Виктор Настенко, «Леруа Мерлен»:
Мы строим компанию-платформу,
и это предъявляет огромные требования к ИТ
Виктор Настенко, руководитель отдела «ИТ-платформа» дирекции DOMI, «Леруа Мерлен», в интервью TAdviser рассказал об особенностях модернизации ИТ-инфраструктуры компании и причинах выбора гиперконвергентных систем.
О том, что ИТ - ядро любого успешного бизнеса, много говорится и пишется. Что означает этот тезис для вас лично, с точки зрения повседневной работы?
Виктор Настенко: Идет фаза активной трансформации бизнеса, и этот тезис действительно актуален. Для меня это - вызов, на который приходится отвечать каждый день. В реализации и поддержке бизнес-процессов участвуют различные системы, техническое построение и сопровождение которых находится в зоне ответственности ИТ-подразделений. А поскольку все больше различных областей жизни компании оцифровываются, принимать участие нам приходится практически во всем. Все, что делает ИТ, – для бизнеса.
За 14 лет, с момента появления на российском рынке, «Леруа Мерлен» вырос до одной из крупнейших сетей магазинов самообслуживания в сфере ремонта и строительства. В чем секрет успеха? Насколько велика в этом роль инноваций на базе ИТ?
Виктор Настенко: Главные секреты успеха - правильная бизнес-концепция, в основе которой лежит модель «низкие цены каждый день», а также корпоративная культура, которая делает ставку на сотрудников и их развитие. В действительности, долгое время ИТ выполняло поддерживающую функцию, в ИТ мы шли по "проторенной дорожке" и все внимание было сконцентрировано на предоставлении базовых ИТ-услуг.
Рынок и сама культура потребления активно трансформируются, недостаточно предлагать только товар, клиента интересует полный спектр услуг: возможность купить товар или услугу через любой канал и так, чтобы уровень сервиса был при этом одинаково хорош.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Мы строим компанию-платформу, и, как вы представляете, это предъявляет огромные требования к ИТ, безусловно, нагрузка возрастает, нам нужно адаптироваться и менять методы и подходы каждый день. Важно, что все это происходит не потому, что этого захотел кто-то внутри компании: меняется потребительский рынок, меняется роль ритейлера в предоставлении конечной услуги потребителю. В современной парадигме ритейла ИТ приобретает гораздо большую значимость.
Ещё пару лет назад мы практически не занимались разработкой, а теперь в каждом направлении компании происходит рефакторинг существующих систем, переход от монолитных систем к микро-сервисам.
В общем, всё больше инноваций, каждый день.
А каковы функции Вашего подразделения?
Виктор Настенко: Подразделение, которым я руковожу, предоставляет продуктовым командам, ориентированным по направлениям бизнеса, технологическую платформу. Это каналы передачи данных, вычислительные мощности, инфраструктура хранения данных, инфраструктурные сервисы, определенное программное обеспечение, поддержка баз данных, практики и инструменты DevOPS. На базе нашей технологической платформы и формируются ИТ-услуги, разрабатываются бизнес-приложения и микросервисы, представляющие ценность для конечного пользователя.
2018 году компания «Леруа Мерлен» приобрела помещения сети строительных магазинов «К-Раута». С какими вызовами вы столкнулись в связи с этим? Какие специфические задачи решал в этом проекте ваш отдел?
Виктор Настенко: Вызовов для компании в целом было много: и набор персонала, и переделка помещений под стандарты Leroy Merlin, и организация логистики, и многое другое. Что же касается задач ИТ-платформы, то была изменена ИТ-архитектура объектов, осуществлена консолидация инфраструктуры на двух специализированных площадках, отвечающих особым нормам и требованиям. За счет этой централизации были сняты проблемы создания специальных помещений и наличия обслуживающего персонала на каждом из объектов. Основная сложность касалась именно сжатых сроков проекта: в 2 – 2,5 раза меньше обычных на запуск ИТ-инфраструктуры магазинов.
В России открыт 91 магазин Леруа Мерлен в 44 городах, и уже один за пределами страны – в Казахстане, в Алматы. Менялась ли ИТ-архитектура компании в связи с ростом?
Виктор Настенко: Да, архитектура пережила довольно серьезные изменения. И в плане построения каналов связи, в плане ряда других компонент. Два года назад была проведена полная модернизация внутренней инфраструктуры всех объектов. Это коснулось и схемы построения сети, замены активного оборудования, создания общего доменного пространства, переработки системы управления конфигурациями и многого другого.
Изменения не завершены, они продолжаются. Происходит укрупнение центральной части, строится конвергентная инфраструктура, которую в будущем было бы проще масштабировать. Дело в том, что исторически каждый магазин обладает собственными серверными мощностями, которые требуют периодической замены или модернизации, а это удорожает как минимальный порог вхождения, так и затраты на сопровождение. В случае централизации инфраструктуры повышается управляемость и утилизация ресурсов, что положительно сказывается на оптимизации затрат, создаёт возможность для лёгкого масштабирования.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про централизацию ИТ-инфраструктуры.
