2018/12/27 20:40:18

ИТ-бюджеты федеральных госорганов 2016. Исследование TAdviser


Содержание

Объем и динамика ИТ-бюджетов в 2015-2016 годах

В 2016 году объем расходов федеральных госорганов на информатизацию и связь по предварительным данным составит 106,2 млрд рублей, что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2015 года. По мере согласования планов информатизации ведомств Минкомсвязью цифры могут корректироваться.

70% средств расходуется на эксплуатацию созданной инфраструктуры, 30% - на проекты развития.

Рост и падение расходов ряда крупнейших ведомств объясняется по-разному. Например, Федеральное Казначейство увеличило ИТ-бюджет, прежде всего, за счет возросших платежей за услуги связи, а также за счет увеличения расходов на модернизацию серверов и развитие системы защиты информации.

В 2017-2018 годах эти статьи расходов сократятся, зато будут сделаны большие инвестиции в создание ЦОДа – около 7 млрд рублей, следует из плана информатизации ведомства[1]. Вероятно, имеется ввиду сеть ЦОДов ФНС, создаваемая для всех ведомств, входящих в систему Минфина.

Минкомсвязи увеличило свой бюджет в связи с подключением к Единой сети передачи данных новых абонентов – федеральных ведомств[2]. В 2016 году, как сообщалось ранее, услугами ЕСПД стали пользоваться 16 новых ведомств. Соответственно, их расходы на связь должны были сократиться.

Рейтинг ИКТ-расходов федеральных ведомств исполнительной власти
Название ОГВ ИТ-директор ИТ-бюджет в 2016 году, тыс. руб. ИТ-бюджет в 2015 году, тыс. руб. Динамика 2016/2015, %
1ПФР
Николай Елистратов
12 565 91211 705 3267,4
2МВД
Александр Махонов
12 184 6897 223 37368,7
3Федеральное казначейство
Сергей Гуральников
11 786 894*7 925 467*48,7
4ФНС
Андрей Петрушин
11 210 1068 565 09430,9
5Минкомсвязи
Олег Пак
9 023 104*2 170 770*128,3
6Судебный департамент при ВС РФ
Сергей Виткалов
7 961 7156 677 09219,2
7ФТС
Владимир Малинин
4 479 7143 703 49021,0
8Минобороны
Павел Попов
2 935 1801 807 14362,4
9ФСС
Андрей Кошкин
2 728 255*2 753 447-0,9
10Росстат
Георгий Оксенойт
2 489 1221 679 16048,2
11ФМС
Анатолий Фоменко
2 301 988*5 595 539-58,9
12Минтранс
Алексей Семенов
2 063 6432 214 802-6,8
13МЧС
Александр Чуприян
1 603 5352 629 579-39,0
14Минфин
Татьяна Нестеренко
1 521 7291 165 35330,6
15Генпрокуратура
Сергей Сергеев
1 472 1671 805 431-18,5
16ФССП
Наталья Звягина
1 333 5431 854 295-28,1
17ФСИН
Анатолий Рудый
1 304 5882 054 144-36,5
18Росреестр
Андрей Приданкин
1 213 0692 833 815-57,2
19Следственный комитет
Леся Колесник
1 089 2142 702 549-59,7
20Минздрав
Елена Бойко
847 040756 03812,0
21МИД781 7191 070 485-27,0
22Минэкономразвития772 275821 954-6,0
23Росавтодор721 3801 264 796-43,0
24Росприроднадзор642 005125 229412,7
25Роспотребнадзор623 834623 7460,0
26Минсельхоз552 922226 220144,4
27Росимущество544 817706 536-22,9
28Минтруд466 014358 61230,0
29Роскомнадзор445 338453 582-1,8
30Роструд423 395264 44360,1
31Минпромторг422 418876 322-51,8
32Росрезерв420 856500 426-15,9
33ФСКН396 991495 460-19,9
34ФСТ366 616228 44660,5
35Россельхознадзор326 347245 81632,8
36Ространснадзор325 686339637-4,1
37Минприроды305 372249 69622,3
38Рособрнадзор298 587447 440-33,3
39Ростуризм280 637200 50840,0
40Минрегион277 232251 20710,4
41ФФОМС273 553224 00122,1
42Счетная палата272 610244 13811,7
43Ростехнадзор257 375262 685-2,0
44Управделами Президента220 856624 827-64,7
45Росфиннадзор217 990274 419-20,6
46ФАНО215 032309 664-30,6
47Росстандарт212 780182 60016,5
48Минстрой198 306151 40831,0
49Минюст195 600223 006-12,3
50Минэнерго182 460856 979-78,7
51Росфинмониторинг181 484489 896-63,0
52Росздравнадзор177 435180 128-1,5
53Росалкогольрегулирование176 697416 870-57,6
54Росавиация152 055124 82021,8
55Верховный Суд143 745136 6755,2
56ФАС139 869165 894-15,7
57Росводресурсы118 90268 70373,1
58Минобрнауки118 572141 256-16,1
59Минвостокразвития111 81283 19234,4
60Росархив110 13188 29324,7
61Совет Федерации100 732165 024-39,0
62Роснедра90 450113 824-20,5
63Росграница89 377124 406-28,2
64Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)87 057482 875-82,0
65Минкультуры85 962622 850-86,2
66Росаккредитация75 08845 48865,1
67Росморречфлот65 99816 798292,9
68ФМБА55 63356 514-1,6
69Росрыболовство54 32960 402-10,1
70Конституционный Суд51 35758 765-12,6
71Россотрудничество Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников39 55052 910-25,3
72Минкавказ38 72745 923-15,7
73Минспорт37 90038 843-2,4
74Роспечать35 00333 0645,9
75Спецстрой30 63043 845-30,1
76Россвязь25 69927 146-5,3
77Росгидромет18 88520 053-5,8
78Росжелдор17 56213 98325,6
79ФАДН15 16512 00426,3
80ФСВТС 14 90217 414-14,4
81Роспатент13 27813 2780,00
82Уполномоченный по правам человека в РФ6 3508 782-27,7
83ГФС4 41870 204-93,7
84Росмолодежь1 9523 158-38,2
85Центризбиркомн/д2 067 303н/д
86ВАСн/д727 994н/д
87ФСБн/д193 000н/д
88Рособоронпоставкан/д58 346н/д
89Рособоронзаказн/д37 397н/д
90Минкрымн/д24 739н/д
91Роскосмосн/д9 029н/д
Всего106 242 91198 087 2808,3

