2022/02/01 17:39:59

Кирилл Щепетов, СИГМА: У 1С в энергетике большие перспективы

По данным «РУССОФТ», в 2020 году продажи российских софтверных компаний выросли на 3–5%. Наибольший рост показали разработчики программных продуктов. Какое место в этом сегменте занимает платформа , какие задачи энергетического сектора она помогает решать, TAdviser рассказал Кирилл Щепетов, директор департамента решений в компании «СИГМА».

Кирилл
Щепетов
Наша задача, как подрядчика, выявлять потребности бизнеса, с их учетом подбирать оптимальные конфигурации решений

Почему платформа 1С так востребована сегодня?

Кирилл Щепетов: В рамках активной политики импортозамещения очень много ИТ-проектов сейчас перезапускаются на базе отечественных продуктов. В этом процессе важно и количество, и качество: недостаточно просто внедрить больше российских ИТ-продуктов, они должны быть основаны на актуальных технологиях и соответствовать потребностям той или иной компании. 1C в этом плане – одна из самых доступных, удобных и демократичных платформ. Это широкая, проверенная временем линейка продуктов, которые комплексно закрывают операционные и стратегические задачи бизнеса.

Какая в этом процессе роль СИГМЫ?

Кирилл Щепетов: Наша задача, как подрядчика, выявлять потребности бизнеса, с их учетом подбирать оптимальные конфигурации решений, а затем, используя все преимущества системы 1С, дорабатывать под специфику отрасли. В нашем случае это энергетика и ЖКХ. На рынке автоматизации СИГМА с 2005 года, а с 1С работаем уже более 5 лет, являясь сертифицированным партнером платформы. В 2020 году наша компания получила статус кандидата в «Центре компетенции 1С:КОРП» и «Центре компетенции ERP». Сейчас мы ведем десятки проектов по внедрению и сопровождению систем на базе 1С в компаниях ТЭК, обслуживаем клиентов в 11 часовых зонах России.

Есть ли риски, которых помогает избежать 1С?

Кирилл Щепетов: Конечно! Зарубежные разработчики сейчас активно переходят на предоставление облачных сервисов вместо продажи дорогостоящих лицензий. При таком раскладе в условиях возможных санкций могут появиться вопросы к непрерывности работы сервисов и сохранности на них данных компании. Также не стоит забывать о валютной нестабильности. Любое колебание резко влечет за собой рост цен на иностранное ПО.

Но даже если не говорить об импортозамещении, переход с зарубежного софта на российский в принципе очень выгоден. В первую очередь, это позволяет существенно сократить расходы на автоматизацию. Хоть бюджет внедрения отечественных продуктов сопоставим с импортными, стоимость их обслуживания в разы ниже, чем зарубежных аналогов. Это же касается и масштабирования успешных пилотных проектов. Ну и, конечно, с российскими вендорами намного проще взаимодействовать, особенно в вопросах кастомизации коробочных решений, коими являются 1С. Заказчик в этом случае может напрямую выражать свои пожелания и потребности проектной группе и даже разработчикам. Такая вовлечённость позволяет эффективно развивать продукт — и делать это в сжатые сроки.

Какие задачи энергетики решаются с помощью 1С?

Кирилл Щепетов: Самые разные: от производства до бэк-офиса. Например, в ПАО «Интер РАО» мы внедряем автоматизированную систему финансового экономического управления (ФЭУ) и решение ТОиР (Техническое обслуживание и ремонты). ФЭУ позволяет централизовать и стандартизировать бухгалтерский и налоговый учет, а также работу с процессами казначейства и бюджетирования. Сейчас в системе единовременно работают около 800 сотрудников в 44 компаниях.

Решение ТОиР помогает управлять состоянием оборудования, своевременно проводить его ремонты и профилактику, а также формировать полную и точную аналитику. О важности этой задачи говорит официальная статистика. По оценке Минэнерго, в 2017 году «хорошее» и «очень хорошее» состояние оборудования отмечалось лишь у 37,66% от общего числа объектов генерации. Внедрив наше решение, коллеги из «Интер РАО» могут заранее рассчитывать индекс технического состояния на станциях, вести план-фактный анализ и учет затрат по конкретным единицам, а также существенно повышать скорость согласования технических работ. Сейчас с нашей системой работает более 3700 сотрудников ПАО «Интер РАО» в разных регионах РФ.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

Помимо этого, мы активно расширяем пул заказчиков за рамками электроэнергетики. В 2020 году стартовала группа проектов по комплексной автоматизации коммунальных предприятий ГУП ТЭК и ГУП Водоканал города Санкт-Петербурга. Наша команда глобально перерабатывает процессы управления персоналом, складом, автотранспортом, строительством и техническим присоединением.

Какие ИТ-тренды Вы считаете самыми актуальными в своей области?

Кирилл Щепетов: Те, которые можно использовать для успешного выполнения задач наших Заказчиков. Сейчас это:

1. Ведение базы клиентов и взаимодействие с ними

CRM-решения в энергетике помогают не только отслеживать, как абонент оплачивает счета, но и использовать получаемые данные для максимальной персонализации услуг: предложения более гибких тарифов или дополнительных сервисов. Это, конечно, кардинально новый уровень коммуникации и управления лояльностью клиентов. Очень хотим развивать это направление в энергетике для клиентов B2C-сегмента.

2. Прогнозирование сбоев энергетического оборудования

Отсутствие производственных сбоев – ключевой фактор эффективной работы, особенно в такой сфере, как энергетика. Использование самой актуальной информации, обновляемой в реальном времени, помогает не только оперативно реагировать на внештатные ситуации, но и выявлять потенциальные проблемы до их возникновения.

3. Интеллектуальное предприятие

Концепция интеллектуального предприятия предполагает, что все процессы не просто автоматизированы – они являются источниками данных, на основе которых можно принимать точные и взвешенные решения. С помощью встроенной аналитики обеспечивается 360-градусный обзор бизнеса.

4. Глобальная автоматизация

Сегодня автоматизация есть уже на любом крупном предприятии в том или ином виде. Так что отдельными решениями уже никого не удивишь. Следующий шаг – формирование цельной экосистемы для единого управления бизнесом. 1С в этом плане – достаточно «зрелая» платформа, которая способна охватить такую нагрузку и масштаб даже на федеральном уровне.