2024/07/26 11:35:19

Информационные технологии в закупках

Статья посвящена вопросам развития информационных технологий в области закупок.

Содержание

2024

Утверждение программы цифровизации госзакупок в странах ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия утвердила комплексную программу цифровизации государственных закупок в странах ЕАЭС. О принятии программы объявили на парламентских слушаниях в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 ноября 2024 года. Подробнее здесь

Минфин РФ рассказал, как проходит цифровизация закупочных процедур в ЕАЭС

В ЕАЭС продолжается цифровизация закупочных процедур. Приоритетными задачами являются взаимное признание странами союза электронных цифровых подписей и интеграция всех информационных закупочных систем. Об этом 30 сентября 2024 года сообщили в Минфине России. Подробнее здесь

Названы самые важные цифровые решения для закупок и поставок товаров

Генеративный искусственный интеллект (ГенИИ) и прогнозная аналитика рассматриваются в качестве одних из наиболее значимых технологий в области закупок и поставок товаров. Об этом говорится в обзоре Gartner, опубликованном 20 июня 2024 года. Новые цифровые решения, как отмечается, помогают в повышении эффективности, развитии автоматизации и улучшении взаимодействия с поставщиками и партнерами.

Инструменты ГенИИ

Средства ГенИИ позволяют разрабатывать стратегии и сценарии действий, обучаясь на огромных массивах данных. Эти технологии оказывают значительное влияние на бизнес, ускоряя выполнение задач и формирование документации. В результате, могут быть существенно оптимизированы рабочие процессы в области закупок и поставок продукции. Генеративные алгоритмы могут применяться для создания персонализированного маркетингового контента, помогая компаниям более эффективно общаться со своими клиентами.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT 24.1 т

Прогнозная аналитика

Такие инструменты позволяют прогнозировать будущие события, поведение и результаты. Метод основан на изучении исторических и текущих данных для составления прогнозов. Технология использует сочетание передовых математических, статистических методов и средств машинного обучения для анализа данных с целью выявления и экстраполяции скрытых тенденций. Предвидя будущие изменения, организации могут принимать более обоснованные решения в отношении закупок и поставок товаров. Это повышает эффективность ведения бизнеса.

Диалоговый ИИ

Данные технологии наделяют машины возможностью понимать естественный язык и реагировать на него по-человечески. Диалоговый искусственный интеллект используется для создания интерактивных систем, которые могут поддерживать общение с людьми: это может быть голосовой или текстовый чат. Такие инструменты облегчают процесс поиска и заказа необходимой продукции, а также помогают получать ответы на вопросы о товарах.

Расширенная аналитика контрактов

Специальные системы используют обработку естественного языка в сочетании с алгоритмами ИИ для анализа структурированных и неструктурированных данных, касающихся договорных условий. Решения призваны улучшить процессы заключения контрактов — в том числе в плане выявления потенциальных рисков. Организации также могут использовать эту технологию, чтобы оперативно реагировать на нормативные изменения и вносить обновления в отдельные документы.

Управление рисками в сегменте поставщиков

Такие решения позволяют отделам закупок управлять событиями, влияющими на их цепочки поставок, и оперативно инициировать планы реагирования. Технология использует анализ данных в режиме реального времени. В результате, компании могут получить конкурентное преимущество и снизить издержки.

Управление жизненным циклом контракта (CLM)

Организации стремятся оцифровать свои процессы, обеспечить соблюдение требований, минимизировать риски и устранить неэффективность, связанную с заключением контрактов. Внедрение решений CLM может привести к значительному повышению эффективности внутренних и внешних процессов, особенно когда контракты и документы проходят через различные отделы внутри компании. Инструменты CLM помогают снизить возможные риски и сократить затраты.

Системы поиска поставщиков

Эти платформы помогают организациям находить, оценивать и интегрировать новые источники поставок товаров и услуг в свои процессы снабжения. Решения (в том числе базирующиеся на ИИ) повышают устойчивость цепочки поставок, усиливают рыночную конкуренцию и обеспечивают улучшение стабильности операций.[1]

2019

Владимир Григоренко, директор по цифровым технологиям РТС-тендер, - о перспективах развития закупочных технологий

Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Владимир Григоренко, директор по цифровым технологиям федеральной электронной площадки для госзакупок РТС-тендер, рассказал о перспективах развития закупочных технологий.

Владимир Григоренко на TAdviser SummIT

В настоящее время происходит глобализация закупочного пространства, что проявляется в наращивании объема сотрудничества с электронными площадками стран ЕАЭС, появляются глобальные маркетплейсы. Платформы электронной коммерции делают доступными закупки, отметил Григоренко.

Слайд из презентации Владимира Григоренко

Глобальный маркетплейс подразумевает два важных момента: с одной стороны, все покупают у всех и продают всем, и с другой стороны, доступность закупок предоставляет возможность заработать для каждого участника.

Слайд из презентации Владимира Григоренко

За последние годы для развития маркетплейсов закупок в России были созданы:

  • Единый агрегатор торговли «Березка» (сокр. ЕАТ «Березка») — это электронная площадка, созданная в соответствии с распоряжением правительства для осуществления малых закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ;
  • Портал поставщиков Москвы — это интернет-площадка, созданная правительством города Москвы для проведения закупок малого объема;
  • у РТС-тендер работают 52 электронных магазина и 11 корпоративных магазинов.

«
Это развитие маркетплейсов отражает тренд в сторону движения к глобализации рынка. И это понятно: государство в последнее время все чаще и чаще говорит, что процедуры проведения госзакупок надо упрощать, что это часто долго и неэффективно, и что единственный критерий цены неприменим на этом рынке, - отметил Владимир Григоренко. - Понимание того, что заказчику надо быстро покупать «с полки», а поставщику быстро продавать и делать предложения, пришло и на все уровни государственной власти.
»

Слайд из презентации Владимира Григоренко

В перспективе, считает представитель РТС-тендер, закупочные технологии ожидает дальнейшее бурное развитие, например, появится возможность покупки «с полки» – у поставщика, сделавшего наилучшее предложение в конкретной товарной категории, а не адресно конкретному заказчику.

Трендом станет и использования BI-систем для планирования поставок, что позволит осуществлять сбор и анализ данных из множества источников, строить модели с регулируемыми параметрами.

Слайд из презентации Владимира Григоренко

Кроме того, ожидается развитие глобального e-commerce маркета: будут разрабатываться трансграничные решения, единая витрина торгов Россия-Белоруссия-Казахстан.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Наталья Зубкова, «Норбит»: Автоматизация закупок – это вопрос компетенций, экспертизы, методологии

На вопросы TAdviser по рынку решений для автоматизации закупочной деятельности (АЗД) в России, развитию бизнеса компании на этом направлении ответила Наталья Зубкова, директор департамента собственных решений «Норбит» (входит в группу компаний «Ланит»). Подробнее здесь.

Автоматизация закупок: опыт крупнейших заказчиков, структура рынка, тренды. Исследование TAdviser

В сентябре 2019 года TAdviser опубликовал исследование, выполненное в сотрудничестве с компанией «Норбит», предметом которого стал рынок решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием. Подробнее здесь.

Примечания