Символом * отмечены согласованные Минкомсвязью расходы на ИКТ. Остальные цифры носят статус ориентировочных и отражают запросы ведомств, которые могут быть скорректированы по результатам согласования.

Мнения экспертов ИТ-компаний о проблемах и успехах развития федеральных информационных систем

TAdviser предложил участникам российского рынка информатизации госсектора оценить динамику развития федеральных информационных систем (электронное правительство, ведомственные системы ФНС, ПФР, Росреестра и пр.), а также рассказать о наиболее острых проблемах этого сектора.

Все без исключения опрошенные эксперты говорят о положительной динамике, отмечая при этом значительные подвижки в развитии государственных ИТ-сервисов. Чаще всего респонденты позитивно оценивают развитие электронного правительства и электронных сервисов ФНС.Миграция с SAP SuccessFactors и SAP HCM на российские HR-решения: как выстроить стратегию перехода 2.3 т

Федеральные информационные системы стали главным двигателем информатизации в госсекторе, а инициативы, которые исходят с федерального уровня обеспечивают устойчивость ИТ-рынка. Государство выступает одновременно в роли крупного заказчика и регулятора. В текущих условиях это позволяет рынку "дышать", а поставщикам и разработчикам развиваться дальше.

В целом, по словам экспертов, процесс развития "государственной автоматизации" стабилизировался и перешел в стадию последовательного развития. При этом происходит борьба за реальные результаты – то, что можно будет действительно "пощупать".

За последние годы была создана мощная база государственных ИТ-ресурсов, теперь же (по состоянию на 2016 год) стоит задача повышения их качества, а также обеспечения интеграции и бесшовного взаимодействия систем.

