Содержание |
Объем и динамика ИТ-бюджетов в 2015-2016 годах
В 2016 году объем расходов федеральных госорганов на информатизацию и связь по предварительным данным составит 106,2 млрд рублей, что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2015 года. По мере согласования планов информатизации ведомств Минкомсвязью цифры могут корректироваться.
70% средств расходуется на эксплуатацию созданной инфраструктуры, 30% - на проекты развития.
Рост и падение расходов ряда крупнейших ведомств объясняется по-разному. Например, Федеральное Казначейство увеличило ИТ-бюджет, прежде всего, за счет возросших платежей за услуги связи, а также за счет увеличения расходов на модернизацию серверов и развитие системы защиты информации.
В 2017-2018 годах эти статьи расходов сократятся, зато будут сделаны большие инвестиции в создание ЦОДа – около 7 млрд рублей, следует из плана информатизации ведомства[1]. Вероятно, имеется ввиду сеть ЦОДов ФНС, создаваемая для всех ведомств, входящих в систему Минфина.
Минкомсвязи увеличило свой бюджет в связи с подключением к Единой сети передачи данных новых абонентов – федеральных ведомств[2]. В 2016 году, как сообщалось ранее, услугами ЕСПД стали пользоваться 16 новых ведомств. Соответственно, их расходы на связь должны были сократиться.
№ | Название ОГВ | ИТ-директор | ИТ-бюджет в 2016 году, тыс. руб. | ИТ-бюджет в 2015 году, тыс. руб. | Динамика 2016/2015, % |
1 | ПФР | | 12 565 912 | 11 705 326 | 7,4 |
2 | МВД | | 12 184 689 | 7 223 373 | 68,7 |
3 | Федеральное казначейство | | 11 786 894* | 7 925 467* | 48,7 |
4 | ФНС | | 11 210 106 | 8 565 094 | 30,9 |
5 | Минкомсвязи | | 9 023 104* | 2 170 770* | 128,3 |
6 | Судебный департамент при ВС РФ | | 7 961 715 | 6 677 092 | 19,2 |
7 | ФТС | | 4 479 714 | 3 703 490 | 21,0 |
8 | Минобороны | | 2 935 180 | 1 807 143 | 62,4 |
9 | ФСС | | 2 728 255* | 2 753 447 | -0,9 |
10 | Росстат | | 2 489 122 | 1 679 160 | 48,2 |
11 | ФМС | | 2 301 988* | 5 595 539 | -58,9 |
12 | Минтранс | | 2 063 643 | 2 214 802 | -6,8 |
13 | МЧС | | 1 603 535 | 2 629 579 | -39,0 |
14 | Минфин | | 1 521 729 | 1 165 353 | 30,6 |
15 | Генпрокуратура | | 1 472 167 | 1 805 431 | -18,5 |
16 | ФССП | | 1 333 543 | 1 854 295 | -28,1 |
17 | ФСИН | | 1 304 588 | 2 054 144 | -36,5 |
18 | Росреестр | | 1 213 069 | 2 833 815 | -57,2 |
19 | Следственный комитет | | 1 089 214 | 2 702 549 | -59,7 |
20 | Минздрав | | 847 040 | 756 038 | 12,0 |
21 | МИД | 781 719 | 1 070 485 | -27,0 | |
22 | Минэкономразвития | 772 275 | 821 954 | -6,0 | |
23 | Росавтодор | 721 380 | 1 264 796 | -43,0 | |
24 | Росприроднадзор | 642 005 | 125 229 | 412,7 | |
25 | Роспотребнадзор | 623 834 | 623 746 | 0,0 | |
26 | Минсельхоз | 552 922 | 226 220 | 144,4 | |
27 | Росимущество | 544 817 | 706 536 | -22,9 | |
28 | Минтруд | 466 014 | 358 612 | 30,0 | |
29 | Роскомнадзор | 445 338 | 453 582 | -1,8 | |
30 | Роструд | 423 395 | 264 443 | 60,1 | |
31 | Минпромторг | 422 418 | 876 322 | -51,8 | |
32 | Росрезерв | 420 856 | 500 426 | -15,9 | |
33 | ФСКН | 396 991 | 495 460 | -19,9 | |
34 | ФСТ | 366 616 | 228 446 | 60,5 | |
35 | Россельхознадзор | 326 347 | 245 816 | 32,8 | |
36 | Ространснадзор | 325 686 | 339637 | -4,1 | |
37 | Минприроды | 305 372 | 249 696 | 22,3 | |
