2024/12/18 16:41:44

Креативные индустрии


Содержание

К креативным индустриям обычно относят такие направления экономики, как арт-индустрия, фотография, реклама, ювелирное дело, исполнительское искусство, полиграфия, издательская деятельность, кино, теле- и радиовещание, информационные технологии, разработка программного обеспечения и видеоигр, производство музыкальных инструментов, архитектура и проектирование, охрана культурного наследия, музейное, библиотечное и архивное дело, дизайн и творческое образование.


Хроника

2023: Рост отрасли до 14,5 трлн рублей

По итогам 2023 года объем креативного сектора в России составил 14,5 трлн рублей. Для сравнения, в 2022-м этот показатель оценивался в 11,4 трлн рублей. Таким образом, рост зафиксирован на уровне 27%. Об этом говорится в обзоре Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, опубликованном 16 декабря 2024 года.

Отмечается, что креативный сектор является значимой составляющей российской экономики, обеспечивая вклад в ВВП в размере 3,5% и в выручку — 3,7%. Это сопоставимо с долей сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (3,7% в ВВП России). Для сравнения: вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 3,1% (данные ЮНЕСКО за 2022 год).

Наибольшим экономическим масштабом отличаются индустрии «Программное обеспечение», «Реклама и пиар» и «Мода». На них приходится 49% организаций, 66% индивидуальных предпринимателей и 60% выручки всего креативного сектора. В целом, в Тор-10 креативных индустрий по размеру дохода в 2023 году входят:

1. Программное обеспечение — 4,4 трлн рублей;

2. Мода — 2,3 трлн рублей;

3. Реклама и пиар — 2 трлн рублей;

4. Архитектура и урбанистика — 0,8 трлн рублей;

5. Гастрономия — 0,8 трлн рублей;

6. Медиа и СМИ — 0,6 трлн рублей;

7. Кино и сериалы — 0,4 трлн рублей;

8. Ювелирное дело — 0,4 трлн рублей;

9. Книжное дело — 0,3 трлн рублей;

10. Исполнительские искусства — 0,1 трлн рублей.

По итогам 2023 года в креативной экономике России были заняты 4,6 млн человек (плюс 0,3 млн по отношению к 2022-му), или 6,2% от общей численности занятых в стране. Этот показатель учитывает не только занятых в организациях креативного сектора, но и представителей креативных профессий, работающих в других видах экономической деятельности (например, дизайнеров в банках).[1]

Примечания