Основные проблемы при развитии федеральных ИТ можно разделить на четыре части. Во-первых, это дефицит бюджетов и неэффективное расходование средств. Во-вторых – отсутствие единого архитектора государственных ИТ-проектов и в следствии этого - недостаточная координация проектов между ведомствами. В-третьих – нехватка кадров и компетенций, хотя эта проблема частично перекликается с недостатком финансирования. И четвертая проблема – это отставание законодательной базы, которая тормозит развитие информационных систем.

«
За последние годы государственная информатизация прошла большой путь развития, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Отдельные ведомства и регионы по праву считаются лидерами не только в России, но и по Европе. Безусловно, предстоит еще много работы, но тенденция явно положительная, - говорит Дмитрий Комиссаров, генеральный директор "Новых облачных технологий"
»

Развитие федеральной информатизации идёт очень интенсивно, что особенно заметно на фоне замедления региональной информатизации, отмечает Галина Ахмерова, заместитель генерального директора "БАРС Груп" по коммерции и развитию бизнеса. По её мнению, федеральные информационные системы на сегодняшний день стали главным двигателем информатизации в госсекторе.

Несмотря на то, что бюджеты на ИТ в госсекторе сокращаются, урезается именно закупка оборудования, а вот технологиям по оптимизации каких-либо процессов уделяют повышенное внимание, добавляет Татьяна Толстова, заместитель гендиректора "Крок" по работе с госсектором.

Сейчас, по ее мнению, все борются за реальные результаты. Автоматизация судебного процесса, в которой "Крок" принимает активное участие, отразится не только на эффективности процессов судебного делопроизводства в судах, но на российских гражданах, поэтому таким проектам уделяется особое внимание, замечает Толстова.

По мнению Михаила Головачева, заместителя генерального директора по работе с государственным сектором компании "Амтел-Сервис", дефицит бюджетов наиболее остро стал ощущаться именно в 2016 году. При этом, секвестирование распространяется в том числе на статьи сервисного обслуживания действующей инфраструктуры, вынуждая госзаказчика "вычеркивать" из контрактов объекты поддержки или отдельные работы, необходимые для обеспечения требуемых эксплуатационных параметров, что сопряжено с рисками выхода из строя систем, в том числе критичных.

Генеральный директор компании "Айтоника (Itonica)" Алексей Болдырев считает, что масштаб и динамика развития ИТ-систем в российских ведомствах пока ещё сильно зависит от того, насколько внимателен к этому вопросу руководитель ведомства.

«
Очевидно внимание руководства ФНС к ИТ-составляющей, понимание её важности. Мы знаем, что идут активные консультации ИТ-подразделений ФНС с ПФР и Росреестром по будущему взаимодействию систем указанных ведомств, и абсолютно уверены, что ИТ-система ФНС "развернётся" с подключением этих ведомств ещё масштабнее, - рассказывает гендиректор "Айтоники"
»

Видны экспертам и реальные результаты в части перевода в электронный вид оказания госуслуг. Услуги получения паспорта, регистрации транспортных средств, оплаты штрафов за нарушение ПДД и другие за последние пять лет ускорились в разы, считает вице-президент по маркетингу Maykor Ирина Семенова.

Несмотря на то, что развитие электронного правительства – уже не новый тренд, скорость этих изменений, масштаб охвата предприятий и граждан продолжают расти, отмечает Владимир Андреев, президент компании "ДоксВижн".

«
В каждом конкретном случае динамика различна, но в целом в последнее время процесс развития "государственной автоматизации" стабилизировался и перешел в стадию последовательного развития, без особой шумихи и сверхоптимистичных ожиданий», - говорит Андреев
»

Многие привычные для нас вещи – будь то получение загранпаспорта, постановка транспортного средства на учет, оплата штрафов, запись в поликлинику, работа МФЦ, общение с ФНС перестали ассоциироваться с какими-либо серьезными затруднениями, добавляет Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании "Техносерв": "Мы просто успели забыть, как подобные услуги предоставлялись буквально несколько лет назад. И все это итоги развития федеральных информационных систем".

Аналогов западных разработок, которые можно было бы взять и перенести, как best practice в коммерческом сегменте, по словам Богомолова, в госсекторе не было.