38 | Рособрнадзор | 298 587 | 447 440 | -33,3 | |
39 | Ростуризм | 280 637 | 200 508 | 40,0 | |
40 | Минрегион | 277 232 | 251 207 | 10,4 | |
41 | ФФОМС | 273 553 | 224 001 | 22,1 | |
42 | Счетная палата | 272 610 | 244 138 | 11,7 | |
43 | Ростехнадзор | 257 375 | 262 685 | -2,0 | |
44 | Управделами Президента | 220 856 | 624 827 | -64,7 | |
45 | Росфиннадзор | 217 990 | 274 419 | -20,6 | |
46 | ФАНО | 215 032 | 309 664 | -30,6 | |
47 | Росстандарт | 212 780 | 182 600 | 16,5 | |
48 | Минстрой | 198 306 | 151 408 | 31,0 | |
49 | Минюст | 195 600 | 223 006 | -12,3 | |
50 | Минэнерго | 182 460 | 856 979 | -78,7 | |
51 | Росфинмониторинг | 181 484 | 489 896 | -63,0 | |
52 | Росздравнадзор | 177 435 | 180 128 | -1,5 | |
53 | Росалкогольрегулирование | 176 697 | 416 870 | -57,6 | |
54 | Росавиация | 152 055 | 124 820 | 21,8 | |
55 | Верховный Суд | 143 745 | 136 675 | 5,2 | |
56 | ФАС | 139 869 | 165 894 | -15,7 | |
57 | Росводресурсы | 118 902 | 68 703 | 73,1 | |
58 | Минобрнауки | 118 572 | 141 256 | -16,1 | |
59 | Минвостокразвития | 111 812 | 83 192 | 34,4 | |
60 | Росархив | 110 131 | 88 293 | 24,7 | |
61 | Совет Федерации | 100 732 | 165 024 | -39,0 | |
62 | Роснедра | 90 450 | 113 824 | -20,5 | |
63 | Росграница | 89 377 | 124 406 | -28,2 | |
64 | Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) | 87 057 | 482 875 | -82,0 | |
65 | Минкультуры | 85 962 | 622 850 | -86,2 | |
66 | Росаккредитация | 75 088 | 45 488 | 65,1 | |
67 | Росморречфлот | 65 998 | 16 798 | 292,9 | |
68 | ФМБА | 55 633 | 56 514 | -1,6 | |
69 | Росрыболовство | 54 329 | 60 402 | -10,1 | |
70 | Конституционный Суд | 51 357 | 58 765 | -12,6 | |
71 | Россотрудничество Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников | 39 550 | 52 910 | -25,3 | |
72 | Минкавказ | 38 727 | 45 923 | -15,7 | |
73 | Минспорт | 37 900 | 38 843 | -2,4 | |
74 | Роспечать | 35 003 | 33 064 | 5,9 | |
75 | Спецстрой | 30 630 | 43 845 | -30,1 | |
76 | Россвязь | 25 699 | 27 146 | -5,3 | |
77 | Росгидромет | 18 885 | 20 053 | -5,8 | |
78 | Росжелдор | 17 562 | 13 983 | 25,6 | |
79 | ФАДН | 15 165 | 12 004 | 26,3 | |
80 | ФСВТС | 14 902 | 17 414 | -14,4 | |
81 | Роспатент | 13 278 | 13 278 | 0,00 | |
82 | Уполномоченный по правам человека в РФ | 6 350 | 8 782 | -27,7 | |
83 | ГФС | 4 418 | 70 204 | -93,7 | |
84 | Росмолодежь | 1 952 | 3 158 | -38,2 | |
85 | Центризбирком | н/д | 2 067 303 | н/д | |
86 | ВАС | н/д | 727 994 | н/д | |
87 | ФСБ | н/д | 193 000 | н/д | |
88 | Рособоронпоставка | н/д | 58 346 | н/д | |
89 | Рособоронзаказ | н/д | 37 397 | н/д | |
90 | Минкрым | н/д | 24 739 | н/д | |
91 | Роскосмос | н/д | 9 029 | н/д | |
Всего | 106 242 911 | 98 087 280 | 8,3 |
Символом * отмечены согласованные Минкомсвязью расходы на ИКТ. Остальные цифры носят статус ориентировочных и отражают запросы ведомств, которые могут быть скорректированы по результатам согласования.
Мнения экспертов ИТ-компаний о проблемах и успехах развития федеральных информационных систем
TAdviser предложил участникам российского рынка информатизации госсектора оценить динамику развития федеральных информационных систем (электронное правительство, ведомственные системы ФНС, ПФР, Росреестра и пр.), а также рассказать о наиболее острых проблемах этого сектора.