Виктор Настенко: У нас есть показательный проект в Северо-Западном регионе. В Санкт-Петербурге «Леруа Мерлен» представлен двенадцатью магазинами, включая неоткрытые точки, собственный ИТ-комплект каждого из которых до недавнего времени включал в себя 3 сервера HPE ProLiant и систему хранения начального уровня HPE MSA (Modular Smart Array). На каждой отдельной площадке на этой инфраструктуре были развернуты свои серверные приложения. В процессе развития инфраструктуры, по причинам, которые я уже указывал, мы приняли решение консолидировать инфраструктуру. Мы инвестировали в каналы связи между всеми распределенными площадками и телекоммуникационным узлом (ТКУ), т.е. получилась топология типа «звезда», вынесли приложения, которые хостились раньше в каждом отдельном магазине, на центральную площадку. Каналы связи с высокой пропускной способностью позволили пользователям комфортно работать с приложениями магазина так, как будто они расположены локально.
Этот «вынос» дал возможность в принципе отказаться от серверной инфраструктуры, файрволов и другого оборудования уже на 8 из 12 площадок, 4 в процессе перехода, и мы планируем завершить миграцию в 1-ом квартале 2019 года. В ЦОД был установлен кластер HPE SimpliVity с дополнительными вычислительными узлами, куда как раз и была проведена миграция виртуальных машин со всех удаленных площадок. Виртуальных машин по количеству и потребляемым ресурсам меньше не стало: они просто консолидировались в одном месте, таким образом мы значительно повысили утилизацию ресурсов. Особенно высоко мы оценили преимущества решения HPE SimpliVity в следующем: во всех 8 магазинах были достаточно похожие данные, а встроенная в SimpliVity функция дедупликации все эти данные сжала примерно до объема 2 магазинов, т.е. почти в 4 раза. При первоначальном выборе решения мы сравнивали стоимость развертывания инфраструктуры в классическом варианте для всех магазинов и внедрение гиперконвергентного кластера SimpliVity на центральной площадке: второй вариант оказался дешевле, в том числе, и с точки зрения первоначальных инвестиций. Особенно привлекает в таком решении тот факт, что при необходимости в развёртывании открывающихся магазинов нам не придётся устанавливать оборудование, мы просто развернём виртуальные сервера на существующей площадке, а при необходимости добавления ресурсов просто добавим столько узлов SimpliVity, сколько нам потребуется, без остановки сервисов.
Как давно был реализован этот проект?
Виктор Настенко: Инсталляция HPE SimpliVity была осуществлена в конце лета 2018 года.
Помимо встроенной функции дедупликации, какие еще преимущества есть у этой гиперконвергентной системы?
Виктор Настенко: Как я уже упомянул, конвергентная инфраструктура проще масштабируется и проще управляется. В этом и есть её основное преимущество для нас. Сеть Леруа Мерлен растет, количество данных, с которыми мы работаем, увеличивается, разрабатываются дополнительные сервисы – это тоже требует ресурсов, в том числе, инфраструктурных. Вопрос масштабирования по принципу «pay-as-you-grow» для нас актуален, как никогда. SimpliVity - это протестированное, хорошо мультиплицируемое решение, которое сочетает в себе функции, которые обычно выполняет набор из серверов, SAN-сети, системы хранения, ПО резервного копирования, ленточной или дисковой библиотеки. На март 2019 года это решение полностью соответствует нашим потребностям для задач консолидации филиалов.
Почему именно HPE? Что повлияло на выбор в пользу решений этого вендора?
Виктор Настенко: SimpliVity – это не первый продукт Hewlett Packard Enterprise в ИТ-инфраструктуре компании. Я уже упоминал, что классический комплект для отдельных магазинов включает в себя серверы ProLiant и СХД MSA также производства НРЕ. Важным фактором, повлиявшим на принятие решения о включении в ИТ-инфраструктуру гиперконвергентной системой НРЕ, стал именно положительный опыт эксплуатации других продуктов этого вендора. Конечно, для нас важна, в первую очередь, их надежность. Кроме того, не последнее значение имеет доступность технической поддержки, предоставляемой сервисной сетью HPE не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Подобное есть далеко не у всех поставщиков решений. С реализацией решения нам помогал партнёр HPE – компания 4x4.
Компания 4х4 привлекалась к реализации только этого проекта, или «Леруа Мерлен» сотрудничает с ней на постоянной основе?
Виктор Настенко: Мы взаимодействуем по направлению архитектурных исследований в части серверной ИТ-инфраструктуры, проектирования систем, подбора решений. Что же касается проекта, о котором я рассказал, то еще на этапе принятия решения специалисты 4х4 помогли нам с разработкой архитектуры, а также с проведением тестирований, которые длились 2 месяца на демо-оборудовании.
В завершение беседы: какие наиболее актуальные задачи предстоит решать ИТ-департаменту в ближайшие год – два?
Виктор Настенко:Таких задач очень много, вот некоторые из них:
- Переход к гибридной инфраструктуре (hybrid cloud).
- Переход к предоставлению сервисов: у остальных подразделений нет времени на детальное погружение в то, как работают технические сервисы, они должны быть понятны, просты в использовании, надёжны, измеряемы и доступны.
- Создание и предоставление платформы контейнеризации.
- Предоставление CICD инструментов и практик DevOPS для всех продуктовых команд.