или способность облачной инфраструктуры обеспечить более высокий уровень информационной безопасности?
НИКИТА ЦАПЛИН: Действительно, уровень недоверия клиентов к облакам значительно снизился. Это и заслуга самих операторов облаков – они активно занимаются популяризацией, а также государства, которое постоянно уделяет большое внимание цифровизации. И, конечно, это следствие отсутствия серьезных инцидентов.
Так, всем очевидно, что утечка может произойти, как со своего железа, так и с облачного. Но, если со своего, то предъявить претензии можно только себе, а вот если с облака, то не исключены финансовые претензии к поставщику услуги. Как раз для этих целей мы заключили соглашение с AIG по страхованию рисков утечки, потери данных (наших и клиентов). Если, не дай Бог, такое произойдет, мы можем рассчитывать на компенсацию до 1 млн долл. для покрытия ущерба клиентам и себе.
Помимо того, мы предлагаем нашим клиентам приобрести индивидуальный страховой полис AIG, который имеет расширенное покрытие практически на все риски, связанные как с утечкой и повреждением данных, так и с временным отсутствием доступа к этим данным в случае аварии у поставщика услуги. Правда, эта услуга пока особым спросом не пользуется.
Насколько для современного успешного облачного провайдера важен аспект глобального присутствия? Стоит ли бросать вызов «большой облачной тройке» на их территории?
НИКИТА ЦАПЛИН: А почему нет? Не все клиенты хотят хранить данные у Microsoft или Google. Для некоторых клиентов принципиально важно, чтобы их виртуалка была в США, например, для трейдеров. При этом если клиент знает, что он может позвонить в поддержку, которая ответит ему оперативно и по-человечески, а не как это принято у крупных зарубежных компаний, то выбор будет очевиден. Другое дело, что масштаб «большой тройки» без аналогичных больших денег недостижим. Но нужен ли он? - это большой вопрос.
С точки зрения клиента, облачные услуги, конечно, позволяют превращать CAPEX в OPEX, однако в масштабе нескольких лет они все-таки остаются довольно дорогим удовольствием. Можно ли сделать передовые облачные услуги высокого качества доступными для широкого круга клиентов?
НИКИТА ЦАПЛИН: Да, мы так и делаем. Клиенты всегда забывают об одном аспекте. Зачастую в жизни облачного клиента происходит несколько переездов с сервера на сервер с модернизацией железа, его обновлением. Но это почему-то никто не учитывает в CAPEX. Плюс к этому на клиента работает несколько линий поддержки, что реально замещает ему высококвалифицированного администратора (а это зарплата и налоги). В перспективе нескольких лет, действительно, может показаться, что лучше купить свой сервер. Но вы точно знаете, какой сервер вам будет нужен через год? Через два? А, может, он и не нужен будет? Посмотрите на Avito - сколько самосборной техники, порой очень свежей, продают там буквально за бесценок, потому что «проект не пошел». Арендуя облако, вы снимаете с себя очень многие риски, и это надо тоже учитывать.
Недавно правительство РФ решило принципиально изменить архитектуру Государственной Единой Облачной платформы (Гособлако) и перейти к формату объединенного облака (Community Cloud). Для Вашей компании привлекательна перспектива стать участником такой структуры?
НИКИТА ЦАПЛИН: Это, действительно, так. У нас есть сертификация ФСТЭК, и для некоторых проектов ее достаточно. Например, к нам приходят многие образовательные проекты, в частности, от госучреждений, и мы с ними активно работаем.
Получение лицензии ФСБ в среднесрочных планах, пока мы не наблюдаем подобных запросов от наших клиентов.
Если судить по опыту Вашей компании, сегодня достаточно легко добиться успеха на облачном поприще, ведь компания RuVDS за пять лет своего развития вошла в топ-15 поставщиков услуг IaaS в России. По Вашему мнению, в чем секрет успеха?
НИКИТА ЦАПЛИН: Знаете, я бы не сказал, что это легко. Нелегко привлечь банковское финансирование в текущих реалиях. Нелегко выстраивать работу команды. Сегодня, оглядываясь назад, я не могу однозначно сказать, что хотел бы повторить пройденный путь. Путь интересный, но тяжелый. Были серьезные кризисные моменты, когда казалось, что это все… Но команда всегда оставалась верна делу, клиентам, и, конечно, самим себе. Любые проблемы разрешимы, если действовать взвешенно, системно, и учиться на ошибках. Лучше, конечно, на чужих, но своих не может не быть… И вот что еще важно - отсутствие жадности. Мы вкладываем практически всю прибыль в закупку оборудования, в развитие. Вот и весь наш секрет успеха.
Сегодня на мировом, да, и российском рынке тоже, активно развиваются два направления: IaaS и PaaS. Какое направление Вы считаете наиболее перспективным для Вашей компании?
НИКИТА ЦАПЛИН: PaaS – это более молодое направление, поэтому логично, что оно растет быстрее. Плюс для его использования нужно меньше компетенций, значит, больше рынок в целом. А IaaS - это более классическое направление, когда клиент вполне понимает, какое железо и зачем ему нужно, арендует он его, управляет сам и также самостоятельно разворачивает нужное ПО.
PaaS для клиента – это, скорее больше ящик, в котором каким-то образом все работает. Для клиента не важно, как это работает, главное, что он знает, как это использовать.
Оба направления перспективны, просто у них разные рынки, хотя и частично пересекающиеся. Для нас, конечно, более близким является направление IaaS, его мы и развиваем. Но не исключаем, что со временем будем работать и в направлении PaaS.
На корпоративном сайте упоминается перспективный сервис раздачи Интернета из субкосмоса. Чего ожидать потенциальным потребителям и когда?
НИКИТА ЦАПЛИН:
Задача нашего проекта - накопить компетенции эксплуатации космических серверов. Применение этим знаниям и технологиям найдется везде, куда будет двигаться человек и где ему будут нужны большие вычислительные мощности. В перспективе можно ожидать усложнение условий работы земных дата-центров из-за экологических ограничений, и тогда космические серверы станут одним из возможных решений.
Первым шагом в этом направлении был экспериментальный запуск нашего сервера в 2019 году в стратосферу или как ее также называют- субкосмос. Тогда эксперимент показал возможность работы оборудования и стабильной передачи данных в условиях космоса. Следующим шагом, который мы сделали буквально несколько недель назад, стало подписание на авиасалоне «МАКС» соглашения о запуске нашего сервера уже в большой космос на ракете-носителе «Союз-2.1а» в 2022 году. Космический аппарат выйдет на околоземную орбиту и проработает там несколько лет.
В наших планах проведение экспериментов, которые позволят оценить удобство хранения и обработки информации в космосе. Для клиентов будет доступен интерфейс, который позволит в боевом режиме испытать работу с космическим сервером в рамках установленных сеансов связи. Мы оцениваем перспективу таковой, что в будущем, вполне возможно, серверы, действительно, смогут размещаться в космосе. Но пока это стадия испытаний и нам предстоит в этом убедиться.