Все без исключения опрошенные эксперты говорят о положительной динамике, отмечая при этом значительные подвижки в развитии государственных ИТ-сервисов. Чаще всего респонденты позитивно оценивают развитие электронного правительства и электронных сервисов ФНС.Миграция с SAP SuccessFactors и SAP HCM на российские HR-решения: как выстроить стратегию перехода
Федеральные информационные системы стали главным двигателем информатизации в госсекторе, а инициативы, которые исходят с федерального уровня обеспечивают устойчивость ИТ-рынка. Государство выступает одновременно в роли крупного заказчика и регулятора. В текущих условиях это позволяет рынку "дышать", а поставщикам и разработчикам развиваться дальше.
В целом, по словам экспертов, процесс развития "государственной автоматизации" стабилизировался и перешел в стадию последовательного развития. При этом происходит борьба за реальные результаты – то, что можно будет действительно "пощупать".
За последние годы была создана мощная база государственных ИТ-ресурсов, теперь же (по состоянию на 2016 год) стоит задача повышения их качества, а также обеспечения интеграции и бесшовного взаимодействия систем.
Основные проблемы при развитии федеральных ИТ можно разделить на четыре части. Во-первых, это дефицит бюджетов и неэффективное расходование средств. Во-вторых – отсутствие единого архитектора государственных ИТ-проектов и в следствии этого - недостаточная координация проектов между ведомствами. В-третьих – нехватка кадров и компетенций, хотя эта проблема частично перекликается с недостатком финансирования. И четвертая проблема – это отставание законодательной базы, которая тормозит развитие информационных систем.
За последние годы государственная информатизация прошла большой путь развития, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Отдельные ведомства и регионы по праву считаются лидерами не только в России, но и по Европе. Безусловно, предстоит еще много работы, но тенденция явно положительная, - говорит Дмитрий Комиссаров, генеральный директор "Новых облачных технологий" |
Развитие федеральной информатизации идёт очень интенсивно, что особенно заметно на фоне замедления региональной информатизации, отмечает Галина Ахмерова, заместитель генерального директора "БАРС Груп" по коммерции и развитию бизнеса. По её мнению, федеральные информационные системы на сегодняшний день стали главным двигателем информатизации в госсекторе.
Несмотря на то, что бюджеты на ИТ в госсекторе сокращаются, урезается именно закупка оборудования, а вот технологиям по оптимизации каких-либо процессов уделяют повышенное внимание, добавляет Татьяна Толстова, заместитель гендиректора "Крок" по работе с госсектором.
Сейчас, по ее мнению, все борются за реальные результаты. Автоматизация судебного процесса, в которой "Крок" принимает активное участие, отразится не только на эффективности процессов судебного делопроизводства в судах, но на российских гражданах, поэтому таким проектам уделяется особое внимание, замечает Толстова.
По мнению Михаила Головачева, заместителя генерального директора по работе с государственным сектором компании "Амтел-Сервис", дефицит бюджетов наиболее остро стал ощущаться именно в 2016 году. При этом, секвестирование распространяется в том числе на статьи сервисного обслуживания действующей инфраструктуры, вынуждая госзаказчика "вычеркивать" из контрактов объекты поддержки или отдельные работы, необходимые для обеспечения требуемых эксплуатационных параметров, что сопряжено с рисками выхода из строя систем, в том числе критичных.
Генеральный директор компании "Айтоника (Itonica)" Алексей Болдырев считает, что масштаб и динамика развития ИТ-систем в российских ведомствах пока ещё сильно зависит от того, насколько внимателен к этому вопросу руководитель ведомства.
Очевидно внимание руководства ФНС к ИТ-составляющей, понимание её важности. Мы знаем, что идут активные консультации ИТ-подразделений ФНС с ПФР и Росреестром по будущему взаимодействию систем указанных ведомств, и абсолютно уверены, что ИТ-система ФНС "развернётся" с подключением этих ведомств ещё масштабнее, - рассказывает гендиректор "Айтоники" |
Видны экспертам и реальные результаты в части перевода в электронный вид оказания госуслуг. Услуги получения паспорта, регистрации транспортных средств, оплаты штрафов за нарушение ПДД и другие за последние пять лет ускорились в разы, считает вице-президент по маркетингу Maykor Ирина Семенова.
Несмотря на то, что развитие электронного правительства – уже не новый тренд, скорость этих изменений, масштаб охвата предприятий и граждан продолжают расти, отмечает Владимир Андреев, президент компании "ДоксВижн".