«
Во многом это заказные отечественные разработки. Это наш серьезный технологический прорыв, - уверен представитель "Техносерва"
»

Становление электронного государства во всех его проявлениях во многом уже состоявшийся процесс, считает Богомолов, а большинство жизнеобразующих государственных ИТ-систем находятся на пороговом значении своего развития:

«
Это серьезные онлайн ресурсы. Возьмите, например, работу автоматизированной системы контроля за возмещением НДС, которая внедрена ФНС России. Ее введение в эксплуатацию создало новые этические правила для работы бизнеса. И это лишь один из примеров среди наиболее значимых ИТ-новшеств, определяющих многие аспекты жизни граждан, функционирования бизнеса и самого государства
»

Положительную динамику развития государственных сервисов видит и Евгений Ефименко, коммерческий директор компании "ФОРС – Центр разработки". По его словам, за предыдущие годы была создана хорошая база информационных ресурсов в сфере государственного управления, теперь же стоит задача повышения их качества, дальнейшей оптимизации и консолидации данных.

«
Обеспечение интеграции и "бесшовного" взаимодействия систем будет оставаться насущной задачей еще надолго. При этом важно обеспечить удобство работы пользователя, дружественный интерфейс и простоту работы с системой, - говорит Ефименко
»

В "Астерос" наблюдают переломный момент в информатизации федеральных ведомств – все они становятся взаимосвязанными, являются частью единого рабочего пространства.

«
Это и есть главный результат, - говорит Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос". - Он промежуточный, потребуется еще много времени и работ для получения существенного экономического эффекта
»

Помимо этого необходимо обеспечивать жизненный цикл работы государственных информационных систем, чтобы после приемки в эксплуатацию проводилась оптимизация работы сервисов, дополнялся функционал, поддерживалась актуальность данных, добавляет Андрей Антипинский, генеральный директор УЦСБ.

Государство, по мнению Трофимова из "Астерос", является одним из ключевых "маркет-мейкеров", выступая одновременно в роли крупного заказчика и регулятора. В текущих условиях это дает возможность рынку "дышать", поставщикам и разработчикам развиваться дальше.

В Directum замечали положительную динамику развития федеральных информационных систем с 2011 по 2014 годы, в период становления электронного правительства, когда запускался СМЭВ, единый и региональные порталы государственных услуг.

«
Результаты проектов стали заметны в 2014-2015 годах, когда граждане реально начали активно пользоваться предоставленными электронными услугами. Сейчас ведутся активные работы по повышению вовлеченности граждан и повышению удобства использования сервисов, поэтому в ближайшие 2-3 года мы получим вторую волну откликов, которая позволит понять, получилось ли сделать сервисы реально удобными и понятными для нашего населения, - считает Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании Directum
»

При этом он отмечает, что до сих пор есть ряд сервисов, динамика развития которых оставляет желать лучшего, например, построение единой системы здравоохранения и единой системы ЖКХ.

Елене Ивановой, начальнику управления маркетинга компании ЭОС, хотелось бы, чтобы развитие федеральных информационных систем шло быстрей. С технологической точки зрения госсистемы будут двигаться в сторону скорости обработки, удобства взаимодействия, дружественного интерфейса, возможностей более удобной работы с мобильных устройств, считает она.

Наиболее благоприятная ситуация сложилась в тех ведомствах и учреждениях, которые сформировали для себя и придерживаются долгосрочной ИТ-стратегии развития, считает Илья Веригин, руководитель направления аналитики и работы с госсектором корпорации ЭЛАР.

«
Например, ФНС уверенно в течение нескольких лет шла к тому, чтобы граждане и организации взаимодействовали с ней через личный кабинет; чтобы обмен информацией с ФМС и МВД шел также в электронном формате. С точки зрения электронного взаимодействия активно развивается судебная система, которая получила законодательное разрешение на передачу исполнительных документов в электронном виде. Нельзя не отметить Росреестр, который не только кардинально реформировал обслуживание, но и планомерно реализует стратегию безбумажной работы, заключает эксперт
»

Повысить эффективность проектов можно за счет "сужения" горизонтов ИТ-планирования. Сейчас уже на стадии разработки в систему сразу закладывается обширный функционал, что требует продолжительных сроков внедрения и серьезного финансирования, объясняет Ефименко из "ФОРС - Центр разработки". Как следствие, системы долгое время остаются в стадии опытной эксплуатации, подрывается доверие к обрабатываемой информации, подрядчикам и к проекту в целом. Поэтому целесообразнее такие проекты разбивать на небольшие этапы с гарантией получения определенного результата на каждом из них.

