2014/02/04 13:03:59

Как «Аэрофлот» сэкономит на ИТ новой «дочки»-лоукостера? Интервью с Кириллом Богдановым

Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по ИТ Кирилл Богданов в интервью TAdviser рассказал, как будет устроена ИТ-инфраструктура новой «дочки» авиакомпании - бюджетного перевозчика «Добролет», и насколько дешевле обойдется ее содержание и поддержка.

TAdviser: Кирилл Игоревич, какие ИТ-системы будут использоваться в «Добролете» на момент начала деятельности?

Кирилл Богданов: К основным системам можно отнести систему бронирования и систему управления предприятием. В качестве первой «Добролет» будет использовать Navitaire – это американская система, которую используют 90% бюджетных авиаперевозчиков в мире. Ее преимущества заключаются в простоте и дешевизне по сравнению с другими аналогичными системами.

Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по ИТ Кирилл Богданов

Поскольку бизнес-класс у бюджетных перевозчиков не предусмотрен, система обеспечивает поддержку всего 2-3 тарифов, в отличие, например, от Sabre, обеспечивающей выбор из 20 тарифов для пассажиров «Аэрофлота». При этом у Navitaire хороший интернет-движок, позволяющий продавать билеты на сайте. Готовность самого сайта ожидается в марте.

Здесь хотелось бы отметить, что, в отличие от всех других наших дочерних компаний, которые имеют тот же код, что и «Аэрофлот» - SU, и заказ билетов в которых осуществляется через общую систему бронирования «Аэрофлота», «Добролет» будет сам продавать билеты, под своим собственным кодом, который, как мы ожидаем, будет ему присвоен к маю.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.4 т

Управление предприятием, в свою очередь, будет осуществляться на базе «1С» - самой недорогой системы. С ее помощью в «Добролете» планируется автоматизировать делопроизводство, бухгалтерский и налоговый учет, учет доходов и персонала, расчет заработной платы, финансовый учет, управление закупками, учет оборудования и материалов. При этом и ее, и систему бронирования для «Добролета» планируется использовать по модели SaaS с целью минимизации расходов на ИТ.

TAdviser: А еще какие-то системы будут использоваться?

Кирилл Богданов: Да, будет использоваться система производственного планирования, в первую очередь, для планирования экипажей, управления отправками, которую «Добролету» поставит компания «АвиаБит».

Для проведения техобслуживания и ремонта, в свою очередь, будет использоваться система Amos. Ее же использует «Аэрофлот», который докупил дополнительные лицензии для дачи в аренду «Добролету». Думаю, что впоследствии Amos у «Добролета» так и останется.

TAdviser: Где будут храниться данные пассажиров, обрабатываемые в системе бронирования?

Кирилл Богданов: Систему бронирования по сервисной модели «Добролету» будет предоставлять непосредственно Navitaire, таким образом, все данные будут обрабатываться в его дата-центре в Америке.

В тестовом режиме главная страница сайта «Добролета» заработала еще в ноябре 2013 г.

TAdviser: С какими компаниями «Добролет» будет сотрудничать в части платежей за билеты?

Кирилл Богданов: По части интернет-эквайринга мы сейчас договариваемся с «Альфа-Банком», с которым сотрудничает «Аэрофлот», в том числе – по своим дочерним компаниям. «Альфа-Банк» - наш давний партнер, и с ним мы через сайт продаем билетов более чем на миллиард долларов в год. Банк с этих продаж имеет комиссию. У «Добролета» таких оборотов не будет, но это «дочка» «Аэрофлота», поэтому мы пытаемся договориться о таких же условиях для нее как для «Аэрофлота». По наличным же платежам «Добролет» будет сотрудничать с Qiwi.

TAdviser: Сколько пользователей будет в «Добролете» на момент начала работы? Будут ли в штате ИТ-специалисты?

Кирилл Богданов: Мы планируем начать полеты в апреле - мае, и первоначально без учета летного состава количество сотрудников компании будет примерно 80 человек. «Добролет» планирует начать работу с двух самолетов, в перспективе их будет до конца года восемь, а в 2015 году планируется ввести 16 судов. Думаю, что даже с увеличением количества воздушных судов «Добролета» принципиально указанное количество сотрудников меняться не будет: этот «костяк» и будет все обеспечивать, так как большая часть работы - на аутсорсинге.

По направлению ИТ на начальном этапе в компании будет работать один сотрудник. Число таковых может увеличиться максимум до пяти человек, поскольку на обслуживание своей вычислительной техники, своих рабочих мест «Добролет» планирует заключить контракт с внешней компанией.


TAdviser: Насколько дешевле у «Добролета» выйдет поддержка и содержание ИТ-инфраструктуры по сравнению с «Аэрофлотом»?

Кирилл Богданов: Думаю, разница в затратах составит минимум 20 %, а где-то и все 60%. Достигается она, разумеется, не за счет качества, просто в «Добролете» небольшой штат и некоторые операции делаются вручную, стоят самые простые системы.

Если сравнить, например, условия Sabre и Navitaire, разница по расходам составляет примерно 40%, просто за счет того, что в последней нет управления доходами, управления тарифами, ценами, фактически там на одном направлении одна, максимум две цены: либо приобретая билет за месяц по максимально дешевой цене, либо менее месяца уже по второй цене.

TAdviser: Проводились ли какие-то расчеты, как экономия на ИТ скажется на конечной стоимости билета «Добролета» для пассажира?

Кирилл Богданов: На мой взгляд, ИТ-составляющая в стоимости билетов небольшая, основное, конечно – это топливо, керосин и лизинг самолетов. Для «Добролета» планируется снижение цены на билеты на 40% по сравнению с «Аэрофлотом». Для этого мы рассчитываем на принятие поправок в кодекс гражданской авиации, разрешающих невозвратные билеты и отсутствие питания на борту для пассажиров. Эти вопросы были подняты в Госдуме еще прошлым летом, но они медленно решаются. Сейчас наши юристы работают с депутатами, и я надеюсь, что все-таки поправки будут приняты, потому что без послаблений в кодексе нам будет очень тяжело сдержать низкие цены.

Если ограничения по возврату билетов и питанию снимут, мы рассчитываем, что через 5-6 лет «Добролет» выйдет примерно на перевозку 10 млн пассажиров в год, поскольку услуга бюджетных перевозок в России очень востребована: наше население намного менее мобильно, чем Европа или Америка, именно из-за дорогих цен на билеты.