В каждом конкретном случае динамика различна, но в целом в последнее время процесс развития "государственной автоматизации" стабилизировался и перешел в стадию последовательного развития, без особой шумихи и сверхоптимистичных ожиданий», - говорит Андреев |
Многие привычные для нас вещи – будь то получение загранпаспорта, постановка транспортного средства на учет, оплата штрафов, запись в поликлинику, работа МФЦ, общение с ФНС перестали ассоциироваться с какими-либо серьезными затруднениями, добавляет Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании "Техносерв": "Мы просто успели забыть, как подобные услуги предоставлялись буквально несколько лет назад. И все это итоги развития федеральных информационных систем".
Аналогов западных разработок, которые можно было бы взять и перенести, как best practice в коммерческом сегменте, по словам Богомолова, в госсекторе не было.
Во многом это заказные отечественные разработки. Это наш серьезный технологический прорыв, - уверен представитель "Техносерва" |
Становление электронного государства во всех его проявлениях во многом уже состоявшийся процесс, считает Богомолов, а большинство жизнеобразующих государственных ИТ-систем находятся на пороговом значении своего развития:
Это серьезные онлайн ресурсы. Возьмите, например, работу автоматизированной системы контроля за возмещением НДС, которая внедрена ФНС России. Ее введение в эксплуатацию создало новые этические правила для работы бизнеса. И это лишь один из примеров среди наиболее значимых ИТ-новшеств, определяющих многие аспекты жизни граждан, функционирования бизнеса и самого государства |
Положительную динамику развития государственных сервисов видит и Евгений Ефименко, коммерческий директор компании "ФОРС – Центр разработки". По его словам, за предыдущие годы была создана хорошая база информационных ресурсов в сфере государственного управления, теперь же стоит задача повышения их качества, дальнейшей оптимизации и консолидации данных.
Обеспечение интеграции и "бесшовного" взаимодействия систем будет оставаться насущной задачей еще надолго. При этом важно обеспечить удобство работы пользователя, дружественный интерфейс и простоту работы с системой, - говорит Ефименко |
В "Астерос" наблюдают переломный момент в информатизации федеральных ведомств – все они становятся взаимосвязанными, являются частью единого рабочего пространства.
Это и есть главный результат, - говорит Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос". - Он промежуточный, потребуется еще много времени и работ для получения существенного экономического эффекта |
Помимо этого необходимо обеспечивать жизненный цикл работы государственных информационных систем, чтобы после приемки в эксплуатацию проводилась оптимизация работы сервисов, дополнялся функционал, поддерживалась актуальность данных, добавляет Андрей Антипинский, генеральный директор УЦСБ.
Государство, по мнению Трофимова из "Астерос", является одним из ключевых "маркет-мейкеров", выступая одновременно в роли крупного заказчика и регулятора. В текущих условиях это дает возможность рынку "дышать", поставщикам и разработчикам развиваться дальше.
В Directum замечали положительную динамику развития федеральных информационных систем с 2011 по 2014 годы, в период становления электронного правительства, когда запускался СМЭВ, единый и региональные порталы государственных услуг.
Результаты проектов стали заметны в 2014-2015 годах, когда граждане реально начали активно пользоваться предоставленными электронными услугами. Сейчас ведутся активные работы по повышению вовлеченности граждан и повышению удобства использования сервисов, поэтому в ближайшие 2-3 года мы получим вторую волну откликов, которая позволит понять, получилось ли сделать сервисы реально удобными и понятными для нашего населения, - считает Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании Directum |
При этом он отмечает, что до сих пор есть ряд сервисов, динамика развития которых оставляет желать лучшего, например, построение единой системы здравоохранения и единой системы ЖКХ.
Елене Ивановой, начальнику управления маркетинга компании ЭОС, хотелось бы, чтобы развитие федеральных информационных систем шло быстрей. С технологической точки зрения госсистемы будут двигаться в сторону скорости обработки, удобства взаимодействия, дружественного интерфейса, возможностей более удобной работы с мобильных устройств, считает она.
Наиболее благоприятная ситуация сложилась в тех ведомствах и учреждениях, которые сформировали для себя и придерживаются долгосрочной ИТ-стратегии развития, считает Илья Веригин, руководитель направления аналитики и работы с госсектором корпорации ЭЛАР.