Еще один способ повышения эффективности - координация.

Понятно, что каждое ведомство плотно занимается разработкой и развитием своих систем, а министерство связи координирует этот процесс. Но единого архитектора, который бы определял общую структуры единой системы, формат мастер-данных и взаимодействие между ними, не только на уровне одного ведомства, в настоящий момент не существует, - отмечает президент "Корус Консалтинг" Александр Семенов.

В связи с отсутствием единого центра для координации проекта "Электронное правительство" наиболее инициативные ведомства вырываются вперед, и единая картина автоматизации напоминает лоскутное одеяло, добавляет Александр Гольцов из "АМТ-Груп".

До сих пор редко можно встретить в органах государственной власти выделенную проектную команду, что также является проблемой. Чиновники занимаются проектами информатизации параллельно с основной деятельностью, по которой у них серьезная загрузка, объясняет Сергей Эйсымонт из "Ланита". Такой подход, безусловно, сказывается как на эффективности выполнения самого проекта, так и на итоговой бизнес-ценности конечного результата.

О кадровых проблемах рассуждает и гендиректор "Айтоники" Алексей Болдырев. По его мнению, если в федеральных органах у ИТ-шников зарплаты будут более конкурентноспособными, а не как у обычных чиновников, туда пойдут лучшие специалисты, которых пока "оттягивают" коммерческие ИТ-компании и кэптивные структуры крупных госкорпораций.

Еще один "блок" проблем связан с законодательством, которое зачастую не поспевает за изменениями в ИТ. Так, Александр Гольцов, генеральный директор "АМТ-ГРУП", именно отставание законодательной базы называет одной из основных проблем для перехода к безбумажным технологиям. По его словам, закон должен стимулировать отказ от бумаги, тогда внедрение информационных систем пойдет значительно быстрее.

В целом участники рынка не ждут роста спроса на ИТ в федеральных органах власти, но и катастрофы не прогнозируют.

Множество пессимистичных прогнозов было дано относительно 2015 года, однако активная работа над государственными информационными системами и поиск альтернативных источников финансирования проектов позволили избежать предрекаемого обвала рынка и ИТ-индустрии, отмечает Галина Ахмерова из "Барс Груп".

Первая статья, которая попадает под сокращение – закупка иностранного оборудования и лицензий на западное ПО, замечают в "Кроке":

«
Не сокращение, а замена иностранного ПО на российское и open source, автоматизация основных бизнес-процессов для увеличения их эффективности – эти потребности государственных ведомств могут дать положительную динамику ИТ в госсекторе и увеличение проектов, связанных именно с модификацией ПО, отмечает Татьяна Толстова
»

Локальные точки роста возможны за счет вытеснения импортных продуктов в тех задачах, где уже сейчас имеется адекватное конкурентное предложение, например, при замещении импортных СЭД (на базе IBM Lotus и Documentum) на отечественные системы, соглашается Владимир Андреев из "ДоксВижн".

В Maykor ожидают сохранение спроса на услуги техподдержки уже имеющейся у ведомств ИТ и инженерной инфраструктуры при сокращении стоимости контрактов.

«
Если в 2015-м игроки ИТ-рынка затаились и ждали, что же будет, то уже в начале 2016-го и заказчики, и бизнес в каком-то формате адаптировались к существующим реалиям. Время не стоит на месте, и откатываться в каменный век никто не собирается. Делаются серьезные шаги в сторону импортозамещения, разрабатываются стратегии развития в условиях текущих сокращенных бюджетов. Думаю, все это должно привести к оздоровлению рынка. Люди постараются больше работать, а не зарабатывать. Сейчас нужно сделать временные и интеллектуальные инвестиции. И рано или поздно такой подход обязательно принесет свои дивиденды, - заключает Дмитрий Трофимов из "Астерос"
»

Читайте также