Например, ФНС уверенно в течение нескольких лет шла к тому, чтобы граждане и организации взаимодействовали с ней через личный кабинет; чтобы обмен информацией с ФМС и МВД шел также в электронном формате. С точки зрения электронного взаимодействия активно развивается судебная система, которая получила законодательное разрешение на передачу исполнительных документов в электронном виде. Нельзя не отметить Росреестр, который не только кардинально реформировал обслуживание, но и планомерно реализует стратегию безбумажной работы, заключает эксперт |
Повысить эффективность проектов можно за счет "сужения" горизонтов ИТ-планирования. Сейчас уже на стадии разработки в систему сразу закладывается обширный функционал, что требует продолжительных сроков внедрения и серьезного финансирования, объясняет Ефименко из "ФОРС - Центр разработки". Как следствие, системы долгое время остаются в стадии опытной эксплуатации, подрывается доверие к обрабатываемой информации, подрядчикам и к проекту в целом. Поэтому целесообразнее такие проекты разбивать на небольшие этапы с гарантией получения определенного результата на каждом из них.
Еще один способ повышения эффективности - координация.
Понятно, что каждое ведомство плотно занимается разработкой и развитием своих систем, а министерство связи координирует этот процесс. Но единого архитектора, который бы определял общую структуры единой системы, формат мастер-данных и взаимодействие между ними, не только на уровне одного ведомства, в настоящий момент не существует, - отмечает президент "Корус Консалтинг" Александр Семенов.
В связи с отсутствием единого центра для координации проекта "Электронное правительство" наиболее инициативные ведомства вырываются вперед, и единая картина автоматизации напоминает лоскутное одеяло, добавляет Александр Гольцов из "АМТ-Груп".
До сих пор редко можно встретить в органах государственной власти выделенную проектную команду, что также является проблемой. Чиновники занимаются проектами информатизации параллельно с основной деятельностью, по которой у них серьезная загрузка, объясняет Сергей Эйсымонт из "Ланита". Такой подход, безусловно, сказывается как на эффективности выполнения самого проекта, так и на итоговой бизнес-ценности конечного результата.
О кадровых проблемах рассуждает и гендиректор "Айтоники" Алексей Болдырев. По его мнению, если в федеральных органах у ИТ-шников зарплаты будут более конкурентноспособными, а не как у обычных чиновников, туда пойдут лучшие специалисты, которых пока "оттягивают" коммерческие ИТ-компании и кэптивные структуры крупных госкорпораций.
Еще один "блок" проблем связан с законодательством, которое зачастую не поспевает за изменениями в ИТ. Так, Александр Гольцов, генеральный директор "АМТ-ГРУП", именно отставание законодательной базы называет одной из основных проблем для перехода к безбумажным технологиям. По его словам, закон должен стимулировать отказ от бумаги, тогда внедрение информационных систем пойдет значительно быстрее.
В целом участники рынка не ждут роста спроса на ИТ в федеральных органах власти, но и катастрофы не прогнозируют.
Множество пессимистичных прогнозов было дано относительно 2015 года, однако активная работа над государственными информационными системами и поиск альтернативных источников финансирования проектов позволили избежать предрекаемого обвала рынка и ИТ-индустрии, отмечает Галина Ахмерова из "Барс Груп".
Первая статья, которая попадает под сокращение – закупка иностранного оборудования и лицензий на западное ПО, замечают в "Кроке":
Не сокращение, а замена иностранного ПО на российское и open source, автоматизация основных бизнес-процессов для увеличения их эффективности – эти потребности государственных ведомств могут дать положительную динамику ИТ в госсекторе и увеличение проектов, связанных именно с модификацией ПО, отмечает Татьяна Толстова |
Локальные точки роста возможны за счет вытеснения импортных продуктов в тех задачах, где уже сейчас имеется адекватное конкурентное предложение, например, при замещении импортных СЭД (на базе IBM Lotus и Documentum) на отечественные системы, соглашается Владимир Андреев из "ДоксВижн".
В Maykor ожидают сохранение спроса на услуги техподдержки уже имеющейся у ведомств ИТ и инженерной инфраструктуры при сокращении стоимости контрактов.
Если в 2015-м игроки ИТ-рынка затаились и ждали, что же будет, то уже в начале 2016-го и заказчики, и бизнес в каком-то формате адаптировались к существующим реалиям. Время не стоит на месте, и откатываться в каменный век никто не собирается. Делаются серьезные шаги в сторону импортозамещения, разрабатываются стратегии развития в условиях текущих сокращенных бюджетов. Думаю, все это должно привести к оздоровлению рынка. Люди постараются больше работать, а не зарабатывать. Сейчас нужно сделать временные и интеллектуальные инвестиции. И рано или поздно такой подход обязательно принесет свои дивиденды, - заключает Дмитрий Трофимов из "Астерос" |
Читайте также
- Федеральные ИТ-бюджеты 2018: затишье перед "цифровым штормом"? Исследование TAdviser
- Обзор "Информатизация госсектора 2018"
- ИТ в федеральных ведомствах России